Общие подходы к формированию учебной деятельности
Активная учебная деятельность учащихся рассматривается как один из важнейших аспектов повышения эффективности обучения (Л.П.Аристова, Д.Н.Богоявленский, В.В.Давыдов, М.И.Еникеев, Т.Л.Лещинская, А.А.Люблинская, А.К.Макарова, Н.А.Менчинская, Н.Г.Морозова, П.И.Пидкасистый, Н.Ф.Талызина, И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова и др.). Под понятием «активная учебная деятельность» обычно понимается деятельность ребенка в процессе обучения, характеризующаяся наличием стремления к знаниям, навыков самоуправления учением и применением учебных действий для получения новых знаний.
Внимание многих исследователей обращено на разработку системы педагогических мероприятий, направленных на формирование активной учебной деятельности школьника, необходимой для его развития и подготовки к вступлению в самостоятельную жизнь. Этой проблемой в разных ее аспектах занимались Ю.К.Бабанский, Г.И.Вергелес, В.Н.Вовк, Г.Ф.Гаврилычева, И.А.Грошенков, Б.И.Есипов, И.Г.Еременко, Е.М.Калинина, Н.Ф.Кузьмина, В.А.Кустарева, И.П.Лаужикас, И.Я.Лернер, Р.М.Линева, Н.Б.Лурье, Л.С.Мирский, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, А.И.Раев, М.Рутковски, Л.С.Сильченкова, И.А.Сквирская, В.Е.Турчинская и многие другие. В этих исследованиях относительно широко представлены вопросы формирования и активизации учебной деятельности учащихся общеобразовательных и коррекционных школ среднего и старшего школьного возраста. Учебная деятельность младших школьников, особенно учащихся с интеллектуальной недостаточностью, изучена в меньшей степени.
В процессе изучения учебной деятельности и поиска наиболее эффективных путей ее формирования исследователями были выделены стадии ее развития (Л.П.Аристова, В.В.Давыдов, А.К.Маркова).
На первой стадии происходит освоение отдельных учебных действий, на основе которых возникает ситуативный интерес к приемам учебной деятельности и формируются механизмы принятия частных учебных целей. На этом этапе осуществление учебной деятельности возможно лишь при непосредственном взаимодействии учителя с учеником, когда учитель ставит цель, организует деятельность, осуществляет контроль и оценку.
Для второй стадии характерно объединение учебных действий в целостные акты деятельности, подчиненные реализации более отдаленных целей. По мере формирования этих актов познавательные интерес приобретает более устойчивый характер, начиная выполнять функцию смыслообразующего мотива деятельности. На этой основе происходит дальнейшее развитие процессов целеполагания, обеспечивающих принятие целей из вне, самостоятельную их конкретизацию и формирование действий контроля и оценки.
На третьей стадии имеет место формирование из отдельных актов целостной системы учебной деятельности. Познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и избирательностью, начиная выполнять функцию побудительного мотива учебной деятельности.
Смена стадий в процессе формирования учебной деятельности протекает медленно. Возникающие изменения качества учения школьников, как правило, малозаметны. Временные границы смены стадий очень индивидуальны. Они зависят от многих факторов: от особенностей психофизического развития ребенка; его готовности к обучению; специфики организации обучения и, конкретно, работы по формированию учебной деятельности школьников.
Известно, что формирование учения школьников протекает при помощи управления извне, т.е. под руководством учителя. Сказанное в полной мере относится и к формированию отдельных элементов учебной деятельности: мотивационного компонента учебной деятельности и комплекса учебных действий.
В исследованиях, посвященных учебной деятельности школьников с нормальным интеллектуальным развитием, предлагаются следующие направления работы по ее формированию и активизации (Т.И.Шамова):
1. Формирование мотива деятельности:
а) формирование познавательной потребности,
б) формирование стойких познавательных интересов.
2. Формирование системы знаний и умений на основе самоуправления процессом учения:
а) формирование интеллектуальных умений связанных с переработкой информации,
б) формирование умений планировать, организовывать и контролировать свою деятельность.
В рамках первого направления предлагаются следующие этапы работы (Н.Г.Морозова):
1. Подготовка условий (создание благоприятных условий и атмосферы обучения; усвоение детьми определенных знаний и умений).
2. Создание положительного отношения к предмету.
3. Организация систематической поисковой творческой деятельности, в процессе которой формируется интерес.
4. Постановка проблемных ситуаций, при решении которых в процессе деятельности возникают новые неисчерпаемые вопросы.
Реализации второго направления базируется на представлениях о специфике формирования действий, которое рассматривается в связи с практической, осознанной, целенаправленной деятельностью самого обучающегося (П.Я.Гальперин, М.В.Гамезо, А.В.Запорожец, В.Н.Зинченко, В.А.Крутецкий, Н.Ф.Талызина и др.).
