Методика проведения логопедического массажа.

Комплексы массажных движений

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

1. Массаж проводится в медленном темпе.

2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.

3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла ипокоя.

4. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.

5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки. Например:

Успокаиваюсь. Отдыхаю, Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы.Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно…

Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например:

Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняячелюсть вялоотвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются.Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены...

6. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40 — 45 °С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3—5 мин.

7. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

§ мышцы шеи и плечевого пояса;

§ мимическая мускулатура;

§ мышцы губ;

§ мышцы языка.

Методические указания к проведению активизирующего массажа

1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.

2. Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.

3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.

4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.

5. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.

6. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.

7. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у массируемого.

8. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:

§ мимическая мускулатура;

§ мышцы губ;

§ мышцы языка;

§ мышцы шеи и плечевого пояса.

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

1. Массаж проводится в медленном темпе.

2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.

3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.

4. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.

5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия, аутогенной тренировки. Например:

Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно...

Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например:

Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены...

6. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40-45 °С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3-5 мин.

7. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

§ мышцы шеи и плечевого пояса;

§ мимическая мускулатура;

§ мышцы губ;

§ мышцы языка.

Использование приемов самомассажа

В логопедической практике

Самомассаж -это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях образовательного учреждения. Самомассаж также может быть включён в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса самомассажа может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме:

§ массаж головы;

§ массаж мимических мышц лица;

§ массаж мышц губ;

§ массаж мышц языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

Если солнце жарко греет. Если легкий ветер веет. Стало сухо и тепло – Это лето к нам пришло. Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора – Это осень к нам пришла. Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.    
Если вьюга кружит, злится. Всюду белый снег кружится. В снежных шапках все дома – Это к нам пришла зима. Круговые движения в области лба, щёк, подбородка.  
Если тает снег и лед. Звонкий ручеек течёт. Распускается листва – Это к нам пришла весна.   Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.  

Примерные комплексы для проведения самомассажа

    1. Ладошка – это солнышко, А пальчики – лучи. Поёт о солнце скворушка. Кричат о нём грачи.   2. Солнышко милое, Поделись своей силою! Просыпайтесь лучики. Согревайтесь рученьки.   3. Пальцы – лучики проснулись. Наклонились, потянулись. Быстро встали на зарядку. Рассчитались по порядку.   4. Солнышко проснулось. Лобика коснулось. Лучиками провело. И погладило, и погладило.   5. Солнышко проснулось. К щечкам прикоснулось. Лучиками провело. И погладило, и погладило.   6. Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело. Наши ручки потянулись. Наши губки улыбнулись.     7. Если солнце пригревает, В небе ласточка летает. Стало сухо и тепло – Значит, лето к нам пришло.   8. Если дождь стучит по крышам. То сильней, то тише, тише. Землю всю листва укрыла – Значит, осень наступила.     9. Если вьюга и пурга Намели вокруг снега И закутали дома – Значит, к нам пришла зима.   1. Если дождь стучит по крышам То сильней, то тише. Землю всю листва укрыла – Значит, осеньнаступила. 2. Осень в гости к нам пришла, Краски яркие взяла, Стала желтою трава, Разноцветною – листва.   3. Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пестрые летят… Осень любит листопад!   4. Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит, У деревьев грустный вид.   5. Осень в гости к нам пришла. Птичек в стаи собрала: «Стало холодно вокруг, вам пора лететь на юг!»   6. Осень в гости к нам пришла, В огород нас позвала. Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай.   1. Смотрят дети из окна: По дорожке ледяной В гости к ним идет зима В белой шубке меховой.   2. Белая метелица По дорогам стелется. Закружилась над землей. Затянуло небо мглой.   3. За снежинками снежинки Тихо кружатся, летят. Укрывает все тропинки Покрывалом снегопад.   4. На ветвях развесил иней Ночью Дедушка Мороз Он сегодня очень сильный – Щиплет щеки, лоб и нос. 5. Побежим домой скорей. Не догонит нас Мороз! Рукавичкой посильней Разотрем мы щеки, нос.   6. Завтра снова будем мчаться На коньках и на санях. И на лыжах с гор кататься – Ведь зима у нас в гостях.   1. Мы весну встречаем С первыми лучами. Они весело бегут. Звонко песенку поют.   2. Первые капели В полдень зазвенели. Стал мороз весною слаб. Снегу жарко: кап, кап, кап.   3. Шлёпаем по лужам После зимней стужи. Каждый год весной потом. Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп.   4. Льдинки звонкие разбились И поплыли по реке. И сережки распушились На осине и ольхе.   5. Обогрела всех весна. Пробудился лес от сна. Все, кто спал, весной проснулись. Птицы с юга к нам вернулись. 6. Землю солнышко согрело. И трава зазеленела. День весенний стал длиннее. Небо ярче и синее.   1. Лето, лето, лето! Летом много света. Солнце светит ярко. Стало очень жарко.   2. Лето, лето, лето! Теплый дождик, где ты? Погуляем под дождем И, быть может, подрастем. 3. В теплый солнечный денек Прилетел к нам ветерок. Стал волною он играть. Нашу лодочку качать.   4. Подари нам, лето, Солнечного света, Теплую погоду, Дальние походы.   5. Лето, лето, лето! Солнышком согреты И деревья, и кусты, И душистые цветы. КОМПЛЕКС 1 Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.Поочередно поглаживать пальцы. Направление движений (НД)– от кончиков пальцев к основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец опустить («клюв открыт»).     Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. Поочередно растирать пальцы. НД –от кончиков пальцев к основанию.     Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и называть пальцы. НД -от кончиков пальцев к основанию.     Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбу. НД –от середины лба к верхней части ушей.     Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по щекам. НД -от носа к средней части ушей.     Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.     Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.   Постукивающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Спиралевидные движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   КОМПЛЕКС 2 Постукивающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Спиралевидные движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Постукивающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Зигзагообразные движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Пощипывающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. КОМПЛЕКС 3   Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Спиралевидные движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Легкие постукивающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Пощипывающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Растирающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. КОМПЛЕКС 4   Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Постукивающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Похлопывающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Зигзагообразные движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Спиралевидные движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   КОМПЛЕКС 5 Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Постукивающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Волнообразные движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Зигзагообразные движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.   Поглаживающие движения. НД –от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

КОМПЛЕКС 6

Наши рекомендации