Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального сопровождения ребенка

Силкина Светлана Васильевна

(педагог-психолог МБОУ СОШ г. Зернограда)

«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ(синдром Дауна) как часть адаптированной образовательной программы».

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

2014 год.

Содержание:

Стр.

1. Введение. 2 - 5

2. Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального

сопровождения ребенка с ОВЗ.

1.1. Анализ научной и методической литературы по проблеме инклюзивного образования в общеобразовательной школе. 5-10

1.2. Теоретические подходы индивидуального сопровождения

детей с синдромом Дауна. 11-12

3. Глава 2. Технологическое проектирование программы

инклюзивного сопровождения детей с синдромом

Дауна.

2.1. Структура программы в части индивидуального психолого –

педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна. 13-16

2.2. Рекомендации педагогам – психологам по проектированию

программы индивидуального сопровождения детей с 17

синдромом Дауна.

4. Заключение. 18-19

5. Список литературы. 20-22

Введение.

С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны. На начало 2003 г. в стране насчитывалось 620,3 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по сравнению с 1996 г. рост составил – 158 тысяч человек. Министерство образования и науки РФ определяет число детей с ограниченными возможностями здоровья в 1,6 млн., это – 4,5% от общего количества детей (30 млн.), но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

Инклюзия как социальная идея стала принципом государственной политики во многих странах. В России, как и во многих других странах, присоединившихся к концепции инклюзивного образования, идея инклюзии была воспринята в уже сложившейся форме, и закреплена на государственном уровне рядом документов. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46–ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125–ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181–ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124–ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 № 26–ЗС, дают надежду на совершенствование системы инклюзивного образования.

В Ростовской области стабильно функционирует разветвленная дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, незрячих и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различной степенью интеллектуальных нарушений. В учреждениях обучается свыше 4,5 тыс. детей.

Организовано интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. В настоящее время функционирует 145 специальных (коррекционных) классов для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость, в которых обучается 1 581 человек. В обычных классах общеобразовательных школ обучается свыше 5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Одной из важных проблем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети с синдромом Дауна. Получению качественного образования детьми с синдромом Дауна препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Образование детей с синдромом Дауна в нашей школе определило целью программы индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (синдром Дауна) «Разработать рекомендации по коррекции недостатков в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна», как части адаптированной образовательной программы школы.

Задачи, поставленные для достижения цели:

– конкретизация особенностей психического состояния ребенка;

– изучить особенности дезадаптации;

– выявить особые образовательные потребности ребенка;

– обосновать содержание индивидуальной программы сопровождения

учащегося;

– подготовить рекомендации для участников образовательного процесса (ребенок, учитель, родитель).

Методы, используемые в работе:

Диагностика, наблюдение, игры, упражнения.

Практическая значимость данной работы в том, что она может быть эффективно использована в инклюзивной школе педагогами – психологами, социальными педагогами.

С ОВЗ.

Дауна.

Рекомендации педагогам – психологам по проектированию

Заключение.

Дети с инвалидностью – это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию, направленный как на реформу специального образования, так и на реформу общего начального, среднего и высшего образования. Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей, а не только детей с инвалидностью.

Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям ВСЕХ детей-учеников школы.

Я пришла к выводу, что люди с синдромом Дауна могут развиваться, как и обычные дети, и некоторые из них достигают небывалых высот: становятся всемирно известными музыкантами, актерами и спортсменами. Так природой устроено, что разные особенности бывают у людей, и вообще все люди разные.

Проблемные вопросы реализации направления.

– несовершенство нормативно – правовой базы для сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;

– отсутствие в ОУ полноценных материально-технических условий для внедрения ФГОС (проектом приспособленного здания не предусмотрены пандусы, сенсорные комнаты, спортивный зал, специальные оборудования для работы с детьми ОВЗ).

Инклюзия в образовании – это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.

Это изменение образовательной системы, и принятие ребёнка на уровне всей школы. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие – то особые группы, используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

5. Список используемой литературы:

1.Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова Образовательная интеграция детей-инвалидов// интернет ресурс книга Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России/ режим доступа.

http://paralife.narod.ru/1sociology/politika_invalidnosti_2006/03_obrazovatelnaa.htm

2.Елена КузнецоваМосква обеспечит детям-инвалидам выбор условий обучения – Бунимович// интернет ресурс РИА Новости/ режим доступа http://www.rian.ru/edu_analysis/20090903/183486517.html

3.Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/398

8/document4052.shtml

4.Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.

sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm

5.Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip

6.Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.

livejournal.com/2188.htm

7.Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru/flow/theme/1000.

8.По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children»).

9.Лекции МГПУ http://edu-pmpk.ru

10. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.

11. Материалы международной научно=практической конференции (20—

22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.

12. Болезнь Дауна/ ред. Е.Ф. Давиденкова, - Л.: 1966. - 453 с.

13. Давиденкова, Е.Ф. Клиническая генетика/ Е.Ф. Давиденкова, И.С.

Либерман, - Л.: 1975 – 657 с.;

14. Большая медицинская энциклопедия. Гипотиреоз-Дегенерация/ред. Б.В.

Петровский, – 3-е издание, т.6 -М.: Советская энциклопедия - 1977- 632с.;

15.Большая Медицинская энциклопедия. Кабаков - Коалесценция/ред. Б.В.

Петровский, – 3-е издание, т. 10, с.423-425 - М.: Советская энциклопедия -

528 с. , 1979 г.

