В соответствии с данным законом в 2000 году были ведены в действие ГОС ВПО второго поколения.

К позитивным особенностям ГОСов второго поколения необходимо отнести:

– согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;

– согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;

– одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику;

– разработка стандартов по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии.

В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям подготовки 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).

Несмотря на то, что ГОС ВПО как первого, так и второго поколений значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году), они в полной мере не изменили культуру проектирования содержания высшего образования поскольку:

– сохранили ориентацию на информационно - знаниевую модель высшего профессионального образования, в которой основной акцент делается на формировании перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала;

– не преодолели отрыва от развивающейся экономики страны и отдельных регионов при проектировании вузовского компонента, обеспечивающего подготовку специалиста под конкретного потребителя.

Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:

– независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;

– совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют ГОС ВПО, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.

Введение уровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.

Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению, более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

В 2006 году Министерство развернуло работу по подготовке законопроекта, устанавливающего, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (далее – ФГОС) – стандарты третьего поколения.

Организация разработки нового поколения ФГОС
с учетом перехода на уровневое высшее профессиональное образование

Разработка подходов по формированию нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005–2010 годы.

На основе опыта разработки и реализации ГОС ВПО первого и второго поколения и с учетом документов Болонского процесса ФГОС ВПО предусматривает:

– формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

– формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций, как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной;

– разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП);

– установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ;

– введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы;

– установление трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

Стандарт теперь имеет трехступенчатую структуру. Первая часть - требования к результатам реализации образовательных программ, вторая часть - требования к структуре образовательных программ, третья - требования к условиям осуществления этих программ.

Аналитическая записка

Особенность нового поколения стандартов ФГОС ВПО состоит в реализации идей компетентностного подхода, усиливающего направленность образовательного процесса на студента и его достижения. Компетентностный подход не является для российской высшей школы принципиально новым, он представляет развитие системно-деятельностного подхода, который получил реализацию в ГОС ВПО первого и второго поколений.

В ФГОС–3 (нового третьего поколения) не предусмотрен перечень программ. Право открывать их предоставлено ректору вуза в соответствии с приказом № 60 Министерства образования и науки РФ. По некоторым направлениям предусмотрен и уровень специалиста, но это в виде исключения.

Профили выбирает вуз, его соответствующие факультеты. Профильные дисциплины регламентируются не государственным стандартом, а лишь примерной основной образовательной программой, разработанной соответствующим УМО. В программе бакалавриата в соответствии с ФГОС–3 предусмотрено 50 % обязательных программ и 50 % - по выбору вуза.

Магистерские программы также выбираются вузом. В программе магистратуры только 30 % учебного плана регламентируется, 70 % определяется по выбору вуза.

Выявлено, что в стандартах ФГОС ВПО происходит системная модернизация целевых, содержательных, технологических и технических характеристик проектирования рабочих программ дисциплин по сравнению с ГОС ВПО, что отражено в таблице:

I. Целевые характеристики
ГОС ВПО (II) ФГОС ВПО
Требования к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы). Требования к результатам освоения ООП и рабочей программы учебной дисциплины (РПУД) в форме компетенций.
Акцент на преподавателя и содержание образования, центрация на предмете. Акцент на студента, ожидаемые результаты образования, центрация на результате.
II. Содержательные характеристики
Дидактические единицы – основы проектирования содержания программ. Минимум требований к содержанию образования.   Матрица компетенций – основа проектирования содержания программ и практик. Содержание компетенций определяет состав дисциплин и содержание их программ. Выделение уровней компетенций, формируемых конкретной дисциплиной.
Межпредметные связи на основе дидактических единиц   Междициплинарность содержания (модулей) программ. Интеграция содержания образования. Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной, практикумом и практикой,,а а их совокупностью.
Структурно-логическая система организации содержания учебного материала. Модульная организация содержания внутри дисциплины.   Нелинейная система организации содержания на основе интегративности учебного материала. Кредитно-модульная организация содержания (внутри- и междисциплинарные модули). Выделение профессиональных модулей. Проектирование через согласование с рабочими программами других дисциплин, формирующих ту же компетентность.
Самостоятельная работа студентов как дополнение к аудиторной.   Самостоятельная работа как наиболее значимый для формирования компетенций вид учебной деятельности студента наряду с аудиторной.
Отбор содержания в соответствии с дидактическими единицами.   Отбор содержания в соответствии с кредитными единицами трудоемкости и формируемыми компетенциями.
III. Технологические характеристики
Виды учебной работы преподавателя (лекция, семинар, практикум и т.д.). Совокупность образовательных технологий, наиболее эффективных для формирования компетенций.
Виды и формы контроля как обязательного компонента учебного процесса. Незначительная связь видов учебной работы и форм контроля.   Связь образовательных (формирующих) и оценочных технологий. Усиливается направленность на диагностику достижений студентов. Появляются междисциплинарные контрольно-измерительные материалы. Балльно-рейтинговая технология оценки знаний подкрепляет модульное построение содержания обучения.
IV. Технические характеристики
ГОС ВПО – основной документ для начала проектирования программы.   Ресурсная база проектирования: ФГОС ВПО, ООП (основные образовательные программы), запросы работодателей. Проектирование ООП предваряет проектирование рабочей программы дисциплины. Открытый доступ к ресурсной базе вуза.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины – компонент структуры рабочей программы.   Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины – обязательный компонент структуры рабочей программы, и ресурсной базы вуза.

Некоторые основополагающие элементы ФГОС–3 вводятся в российскую высшую школу впервые. Среди них:

· компетентностный подход к организации обучения;

· модульно-рейтинговая организация образовательных курсов;

· увеличение объёма и роли самостоятельной работы студента;

· широкое использование активных и интерактивных форм занятий;

· создание адекватных новым подходам фондов оценочных средств.

Наши рекомендации