Вопрос 33: Школа и педагогика в России во второй половине XIX - начале XX вв. (до 1917 г.)
Этот период называется – ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПЕРИОД отечественной педагогики. В это время появляется мощное педагогическое движение. Издаются журналы:
· Русский пед. вестник
· Учитель
· Пед. сборник
· И другие
В 60-х годах начинается образовательная реформа.
· 1860 – «Положение о женских училищах». Создаются женские училища 1-го и 2-го разряда (1-й разряд – 6 лет; 2-й разряд – 3 года). Училища были не сословными, в них давалось среднее образование. В то время женщины не имели права поступать в университеты, но существовали высшие женские курсы, которые были платными (сфера медицины и образования).
· 1864 – реформа начального и среднего образования. «Положение о начальных народных училищах» которые были всесословные, обучение бесплатное, мальчики и девочки обучались совместно. Целью создания таких училищ было – утверждение в народе религиозных и нравственных понятий; распространение первоначальных знаний (чтение, письмо, счет, Закон Божий).
· 1864 – «Устав гимназий и прогимназий». Для мальчиков существовало 3 вида гимназий:
1) классические (латинский, греческий язык)
2) реальные (практико-ориентированное, научное обучение)
3) полуклассические ( один мертвый язык)
В университет можно было попасть только через классическую гимназию. Прогимназии – начальные классы гимназии в уездных городах.
· Появлялись земские школы, которые финансировались земствами и местными меценатами. Эти школы давали начальное образование, в них работали не высококвалифицированные учителя.
· 1868 – «университетский устав» (новый). Вернулись свободы университетам.
· 1870 – «Положение о женских гимназиях». Поднялся вопрос о среднем образовании для женщин, так как женщины не получали права поступать в университеты, то для них были созданы: Мариинские гимназии и Министерские гимназии. Обучение в них было платное и длилось 7 лет.
· 1871 – новый «Устав гимназий и прогимназий». Появление реальных училищ вместо реальных гимназий. Обучение в них было специальное и общее, длилось 7 лет и было платным.
1-й отдел – механико–технический среднее профессиональное образование
2-й отдел – химико-технический
3-й отдел – общеобразовательный (высшее профессиональное образование)
Были стипендии для одаренных учеников
· 1872 – уездные училища преобразованы в начальные и городские училища. Церковная приходская школа была самой распространенной, обучение в ней велось в года (счет, чтение, письмо, Закон Божий). Были созданы специальные образовательные учреждения для подготовки педагогов – «Учительские школы» (создавались государством).
Начало 20-го века
· 1901 – министр просвещения – Петр Семенович Ванновский разработал проект «Основных положений» устройства общеобразовательной средней школы:
1) Отменялось преподавание латинских языков в 1,2 классе гимназии и греческого в 3,4. Освободившееся время отдавалось изучению русского языка и географии. Введена в программу 1-го класса русская история.
2) Принятие лиц не дворянского происхождения
3) Отменены переводные экзамены
· 1908-20 – гос. дума в бюджет вложила утроение затрат на образование в начальных школах
· 1911 – закон о введении всеобщего начального образования
· 1915 – женщинам разрешено получать высшее университетское образование
Министром просвещения планировалась реформа: демократизация образования, введение элементов «школы труда» (лабораторные работы по физике, химии и ручной труд), но реформа не была осуществлена в связи с революцией.
Направления в отечественной педагогике в конце 19в. – начале 20в.
Школа учебы
· индивидуализация общественного обучения,
· ребенок – субъект деятельности, а не объект воздействия,
· активизация самостоятельности,
· творческая инициатива уч-ся,
· ручной труд
2) Школа труда(создавались только авторские трудовые школы)
3) Свободная школа.Представители: Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель
Русская национальная школа
5) Религиозно-православное направление– ортодоксальное ( не вносить ничего нового)
-оппозиционное ( религиозно-философское)
Западничество
Вывод:реформа 1864 года носила прогрессивный характер, контрреформа 1860-70-х антинародна, планировавшаяся реформа в начале 20 века была прогрессивной. Возникающие новые типы школ свидетельствовали о том, что общество влияет на реформирование образования