Лекция 6. Школа и педагогика России второй половины XIX

И начале ХХ века

Лекция Развитие школы и педагогики в России после Октябоьской Революции (1917 г.)

Основные понятия:

????

Советская школа и педагогика в 1917 – 1920 гг. Первые декреты Советского правительства по народному образованию. Отражение поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государства в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в «Основных принципах единой трудовой школы» Реализация партийно-государственной школьной политики в деятельности Наркомпроса (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская).

Изменения в организации народного образования. Деятельность школ различного типа (Опытно-показательные учреждения Наркомпроса, ФЗУ, ШКМ, ФЗС).

Советская система образования в 1921 – 1930 гг. Создание новой системы образования (1930). Комплексные программы Государственного ученого совета (ГУСа). Программы единой трудовой школы 1-й ступени (1929). Проблемы политехнического образования. Вопросы воспитания и организации учебно-воспитательной работы. Начало пионерского движения.

Развитие школы и педагогики в 1931-1941 гг. Деятельность государства и общества по введению всеобщего начального образования. Постановление ЦК ВКП(б) об организации и содержании работы советской школы: «О начальной и средней школе» (1931), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»(1932), «О педагогических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Создание единой системы народного образования в СССР (1934). Осуществление всеобщего начального обучения и постепенный переход к семилетнему всеобучу. Признание урока основной формой обучения. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Фактическое прекращение поисков новых организационных форм и методов обучения.

Ученическое самоуправление. Деятельность пионерской и комсомольской организации в общеобразовательной школе. Разработка педагогами 20-30 гг. проблем цели, содержания, организации и методов школьного воспитания, общего и политехнического образования, вопросов школьного самоуправления, деятельности детских и юношеских организаций (П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий и др.).

Педагогическое новаторство А.С.Макаренко. Выдающиеся деятели советской системы образования: Надежда Константиновна Крупская, Антон Семенович Макаренко, Павел Петрович Блонский, Станислав Теофилович Шацкий, Василий Александрович Сухомлинский.

Педагогика российского зарубежья (С.И. Гессен,

Лекция 7. Образование и педагогическая мысль в России после

Второй мировой войны

Советская система образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Борьба за реализацию всеобщего обучения в годы войны. Патриотическое и трудовое воспитание. Постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе»(1944). Открытие Академии педагогических наук РСФСР (1943).

Развитие общеобразовательной школы в конце 40-50 гг. Введение семилетнего всеобуча. Создание профессионально-технических училищ (ПТУ).

«Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958). Организация производственного обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе в конце 50-60-х гг. Переход ко всеобщему среднему образованию во второй половине 60-х – начале 70 гг.

Поиски практическими работниками школ путей повышения эффективности обучения (опыт школ Липецкой, Новосибирской областей, Татарской АССР и др.).

Развитие педагогической науки. Деятельность Академии педагогических наук. Усиление с начала 60 гг. внимания к разработке теоретических проблем школьного воспитания и обучения. Исследование взаимосвязи обучения и раз-вития (Л.В.Занков); сущности процесса обучения; путей совершенствования структуры урока, активизации методов обучения (М.А. Данилов, Б.Е. Есипов, И.Т. Огородников, МН. Скаткин и др.); взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности (И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Проблемы программированного обучения (П.К.Гальперин, Л.Н. Ланда, Н.Ф.Талызина и др.). Теория и практика проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). Проблемы политехнического образования (С.Г. Шаповаленко, В.Г.Зубов, К.А.Иванович). Разработка вопросов теории и практики гражданского воспитания учащихся, активной жизненной позиции школьников (В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов).

Поиски путей гуманизации воспитания и реформирования на этой основе деятельности общеобразовательной и профессиональной школы. Практическая работа педагогических коллективов и отдельных учителей по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984).

Реформирование системы народного образования СССР и России в 1985- 1995 гг. Закон об образовании (1992,1996).

Наши рекомендации