Среда и воспитание как факторы развития личности

Среда как совокупность условий существования человека и других живых организмов и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. (Условие — это обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.)

Понятие «среда» имеет несколько значений. Среда окружающая — природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Из этого определения следует, что частью окружающей среды являются:

1) среда географическая — это определенный территориальный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями и т. д.; 2) среда социальная — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Географическая среда влияет на процесс формирования личности. История человеческого общества свидетельствует о том, что все известные древние цивилизации существовали на территориях исключительно благоприятных с точки зрения географической среды. Несмотря на то, что в условиях технического прогресса роль природных факторов несколько снижается, и в настоящее время на Земле есть районы (вечной мерзлоты и избыточной влажности, пустынь и гор, землетрясений и т. п.), в природных условиях которых затрудняется социализация личности. Вместе с тем некоторые западные ученые полагают, что географическая среда играет чуть ли не первостепенную роль в развитии народов. По их мнению, народы, живущие в благоприятных географических условиях, в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Наоборот, народы, живущие в более суровых условиях, закалились в борьбе с ними и создали мощный промышленный и интеллектуальный потенциал. С этим отчасти можно согласиться.

Большинство исследователей, признавая роль географической среды, считают ее лишь предпосылкой для формирования личности. Подчеркивая определенное формирующеевлияние на человека природной среды, с определенной долей условности говорят о «педагогике гор», «педагогике степей», «педагогике моря» и т. д.

К важным факторам формирования и социализации личности относят именно социальную среду. При этом выделяют (по А. В. Мудрику):

- мегафакторы среды (мега — всеобщий, очень большой) — космос, планет, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли;

- макрофакторы среды (макро — большой) — страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах;

- мезофакторы среды (мезо — средний, промежуточный) — влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); но принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет и т. д.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

- микрофакторы среды - непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и другие), в которых осуществляется социальное воспитание. В результате взаимодействия всех вышеназванных факторов и создаются условия для социализации личности. В процессе социализаций происходит интеграция личности в социальную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. С другой стороны, социализация личности предполагает (включает) процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций, творческих способностей, а значит, саморазвития личности. В процессе социализации проявляются две тенденции; социальной типизации, с одной стороны, и автономизации, индивидуализации личности — с другой.

Итак, сущность социализации раскрывается в процессах адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация — непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и новые отношения, в соответствии с этим выполняет разные социальные роли. Вот почему он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, воспроизводя одновременно уже усвоенные социальные отношения и влияя на свое социальное окружение.

В самом широком смысле социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека со средой. Если же взаимодействие с окружающей средой специально организуется и направляется на развитие и формирование личности, т. е. целенаправленно, то вступает в действие третий важный фактор формирования личности, а именно воспитание как социальная функция общества и педагогический процесс.

Воспитание (образование, обучение) может быть охарактеризовано как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание упорядочивает, насколько это возможно, весь спектр влияний на личность и в то же время создаёт благоприятные условия для развития, социализации, формирования личности.Воспитание будет наиболее эффективным, если оно, согласно Л. С. Выготскому, направлено не столько на актуальную зону развития ребенка, сколько на «зону его ближайшего развития". Под «зоной ближайшего развития", как известно, ученый понимал все то, что ребенок сможет сделать в сотрудничестве и под руководством взрослых или более старших детей. Воспитание, ориентированное на «зону ближайшего развития" ребенка, «ведет за собой его развитие».

Наши рекомендации