Рациональная организация режима труда и отдыха

3.5.1 ГРУППЫ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАТЕГОРИИ ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ РАБОТЫ

Психофизиологические исследования офтальмологов показали, что при напряженной работе за компьютером утомление наблюдается в сред­нем через четыре часа. Однако реальные объективные изменения фи­зиологических показателей появляются уже после двух часов работы.

Специалисты также выяснили, что степень утомления зависит как от индивидуального состояния здоровья человека, так и от характера деятельности (работы) на ПЭВМ. Поэтому режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Согласно рекомендациям, приведенным в СанПиН 2.2.2.542-96, виды трудовой деятельности работающих на ПЭВМ разделяются на три группы:

А — считывание информации с экрана с предварительным запро­сом;

Б — ввод информации;

В — творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

В каждой из трех групп видов установлены три категории тяжести и напряженности работы (табл. 3.4.)

Таблица 3 4 Характеристика видов трудовой деятельности по группам и категориям

Группа   Категория тяжести и напряженности работы  
I   II   III  
А (по числу считываемых знаков за смену)   До 20 тыс   До 40 тыс   До 60 тыс  
Б (по числу считываемых или вводимых знаков за смену)   До 15 тыс   До 30 тыс   До 40 тыс  
В (по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ и ВДТ за смену, но не более 4 ч)   До 2 ч   До 4 ч   До 6ч  

Исследования лаборатории офтальмоэргономики МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца показали, что наибольшая нагрузка на орган зрения будет при вводе информации (группа Б), а более сильное об­щее утомление организма может вызвать работа в режиме диалога (В).

В известной степени к диалоговому режиму (В) можно отнести и работу с компьютерной графикой. Нагрузка на орган зрения при этом будет максимальной, особенно если экран небольшой и плотность изображений на нем высокая. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, кото­рая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены.

Для преподавателей высших и средних специальных учебных заве­дений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более четырех часов в день. Для инжене­ров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать шесть часов в день.

С учетом различных групп и видов трудовой деятельности оцени­вают тяжесть и напряженность труда в картах условий труда, а также разрабатывают рекомендации по профилактике зрительно напряжен­ных работ (подробнее см. в разделе 4).

3 5.2. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПЕРЕРЫВОВ

Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и правилами внутреннего трудового рас­порядка предприятия (организации, учреждения).

Соотношение времени работы и регламентированных перерывов для различных категорий тяжести (согласно нормам СанПиН 2.2.2.542-96) приведены ниже (табл. 3.5).

Таблица 3.5 Регламентированные перерывы пользователей ПЭВМ

  Категория работы с ПЭВМ   Суммарное время регламентирован­ ных перерывов (в минутах) при дли­ тельности смены   Распределение перерывов в течение смены  
    8ч   12ч   8ч   12ч  
I       Два перерыва по 15 минут че­   В первые 8 ча­  
            рез 2 часа после начала смены   сов такие же  
            и после обеденного перерыва   перерывы, как  
II       Через 2 часа после начала сме­   и при 8-часо­  
            ны и через 1,5-2 часа после обе­   вой смене, а в  
            денного перерыва по 15 минут   течение осталь­  
            каждый или по 10 минут через   ных 4-х часов  
            каждый час работы   через каждый  
                час по 15 минут  
III       Через 1,5-2 часа после начала   (независимо от  
            смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва перерыв   категории ра­бот)  
            по 20 минут каждый или по      
            15 минут через каждый час      

Если на вашем рабочем месте не соблюдаются санитарные нор­мы, то время перерывов, указанное в таблице, должно быть увеличе­но на 30 %.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, предотвращения развития утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений, приведенные в Приложениях 16-18 к СанПиН 2.2.2.542-96. Ряд других простых, но высокоэффективных упражнений см. в Приложении 12 и на рис. 17-19.

рациональная организация режима труда и отдыха - student2.ru

рациональная организация режима труда и отдыха - student2.ru

рациональная организация режима труда и отдыха - student2.ru

рациональная организация режима труда и отдыха - student2.ru

Рис. 17. На счет 1 махом развести руки в стороны, слегка прогнуться. На счет 2, расслабляя мышцы плеч, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз

Чтобы уменьшить отрицательное влияние монотонности труда, целесообразно чередовать операции ввода осмысленного текста и чис­ловых данных, редактирования текстов и ввода данных (изменить со­держание работы).

При возникновении у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений (не­смотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований, режима труда и отдыха) следует применять индивиду­альный подход в ограничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ.

Особое внимание на перерывы следует обращать больным хрони­ческими заболеваниями и ослабленным (а их в России не менее 80% населения), женщинам в критические дни, детям и подросткам до 16-17 лет. Для них медики рекомендуют более частые перерывы: через каждые 40-60 минут работы на 10-15 минут. Тогда организм быстрее восстанавливается после работы.

рациональная организация режима труда и отдыха - student2.ru

рациональная организация режима труда и отдыха - student2.ru

Рис. 18. Ноги врозь, руки в стороны. На счет 1-2 резкий поворот направо, 3-4 на­лево. Повторить 4-6 раз

Рис. 19. Ноги врозь, руки на поясе. На счет 1-2 прогнуться назад, 3-4 — накло­ниться вперед. Повторить 4-6 раз

Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженнос­ти во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных по­мещениях (комната психологической разгрузки).

Для студентов длительность работы и перерывов определяется кур­сом обучения, характером и сложностью выполняемых заданий (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.), а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет один час, для студентов старших курсов — два часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительнос­тью 15-20 минут.

Для предупреждения развития переутомления обязательными ме­роприятиями являются: проведение упражнений для глаз через каж­дые 20-25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ (см. раздел 4); устройство перерывов после каждого академического часа занятий (независимо от учебного процесса) длительностью не менее 15 минут.

Наиболее правильным является выполнение таких рекомендаций пп. 9.2.3 СанПиН, как подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах ви­деомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или пк; проведение во время перерывов сквозного проветри­вания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом работ­ников; выполнение упражнений во время перерывов; замена комп­лексов упражнений один раз в две-три недели.

Наши рекомендации