Глава 18. организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы

Процесс обучения в системе среднего профессионального обра­зования, формы его организации, методы и требования в значи­тельной мере отличаются от школьных. Это обусловливает ряд труд­ностей, с которыми сталкиваются студенты в начале учебы. Их можно разделить на три группы.

Дидактические трудностисвязаны с изменением методов обуче­ния, со сложностью и большим, чем в средней школе, объемом занятий, нередко со слабой школьной подготовкой или значи­тельным перерывом в учебе. Особое значение имеет отсутствием навыков систематической самостоятельной работы. Социально-психологические трудностиобусловлены изменени­ем образа жизни обучающихся. Многие меняют место жительства, в связи с чем происходит смена обстановки, круга общения, воз­никает необходимость самостоятельного ведения хозяйства. Тре­буется время, чтобы приспособиться к новому укладу жизни. Профессиональные трудностивозникают у студентов из-за того, что не с первого курса начинаются профилирующие дисциплины. Процесс формирования будущего специалиста на начальном этапе требует изучения общих гуманитарных и социально-экономичес­ких дисциплин, иностранного языка, ряда математических и ес­тественнонаучных дисциплин, и только позднее начинается бо­лее углубленная профессиональная подготовка. Учеба является разновидностью умственного труда и требует усиленной работы головного мозга. Знание студентами основ куль­туры умственного труда будет способствовать сохранению здоро­вья и обеспечит высокую эффективность интеллектуального тру­да при минимальных нервных затратах. Этому посвящена специ­альная наука — гигиена умственного труда,изучающая трудовую (учебную) деятельность и производственную среду с точки зре­ния их влияния на организм человека. Многие правила гигиены умственного труда достаточно хорошо известны, но важно не толь­ко знать, но и практически использовать научные рекомендации по созданию оптимальных условий учебы и быта студентов. Негативные факторы, которые подстерегают человека, зани­мающегося умственным трудом, зависят не только от специфики самого труда, но и от условий, в которых он выполняется. Сту­денты подолгу находятся в душном помещении, в однообразной сидячей позе. В результате возникает переутомление.Соблюдение правильного режима дня способствует улучшению работоспособ­ности, успешному выполнению заданий и усвоению нового мате­риала, предохраняет от переутомления. При умственной работе, как в любой другой, наблюдаются за­кономерные изменения работоспособности, ее определенная ста­дийность. Начальная — стадия врабатываемости, когда ра­ботоспособность постепенно увеличивается. Затем наступает стадия устойчивой работоспособности и, наконец, ста­дия снижения работоспособности. В соответствии с этим необходимо планировать свою работу. Сначала следует выполнять задания средней трудности, затем са­мые сложные и в конце работы, когда внимание ослаблено, — самые легкие. Примерно через каждые 1 — 1,5 ч занятий необходи­мо делать кратковременные перерывы, чтобы восстановить рабо­тоспособность. Каждый студент устанавливает свой режим труда, предусматривающий чередование разнообразных видов деятель­ности в течение дня, чтобы труд своевременно сменялся отды­хом, твердо соблюдались часы и продолжительность занятий и был равномерный и стабильный жизненный ритм. Надо приучить себя ложиться спать в одно и то же время. Лучше раньше ложиться и раньше вставать. Сон должен составлять 7—8,5ч в сутки, сокра­щение его на час снижает производительность труда на 5 — 20%, а сон свыше 9 ч в сутки действует на организм расслабляюще. На производительность умственного труда влияет состояние ок­ружающей обстановки. Стены в рабочем (учебном) помещении должны быть светлыми и интенсивно отражать свет. При темном или слишком ярком свете очень быстро утомляются глаза. Осве­щенностьна рабочем месте должна быть не менее 300 лк. Источ­ник освещения следует располагать слева, чтобы не создавалось теней на рабочем месте. Для пишущих левой рукой — наоборот. Обязательно должно быть включено общее освещение. Для эффективности умственного труда имеет значение и на­грузка на слуховой анализатор. Наиболее благоприятна абсолют­ная тишина читального зала, кабинета. Температура воздухав учебной аудитории должна составлять 18 — 200С при относительной влажности воздуха 40—70%. Повы­шение содержания углекислого газа до 0,1 % способствует появ­лению функциональных нарушений и снижению работоспособ­ности, что предопределяет необходимость систематического про­ветривания помещения. Учеба должна чередоваться с оптимальным отдыхом.