Патриотическое воспитание граждан в Нижегородской области
Основным элементом системы патриотического воспитания в Нижегородской области является сформированная инфраструктура патриотического воспитания, объединяющая на принципах межведомственного взаимодействия органы исполнительной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные учреждения различной ведомственной принадлежности, научные и образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, общественные объединения.
На 1 января 2013 года во всех муниципальных образованиях Нижегородской области реализуются муниципальные Программы патриотического воспитания (в 2010 - 96% муниципальных образований), действуют координационные советы по патриотическому воспитанию, объединяющие представителей всех заинтересованных ведомств и общественных формирований.
За период реализации программ количество военно-патриотических объединений и клубов увеличилось на 45%, органы местного самоуправления выделяют средства на укрепление их материально-технической базы.
В регионе реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование у населения чувств гражданственности и патриотизма. Общий охват населения мероприятиями патриотической направленности составляет 85%.
Для решения задач по подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, совершенствования процесса военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в регионе создан Центр патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе в Нижегородской области на базе регионального отделения ДОСААФ России Нижегородской области.
По итогам 2011-2012 учебного года 99 % граждан, призванных на военную службу в 2012 году, получили начальные знания в области обороны и прошли подготовку по основам военной службы. Число допризывной молодежи, повысившей качественный уровень своей подготовки к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации через участие в областных соревнованиях военно-патриотического профиля, составило 85% от общего количества молодежи призывного возраста.
С 2010 года количество кадетских классов в образовательных учреждениях увеличилось на 21%.
Активизировалась музейная и поисковая работа. На 37% выросло количество музеев в образовательных учреждениях. 85% действующих залов (уголков) и музейных экспозиций посвящены истории родного края и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Курсы повышения квалификации ежегодно проходят более 200 специалистов, курирующих вопросы патриотического воспитания.
Одним из критериев, подтверждающих эффективность реализации Подпрограммы, является уменьшение уровня преступности в расчете на 10 тысяч жителей в январе 2013 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года согласно официальной статистике ГУ МВД России по Нижегородской области.
В региональных СМИ теме патриотического воспитания за период реализации Подпрограммы было посвящено более пяти тысяч материалов.
Вместе с тем, для совершенствования и развития действующей системы патриотического воспитания необходимо организовать плановую работу:
- по решению проблем материально-технического обеспечения воспитательной базы,
- по формированию кадрового потенциала в сфере патриотического воспитания населения,
- по активизации участия средств массовой информации в работе по патриотическому воспитанию граждан,
- по формированию положительного отношения к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
2.1.5. Ресурсное обеспечение системы образования
К началу нового 2013/2014 учебного года в Нижегородской области функционирует 980 общеобразовательных учреждений.
Система учреждений профессионального образования, подведомственных министерству образования Нижегородской области, объединяет 61 учреждение начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе (СПО – 59 ОУ, НПО - 1 ОУ, ВПО - 1 ОУ).
Все образовательные учреждения Нижегородской области имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, учреждения, подлежащие аккредитации - аккредитованы.
Одной из основных задач Правительства Нижегородской области является реализация государственной политики и требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и на сохранение жизни детей от возможных пожаров.
Все школы в настоящее время оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
За счет средств муниципальных бюджетов выполнены мероприятия по усилению пожарной безопасности образовательных учреждений области, а именно: приобретены и перезаряжены огнетушители, выполнены замеры сопротивления изоляции электропроводки, выполнена огнезащитная обработка чердачных перекрытий, выполнены работы по монтажу и обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и частичной замене ветхой электропроводки, выполнены работы по устройству и ремонту пожарных водоемов, приобретены средства индивидуальной защиты органов дыхания, установлены уплотнители в притворах дверей и устройства для самозакрывания дверей, установлены противопожарные двери, приведены в соответствие с противопожарными нормами пути эвакуации детей и др.
На реализацию Плана мероприятий по противопожарной безопасности государственных образовательных учреждений Нижегородской области на 2011-2013 годы в 2013 году из средств областного бюджета выделено 3,168 млн. рублей.
Реализация Плана мероприятий позволила снять ряд проблем в обеспечении пожарной безопасности в образовательных учреждениях, повысить уровень противопожарной защиты, укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, остановить рост количества пожаров и сокращения потерь от них, создать безопасные условия в образовательных учреждениях с массовым пребыванием людей, предотвратив их гибель.