Результаты многочисленных исследований разных видов деятельности показали, что формирование всех видов действий протекает по единым закономерностям. Оно включает переход от внешних ориентировок, складывающихся в процессе практической деятельности ребенка, к их внутренним формам. В основе этого процесса должно лежать понимание учеником взаимосвязи между целью деятельности, условиями и способом ее выполнения. Поэтому формированию действий обязательно должно предшествовать обучение принятию целей поставленных учителем, ознакомление с условиями и возможными способами выполнения данной деятельности. Наиболее эффективно этот процесс протекает в условиях систематического обучения.
В процессе разработки конкретных путей формирования действий предложена система поэтапного формирования умственных действий. Она исходит из положения о том, что главной целью формирования умения должно быть получение действия с заданными (желаемыми) качествами. Поэтому в ходе работы необходимо подбирать такие условия, которые обеспечивали бы формирование конкретных действий с определенными характеристиками (П.Я.Гальперин).
Предложенная система сначала намечает пути решения задачи, а затем устанавливает последовательные «шаги» реализации действия. Это помогает понять внутреннюю структуру формируемого явления. Шаг за шагом открывается полная система ориентировочной основы действия, а затем по этой системе формируются действия. Они последовательно реализуются в своих основных формах: материальной, перцептивной, внешнеречевой и умственной. По мере необходимости человек освобождается от опоры, но продолжает воспроизводить ее содержание в речи. Затем происходит постепенное сокращение “громкой” речи при сохранении внутренней речи и указаниях экспериментатора. Далее снимаются все указания и сокращается внутренняя речь. После этого действие можно применять при решении новых задач. Такая система формирования действия при ознакомлении с новым материалом позволяет сократить и автоматизировать необходимую в процессе становления любого действия ориентировочную деятельность, ускорить его анализ, углубить понимание и увеличь продуктивность действия.
Анализ результатов многих исследований в этой области позволяет сделать вывод о необходимости системного, комплексного подхода к решению данной проблемы. Это значит, что наибольший эффект в плане формирования учебной деятельности достигается применением системы педагогических мероприятий направленных на развитие наиболее важных структурных компонентов деятельности, определяющих ее специфические особенности в отличие от других видов деятельности. Применение системы этих мероприятий целесообразно в процессе всех уроков, режимных моментов, во внеклассной работе. Оно не должно быть ограничено только рамками работы учителя. Важно, чтобы, в ней в единый комплекс соединялись усилия всех специалистов, работающих в школе, а также включалось ближайшее окружение ребенка (семья, друзья, внешкольные организации (организации дополнительного образования и т.д.)).
Мы полагаем, что систему педагогических мероприятий, направленных на формирование активной осознанной учебной деятельности можно представить через описание условий, средств и методов, способствующих достижению поставленных целей.
Под условиями мы понимаем предпосылки, определяющие обстановку, в которой формируется осмысленная целенаправленная деятельность.
Условия реализуются через комплекс средств, которые в данном случае имеют в большей мере идеальный характер и могут быть определены как педагогические мероприятия, направленные на формирования учебной деятельности школьников.
В рамках определенных условий средства активизации учебной деятельности реализуются через методы и приемы обучения. В настоящий момент в психолого - педагогической литературе описано несколько классификаций методов обучения: методы и приемы обучения (главным образом организационные методы преподавания) и методы и приемы учения (П.И.Пидкасистый); методы включения и стимуляции, осуществления и контроля деятельности (Ю.К.Бабанский); информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), репродуктивный, эвристический, метод проблемного изложения материала и исследовательский метод (И.Я.Лернер); информационно-репродуктивные, информационно-поисковые и руководства исследовательской деятельностью учащихся (Т.И.Шамова).
Применительно к обучению нормально развивающихся детей в качестве условий формирования активной и осознанной учебной деятельности называются:
- формирование у школьников полноценных познавательных потребностей, мотивов и интересов, а также системы знаний, умений и навыков, связанных с организацией деятельности;
- совершенствование ситуации обучения путем создания положительной эмоциональной обстановки и отношения к предмету, вариативности способов предъявления учебной задачи, реорганизация работы над учебным материалом;
- повышение качества используемого дидактического материала;
- широкое применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода в классной и внеклассной работе.
Реализация этих условий возможна через содержание обучения, деятельность учителя (методы и приемы обучения) и деятельность ученика (формы организации учения).
Основными методами формирования и активизации учебной деятельности в большинстве работ рассматриваются проблемное обучение, самостоятельные работы, использование программированных заданий, алгоритмов, технических средств.
Своеобразие психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, и обусловленные им особенности организации учебного процесса, в который они вовлечены, определяют своеобразие подходов к формированию и активизации их учебной деятельности.