Наиболее полезны активные виды отдыха — физкультура, спорт, туризм. Это мощные стимуляторы восстановления сил, поднятия настро­ения, укрепления воли. Отдых может быть и пассивным, напри­мер в сидячем положении. Сидеть следует, откинувшись на спин­ку стула, расслабив мускулатуру, вытянув ноги и закрыв глаза. Поможет снять утомление после напряженной умственной рабо­ты и повысит работоспособность еще на 1—1,5 ч обтирание лица холодной водой. Против утомления оказывают благоприятное дей­ствие сладкие вещества, например сахар, шоколад. Однако режим и вид отдыха не могут быть одинаковыми для всех. Во многом они зависят от условий жизни, обстановки, ин­дивидуальных особенностей человека. В природе все совершается циклично. Также протекает и наша жизнь. Физиологами установлено, что в соответствии с биологи­ческими ритмами умственная работоспособность человека дости­гает наивысшего уровня в период с 8.00 до 12.00 между 16.00 и 18.00. В недельном цикле максимум работоспособности приходит­ся на вторник, среду и четверг. В течение года наиболее продук­тивным является период с октября по март. Наблюдается пониже­ние работоспособности к летней экзаменационной сессии. Как уже отмечалось, существуют люди с дневным и ночным ритмами бод­рствования. Учитывая все эти факторы, необходимо самую ответ­ственную работу планировать по периодам естественного подъема работоспособности.Одним из элементов культуры умственного труда является уме­ние обучающихся самостоятельно работатьс разными учебными материалами, квалифицированно владеть технологией ведения разных видов учебной работы. Вместе с тем многие студенты в начале обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием соответствующих навыков самостоятельной работы, основным принципом которой является ее систематичность. С первых дней учебы необходимо ежедневно не менее 3—4 ч готовиться к лекциям, семинарам и лабораторным занятиям. При этом самостоятельную работу нужно обязательно четко планиро­вать. Работать надо активно, напряженно и внимательно. В работе студента значительное место занимает конспектиро­вание. Надо научиться правильно записывать лекции, вести крат­кие конспекты. Ведение конспекта создает особенно благоприят­ные условия для запоминания услышанного. В этом процессе при­нимает участие слух, зрение и рука (т.е. все виды памяти). Суще­ствуют некоторые общие правила записи лекций. По каждому пред­мету следует иметь отдельную тетрадь, на страницах которой ос­тавлять поля для заметок, вопросов, собственных мыслей. Наибо­лее важные положения следует выделять подчеркиванием. Для того чтобы информация быстрее усваивалась, необходимо разделять материал на абзацы, главы, параграфы. Писать нужно быстро и четко. Не следует стремиться вести дословную запись речи лектора, превращая ее в механический процесс. Главное — научиться отделять основную информацию от второстепенной. Перед лекцией необходимо изучить материал предыдущей лек­ции, психологически настроиться на восприятие нового материа­ла. Важно помнить: ни одна дисциплина не может быть изучена только по конспектам. Должно быть параллельное, систематичес­кое изучение материала учебника и конспекта. За время обучения приходится изучать до 25000 страниц различного текста. Установлено, что студент на начальном этапе обучения читает медленно: 150— 160 слов в минуту вслух и 250 — 260 — про себя. Важно научиться различным видам чтения: выборочному, сплошному, чтению с переработкой материала (конспектирование) и смешанному.Студенты должны уметь выбрать наиболее эффек­тивный вид чтения для выполнения конкретного задания. Читать рекомендуется внимательно, вдумчиво, стараясь запом­нить существенные моменты. Методика работы с текстом, конеч­но, индивидуальна. Она зависит от опыта, общего уровня культу­ры и начитанности студента, а также от вида изучаемой литерату­ры. Но имеются некоторые основные приемы работы с текстом: предварительное знакомство с книгой, анализ текста, конспек­тирование, работа одновременно с несколькими источниками.

Таким образом, путь к успешному обучению пролегает через скорейшее овладение навыками культуры умственного труда и самоуправления. Студенту следует поставить перед собой ясные цели и преодолевать лень, вялость, неорганизованность.

При обучении закладывается фундамент знаний и умений пло­дотворно трудиться по выбранной специальности. Поэтому в про­цессе обучения студентам необходимо не только усвоить предла­гаемую программу, но и приобрести навыки творческой самосто­ятельной работы, которые позволят эффективно осуществлять свою учебную, а в последующем и напряженную профессиональную деятельность, рационально используя психофизические и интел­лектуальные возможности организма.

Вопросы выходного контроля

1.В чем заключается специфика студенческого труда? 2.Какие негативные факторы подстерегают студента? 3.Назовите стадии изменения работоспособности человека при ум­ственной работе. 4.Какие факторы оказывают влияние на производительность студен­ческого труда? 5.Какие приемы работы с текстом вы знаете и какими из них владе­ете в большей степени? 6.Сформулируйте для себя основные принципиальные положения культуры умственного труда.

РАЗДЕЛ V
Информационное обеспечение обучения.

Наши рекомендации