16. Большая Медицинская энциклопедия. Криохирургия - Ленегр/ ред. Б.В.

Петровский,– 3-е издание, т. 12, стр.140-141 - М.: Советская энциклопедия;

1980 – 536 с.

17. Большая Медицинская энциклопедия. Остеопатия-Переломы/ ред. Б.В.

Петровский,– 3-е издание, т. 18, с.394-395 - М.: Советская энциклопедия;

1982– 528 с.

18. Большая Медицинская энциклопедия. Теннис-Углекислота/ ред. Б.В.

Петровский,– 3-е издание, т. 25, с.41-43 - М.: Советская энциклопедия ; 1985–

544 с.

19. Большая Медицинская энциклопедия. Хлоракон - Экономика

здравоохранения/ред. Б.В. Петровский,– 3-е издание, т. 27, стр.543 - М.:

Советская энциклопедия;1986– 576 с.

20. Зимина, Л. Солнечные дети с синдромом Дауна/Л. Зимина, - М.: Эксмо;

2010- 176 с.

21. Комаровский. Справочник доктора Комаровского [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://spravka.komarovskiy.net/ - (Дата обращения:

26.10.2012).

22. Мастюкова, Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы

коррекционной педагогики и специальной психологии/Е.М. Мастюкова,А.Г.

Московкина, Гуманитарный издательский центр Владос-М.: 2003- 367 с.;

23. Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи/Е.М. Мастюкова, А.Г.

Московкина - М.:-1991- 354 с.;

24. Медицинский портал Мед312.ру [Электронный ресурс] – Режим

доступа: http://www.med312.ru/ - (Дата обращения: 25.10.2012)

25. Многотомное руководство по педиатрии/ ред. Ю.Ф. Домбровская, - т.10, -

М.: 1965- 572 с.

26. Основы цитогенетики человека/ ред. А.А. Прокофьева-Бельговская, -М.:

1969- 338 с.

27. Черная А.В. Развитие как базовая категория психологического

исследования игровой культуры. Человек: проблемы становления. – Ростов -

н/Д., – 2005. – С. 58 –74.

28. Черная А.В. Организация самостоятельной работы студентов по

психолого-педагогическим дисциплинам (Учебное пособие). Успехи

современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 78 – 80.

29. Черная А.В. Исторический контекст отношений взрослого и

детского миров. «Вопросы воспитания» научно-практический журнал,

Москва, 2013. -№ 2 (15) апрель – июнь. С52-60.

Силкина Светлана Васильевна

(педагог-психолог МБОУ СОШ г. Зернограда)

«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ(синдром Дауна) как часть адаптированной образовательной программы».

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

2014 год.

Содержание:

Стр.

1. Введение. 2 - 5

2. Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального

сопровождения ребенка с ОВЗ.

1.1. Анализ научной и методической литературы по проблеме инклюзивного образования в общеобразовательной школе. 5-10

1.2. Теоретические подходы индивидуального сопровождения

детей с синдромом Дауна. 11-12

3. Глава 2. Технологическое проектирование программы

инклюзивного сопровождения детей с синдромом

Дауна.

2.1. Структура программы в части индивидуального психолого –

педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна. 13-16

2.2. Рекомендации педагогам – психологам по проектированию

программы индивидуального сопровождения детей с 17

синдромом Дауна.

4. Заключение. 18-19

5. Список литературы. 20-22

Введение.

С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны. На начало 2003 г. в стране насчитывалось 620,3 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по сравнению с 1996 г. рост составил – 158 тысяч человек. Министерство образования и науки РФ определяет число детей с ограниченными возможностями здоровья в 1,6 млн., это – 4,5% от общего количества детей (30 млн.), но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

Инклюзия как социальная идея стала принципом государственной политики во многих странах. В России, как и во многих других странах, присоединившихся к концепции инклюзивного образования, идея инклюзии была воспринята в уже сложившейся форме, и закреплена на государственном уровне рядом документов. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46–ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125–ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181–ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124–ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 № 26–ЗС, дают надежду на совершенствование системы инклюзивного образования.

В Ростовской области стабильно функционирует разветвленная дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, незрячих и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различной степенью интеллектуальных нарушений. В учреждениях обучается свыше 4,5 тыс. детей.

Организовано интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. В настоящее время функционирует 145 специальных (коррекционных) классов для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость, в которых обучается 1 581 человек. В обычных классах общеобразовательных школ обучается свыше 5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Одной из важных проблем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети с синдромом Дауна. Получению качественного образования детьми с синдромом Дауна препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Образование детей с синдромом Дауна в нашей школе определило целью программы индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (синдром Дауна) «Разработать рекомендации по коррекции недостатков в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна», как части адаптированной образовательной программы школы.

Задачи, поставленные для достижения цели:

– конкретизация особенностей психического состояния ребенка;

– изучить особенности дезадаптации;

– выявить особые образовательные потребности ребенка;

– обосновать содержание индивидуальной программы сопровождения

учащегося;

– подготовить рекомендации для участников образовательного процесса (ребенок, учитель, родитель).

Методы, используемые в работе:

Диагностика, наблюдение, игры, упражнения.

Практическая значимость данной работы в том, что она может быть эффективно использована в инклюзивной школе педагогами – психологами, социальными педагогами.

Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального сопровождения ребенка

С ОВЗ.

Наши рекомендации