Практическая работа: «Создание реляционной базы данных для турагента на основе программы WinTour Pro.
На занятии мы изучили реляционную таблицу, в связи с чем узнали, что термин «реляционный» означает, что теория основана на математическом понятии отношение. В качестве неформального синонима термину «отношение» часто встречается слово таблица.
Такая таблица представляет собой двумерный массив и обладает следующими свойствами:
-каждый элемент таблицы - один элемент данный;
-все столбцы в таблице однородные, т.е. все элементы в столбце имеют одинаковый тип (числовой, символьный или др.) и длину;
-каждый столбец имеет уникальное имя;
-порядок следования строк и столбцов может быть произвольным.
Отношения представлены в таблицах, строки которых соответствуют записям, а столбцы – атрибутам отношений (доменам, полям). Чтобы связать две реляционные таблицы, необходимо ключ первой таблицы ввести в состав ключа второй таблицы или ввести в структуру первой таблицы внешний ключ – ключ второй таблицы.
В реляционной модели данных фиксируются два базовых требования целостности, которые должны поддерживаться в любой реляционной СУБД. Первое требование называется требованием целостности сущностей, которое состоит в том, что любая запись любого отношения должна быть отлична от любой другой записи этого отношения, т.е. любое отношение должно содержать первичный ключ.
Второе требование называется требованием целостности по ссылкам и состоит в том, что для каждого значения внешнего ключа в отношении, на которое ведет ссылка, должна найтись запись с таким же значением первичного ключа, либо значение внешнего ключа должно быть неопределенным.
Резюме. База данных состоит из таблиц. Таблицы из атрибутов (полей). Каждый атрибут имеет тип и длину. Атрибуты бывают ключевые и не ключевые.
Разработаем схему данных (создание связей между таблицами).
Для этого:
· нажимаем по кнопку на панели инструментов (или команда Сервис, Схема данных).На экране появится окно <<Схема данных>>;
· щёлкаем по кнопке на панели инструментов (или команда Связи, Добавить таблицу);
· в появившемся окне будет выделено название одной таблицы. Щелкаем по кнопке <Добавить>, переводим выделение на имя следующей таблицы и щелкните по кнопке <Добавить>. Аналогично добавляем оставшиеся таблицы;
· закройте окно, щелкнув по кнопке <3акрыть>;
· чтобы не выполнять все вышеописанные действия, можно просто перетащить мышкой таблицы из окна «Базы данных Таблицы» в окно «Схема данных»;
· создадим связь между таблицами Сотрудники и Заказы. Для этого курсором мыши перетаскиваем <<Код сотрудника>> в таблице Сотрудники на поле <<Код сотрудника>> в таблицу Заказы. На экране откроется окно <<Связи>>;
· устанавливаем флажок («галочку») в свойствах Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей;
· щелкаем по кнопке <Создать>. Связь будет создана;
· аналогично создаем связи между полем <<Код клиента>> в таблице Клиенты и полем <<Код клиента>> в таблице Заказы, и т.д. Рисунок 3 отображает полученную схему базы данных компьютерного магазина.
· закрываем окно схемы данных, ответив ДА на вопрос о сохранении макета.
Рис. 3.Реляционная структура СУБД Access для информационной
системы туристической фирмы.
Заполнение базы данных.
В созданной базе данных существует возможность правки, добавления, просмотра всех данных. Причем за счет связей при процессе правки одной из таблиц, будут автоматически изменяться данные в других таблицах.
Формы служат для ввода и просмотра данных в удобном для пользователя виде, который соответствует привычному для него документу. При выводе данных с помощью форм можно применять специальные средства оформления.
Для создания формы нужно открыть вкладку «Формы» окна базы данных и нажать кнопку «Создать»
После этого в появившемся окне следует выбрать способ создания формы «Мастер форм» и выбрать таблицу, по которой необходимо сделать форму, в нашем случае таблица «Сотрудники».