Обновление школьного автотранспорта осуществляется в рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования. В 2013 году для муниципальных образовательных учреждений запланировано приобрести 84 автобуса на сумму 98,6 млн.рублей. Кроме того, в рамках ведомственной целевой программы министерства образования Нижегородской области "Развитие образование на 2011-2013 гг." в 2013 году для государственных образовательных учреждений приобретено 13 школьных автобусов на сумму 9,0 млн. рублей.
Таким образом, с целью организации подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов в базовые школы в новом учебном году будет задействовано порядка 500 единиц школьных автобусов. Модернизация парка школьных автобусов – задача, которую ежегодно решают органы, осуществляющие управление в сфере образования.
Также одним из направлений ежегодной работы по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году является работа по обеспечению учебной литературой.
Приобретение учебников осуществляется в соответствии с Федеральным Перечнем учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год (перечень утвержден приказом Минобрнауки РФ №1067 от 19.12.2012).
Образовательные учреждения продолжают активно использовать в процессе обучения информационные технологии с учетом современного мирового уровня их развития. 71% школ используют в своей работе информационные системы управления деятельностью, все школы области обеспечены доступом в сеть Интернет и создали собственные сайты.
Среднее значение доли общеобразовательных учреждений, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным доступом в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек составляет 47% от общего количества школ.
Растет уровень оснащения школ современной компьютерной техникой (1 компьютер на 7 учащихся).
Модернизация профессионального образования требует целенаправленной работы по ресурсному обеспечению системы.
Одним из ключевых направлений деятельности органов управления образованием является работа по обеспечению образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами.
В целом система образования Нижегородской области на 97,6 % обеспечена педагогическими кадрами. Доля вакантных должностей на 01.08.2013 составила 2,4 %: это 407 вакансий педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, 154 - учителей начальных классов, 58 – педагогов дополнительного образования, 21 – мастеров производственного обучения и другие.
Наиболее востребованы в образовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году должности учителей и преподавателей иностранного языка (английский, немецкий) – 103 вакансии, физической культуры – 89, математики, физики и информатики – 136 единиц.
С 2010 года отмечается возросший уровень образования и квалификации педагогических работников Нижегородской области:
- 71,8 % имеют высшее профессиональное образование.
- 28,2 % работников имеют среднее профессиональное образование или обучаются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Это работники дошкольного образования, учителя начальных классов и воспитатели групп продленного дня, мастера производственного обучения.
Также в период с 2010 года возросло число высококвалифицированных педагогических работников:
- 20,3 % педагогов от общего количества квалифицированных работников имеют высшую квалификационную категорию, в 2012 году только 16,1%.
Привлечению высококвалифицированных работников в возрасте до 30 лет в систему образования Нижегородской области способствует реализация областных целевых программ социальной поддержки молодых специалистов.
По состоянию на 1 августа текущего года 2128 молодым специалистам учреждений образования – участникам областной целевой программы "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023годы" предоставлено жильё и транспортные средства.
В рамках областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области с использованием ипотечного кредита на 2012-2014 годы" в 2012 году жильё приобрели 79 молодых учителя.
Реализация данных программ является одним из направлений в комплексе мер по достижению, поставленных Президентом РФ В.В.Путиным, показателей:
- число работников с высшей квалификационной категорией к 2020 году должно быть не менее33% от числа квалифицированных работников;
- численность молодых учителей в возрасте до 30 лет будет составлять к 2018 году 24 процента от общей численности учителей общеобразовательных организаций.
Цель и задачи Программы
Основная стратегическая цель преобразований, отраженная в настоящей Программе, заключается в формировании на территории Нижегородской области образовательной системы, обеспечивающей доступность качественного образования, отвечающего потребностям инновационного развития экономики региона, ожиданиям общества и каждого гражданина.
Для реализации указанной цели, программой предусмотрено решение следующих задач:
1. совершенствование содержания и технологий образования, создание в системе дошкольного и общего образования равных возможностей в получении качественного образования для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. создание условий, обеспечивающих соответствие региональной системы дополнительного образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина, создание в системе воспитания и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей;
3. формирование на территории Нижегородской области новой адаптивной системы профессионального образования, обеспечивающей необходимый уровень подготовки кадров для развития инвестиционной привлекательности региона;
4. обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для принятия решений и достижения высокого качества образования через формирование региональной системы оценки качества образования;
5. развитие и укрепление системы гражданско-патриотического воспитания в Нижегородской области;
6. Развитие инфраструктуры и организационно – экономических механизмов, обеспечивающих доступность качественного образования;
7. Развитие новых вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка и обеспечение доступности образования для младших школьников из отдаленных территорий по месту жительства.
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий, сформированных по кластерному принципу, отражающему основные направления развития образовательного комплекса Нижегородской области на 2014-2016 годы.