Далее при помощи кнопок (перенести все записи) или (перенести выбранную запись) нужно выбрать поля, которые будут отражены в форме. Нажимаем кнопку «Далее». Затем нужно выбрать внешний вид формы, стиль (рисунок 7), задать имя формы и форма готова. Если автоматическое расположение полей формы нас не устраивает, то необходимо его изменить. Перейдем в режим конструктора (кнопка на панели инструментов ). Здесь можно менять расположение и размер полей формы по своему усмотрению: достаточно мышкой выделить интересующий объект.
Рис. 4.Готовая форма таблицы Сотрудники.
Предположим, что вам необходимо найти в базе данных определённого сотрудника (например, по фамилии). Для этого нужно:
- установить курсор в поле «Фамилия».
- выполнить команду меню Правка → Найти, или воспользоваться кнопкой панели инструментов.
Или необходимо найти всех сотрудников – менеджеров. Для этого:
- выбираем необходимое поле (в данном случае ставим курсор в поле «Должность» → «менеджер») и нажимаем кнопку (или выполняем команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному). В форме (или таблице) останутся только записи о сотрудниках, имеющих должность менеджер;
- для отмены фильтрации нажимаем на кнопку на панели инструментов или выполняем команду Записи, Удалить фильтр. В форме (таблице) появятся все данные. Как правило, фильтрацию удобнее использовать в табличных формах или непосредственно в самих таблицах СУБД Access.
Практическая работа.
1. На занятии мы зарегистрировались и изучали интернет-портал ННГУ (portal.unn.ru).
Аудит сайта ННГУ:
1) Концепция изложения информации, принятая на сайте ННГУ, основана на деловом стиле подачи материала.
2) Общие данные:
1.Основные информационные блоки web-ресурса:
«Общие сведения», «Образование», «Факультеты», «Филиалы», «Наука и инновации», «Международная деятельность», «Информационные ресурсы», «Издания университета», «Студенческая жизнь», «Культурная жизнь», «Университету 90 лет», «Новости».
3) Следует отметить наполнение форума ВУЗа большим количеством текстовых и графических материалов.
4) Также нужно выделить основные сайты-помощники:
1) web-страница подготовительного факультета ННГУ - http://www.unn.ru/rus/podgot/;
2) интранет студентов ВУЗа - httр://www.students.nn.ru/;
3) сайт выпускников университета - httр://www.unn.ru/graduates/;
4) web-ресурс института аспирантуры и докторантуры ННГУ - httр://www.unn.ru/ppo/;
5) сайт института военного образования ВУЗа - httр://www.unn.ru/rus/fvo/;
6) web-страница о системе обеспечения качества, действующей в университете - httр://www.qa.unn.ru/;
7) сайт с информацией о филиалах университета - httр://www.unn.ru/cdo/;
8) web-ресурс Центра Дополнительного Профессионального Образования при ННГУ - httр://www.profi.unn.ru/;
9) сайт Управления информатизацией университета - httр://www.unn.runnet.ru/;
10) портал о музейных учреждениях ВУЗа httр://www.museum.nnov.ru/unn/managfs/index.phtml;
11) интранет Центра трудоустройства выпускников - httр://www.unn.ru/rus/crc_rpcu/;
12) ресурс фундаментальной библиотеки ННГУ - httр://www.lib.unn.ru/;
13) сайт Инновационно-технологического центра ВУЗа - httр://www.itc.unn.ru/.
Кроме этих ресурсов существует ещё несколько интернет-страниц факультетов, кафедр и подразделений, действующих при ННГУ. Но основной перечень сайтов-спутников здесь представлен. По итогам ознакомления с этими ресурсами следует констатировать: большинство подразделений ВУЗа имеет своё представительство в сети, материалы этих ресурсов направлены на раскрытие вопросов, ответы на которое в полной мере невозможно дать на главном сайте. Качество материалов сайтов-спутников соответствует уровню основного ресурса, на всех сайтах ННГУ выдержан единый стиль подачи информации.
В каждом из блоков и на всех сайтах размещено достаточно текстовой (статьи, документы, научные публикации, объявления, контактные данные и пр.) и графической (фотографии, рисунки, карты) информации. Возможен просмотр информации ресурса на двух языках: русском и английском.
5) Основные плюсы:
1) Есть новостной блок, который содержит сообщения о последних событиях, связанных с ВУЗом, анонсы предстоящих мероприятий (конкурсах, конференциях, выставках). В новостном архиве представлена информация за последние 4 года. Статьи и пресс-релизы регулярно добавляются;
2) В разделе «Общие сведения» помещён весь спектр информации о прошлом института, его настоящем, миссии и стратегических планах на будущее. Размещены на сайте материалы о руководителях ВУЗа (о ректорате, президенте университета, деканах ф-тов и директорах НИИ). Представлены контактные данные ННГУ (в том числе карта);
3) В блоке «Образование» последовательно сообщается о довузовской подготовке при университете, о возможностях получить в его стенах второе высшее образование или повысить квалификацию, затем раскрываются вопросы обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре;
4) Данные по факультетам представлены в соответствующем разделе.
5) В блоке «Наука и инновации» изложена информация по всем научным центрам, действующих в рамках ВУЗа, указаны приоритетные направления исследований, обращается внимание на научную работу студентов и молодых учёных;
6) Международная деятельность в общих чертах охарактеризована в соответствующем блоке;
7) Полно дана информация по издательской деятельности университет, приведены данные о самом издательстве, а также представлены электронные учебно-методические пособия в разделе «Издания университета»;
8) Блок «Университету 90 лет» содержит много информации об истории ВУЗа, его развитии, а также праздничных мероприятиях, посвящённых 90-летию ННГУ.
6) Сильные стороны:
1) Структура изложения информации хорошо продумана и последовательна. Архив с новостной информацией структурирован по типу событий (правда, нужно сделать возможным просматривать архив и по времени), у каждого материала указано число публикации;
2) Материал изложен ясно и недвусмысленно, читатель чётко понимает, что ему хотят сказать;
3) Язык, которым написаны тексты, лёгок для восприятия;
4) Выдержаны при составлении материалов орфографические и синтаксические правила;
5) Контент корректно оптимизирован;
6) Информация по руководящему составу ВУЗа дана по принципу портфолио: фото, должность, фамилия, имя, отчество, карьерные вехи – чёткая и последовательная структура предоставления материала.
7) Плюсы дизайна:
1) Дизайн ресурса выполнен в одном стиле с текстовым наполнением и соответствует заявленной деловой концепции интранета.
2) Оформление сайта осуществлено в мягких бело-синих тонах (цвета логотипа ННГУ) с использованием графической информации.
3) На страницах web-ресурса нет мелькающих графических окон, вырывающихся из общей стилевой концепции и отвлекающих от знакомства с материалом.
4) Удачно вписывается в графическую концепцию сайта основное меню.
8) Техническое оснащение сайта имеет ряд достоинств:
1) Присутствует новостная лента.
2) Функция поиска доступна и работает корректно.
3) На сайте реализованы удобные формы поиска по электронным каталогам и библиотекам;
4) Есть возможность просматривать большинство материалов на сайте, без необходимости их загрузки на компьютер.
2. Также мы изучили сайт компании «Мегатек» (megatec.ru). Написали отчет о компании.
Например, разработка компании «Мегатек» программный комплекс «Мастер-Тур»
Разработка компании «Мегатек» является абсолютным лидером среди программ, автоматизирующих деятельность как агентов, так и операторов.
«Мастер-Тур» позволяет формировать туры любой сложности, рассчитывать стоимость, распечатывать стандартные документы. Программа может работать совместно с большим семейством программ «Мастер», работающими как на стороне агента, так и на принимающей стороне.
К сожалению, эта программа не может помочь клиенту, не знакомому со словами «квота», «загрузка» и не имеющему знаний по туризму. Очень удобная для отслеживания продаж, квот и прочих численных значений, она не способна выбрать из своей базы оптимальный именно для этого клиента тур.
3. Также посмотрели демо-версию Программы туров +демо-версию Поиска.
4. Домашней работой было продолжить изучение сайта компании «Мегатек» (megatec.ru).