Серия: «Философия независимой жизни инвалидов»

Иркутск, 2005

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ.

На сегодняшний день одним из составляющих элементов государственной молодежной политики является трудоустройство молодых специалистов. Без выполнения трудовых обязанностей не может развиваться экономика в государстве, не может расти благосостояние семьи, а, значит и общества в целом. Но если молодежь сегодня относится к категории социально незащищенных граждан, то молодые люди с ограничениями функций жизнедеятельности или, попросту инвалиды – вдвойне незащищены в наше крайне нестабильное время.Учитывая социальную значимость профессиональной реабилитации инвалидов, перспективная оценка её должна быть однозначной: государство обязано предпринимать всё необходимое для максимального удовлетворения желания инвалидов участвовать в общественно - полезном труде.

Необходимо преодолеть крайне неблагоприятный стереотип мышления представителей предпринимательства в России, по которому трудовая деятельность инвалидов рассматривается в настоящее время как никому не нужное дело, нерациональное и неэффективное занятие. Проблема трудоустройства и занятости инвалидов сегодня, безусловно, стала органической составной частью политики Российского государства и его правительства, а также властей Иркутской области. Много внимания этой проблеме уделяется губернатором области Б.А. Говориным, работает Совет по делам инвалидов. Неоднократно, при встречах с руководителями обществ инвалидов губернатор заострял внимание на механизме реализации трудовых прав людей с ограничениями жизнедеятельности и сегодня уже есть первые конкретные результаты по поручениям, которые были даны руководителям подразделений администрации.

Когда велась подготовка материалов к данному сборнику, перед авторами стояла цель – показать молодым инвалидам, что при грамотном подходе и сплоченности идей они смогут многого достичь. Здесь читатели найдут для себя новые подходы к решению проблем занятости и образования, как можно преподать себя потенциальному работодателю, познакомятся и изучат законодательство в сфере социальной защиты. В сборнике обобщен опыт многих регионов России по социально-трудовой реабилитации. Кроме этого, у читателей есть возможность ознакомиться и с рекомендациями по заполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида необходимой для грамотного общения с представителями государственных органов, которые ответственны за исполнение мероприятий, прописанных в ней, как правильно заключить трудовой договор. Так что знакомьтесь, изучайте, запоминайте. Становитесь на путь самосовершенствования и приобщайтесь к философии независимой жизни инвалидов, дорогие друзья!

Удачи Вам в ваших начинаниях!

«В помощь молодым инвалидам: образование и трудоустройство. Методические рекомендации».

(Автор – составитель: Константин Никонович)

Слово к читателям ………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………………... 3 Раздел 1. ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ.  
Выписка из Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181………………………………………………...................  
из Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" ..................................... из Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"................................................................................................................... Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования" ……………………………………………...        
из Приложения № 1к решению коллегии Минобразования РФот 13 декабря 2000 г. N 20......…………………………………………………………………………………….    
Раздел 2. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ.  
Выписка из Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181. (ст. 20-24)  
Права инвалидов в сфере занятости и трудоустройства. …………………….
Список государственных учреждений и некоммерческих организаций г. Иркутска, занимающихся трудоустройством лиц с ограничениями жизнедеятельности …..  
Как нужно вести себя, устраиваясь на работу. Практические советы …………….. Где можно проявить себя инвалиду..…………………………………………………
Раздел 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА. ЕЁ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ. ………………………………………………………………………………..... 19
ПРИЛОЖЕНИЯ.  
1. Образец заявления на составление ИПР ……………………………………
2. Закон Иркутской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» ……………………………………………………………..
3. Образец типового трудового договора ………………………………………………..
   
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………… 33 НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ АВТОРА …………………………………………… 34 ИНФОРМАЦИЯ ……………………………………… ………………………. 35
         



Раздел 1. ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ

Из Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

....Статья 19. Образование инвалидов

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

из Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием

..... 3. ....Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;

из Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
"Об образовании"

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

.......3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

..........дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6
"Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего
профессионального образования"

В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов", принятым в 1995 году, предусматривается комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которого является получение ими образования, в том числе и высшего профессионального. Вместе с тем, как отмечено в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 21-7-99, в некоторых учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации выявлен ряд нарушений законодательства в части соблюдения не только льгот, но и прав на образование при поступлении в вузы инвалидов I и II групп.

В целях устранения нарушений действующего законодательства в системе профессионального образования напоминаем, что извлечения из законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в вузы, содержатся в письме Минобразования России от 23 февраля 1998 г. N 06-62-43ин/16-03, которое опубликовано также в Справочнике для поступающих в вузы Российской Федерации.

При подаче заявления о приеме в вуз поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство и представляет по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию и необходимое количество фотографий.

Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации.

На вступительных экзаменах следует предусматривать для данных лиц дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов.

Обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных Уставом образовательного учреждения. Вместе с тем, наиболее оптимальной формой для них является очно-заочная. Важно также учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" сроки обучения инвалидов могут быть увеличены с учетом их индивидуальных особенностей.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

Профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо введение для них специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда.

Заместитель Министра Е. Чепурных

из Приложения № 1

к решению коллегии Минобразования РФ

от 13 декабря 2000 г. N 20

Предложения
по порядку проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ)
на период эксперимента

.....3.10. Правом первоочередного зачисления пользуются выпускники, сдававшие ЕГЭ и получившие золотую или серебряную медали, а также победители международных и всероссийских Олимпиад по предметам, профильным для данного направления подготовки или специальности.

Вне конкурса принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством, имеющие по предметам, профильным для выбранного направления подготовки или специальности, не менее установленного Министерством образования Российской Федерации минимального количества баллов.

Оставшиеся места распределяются с учетом достижений поступающих по профильным экзаменам и требований целевого приема.

из Приложения

к письму Минобразования РФ

от 21 февраля 2000 г. N 14-55-132ин/15

Рекомендации
по организации работы подготовительных отделений
образовательных учреждений высшего профессионального
образования (высших учебных заведений)

....8. Высшие учебные заведения оказывают содействие в зачислении на подготовительные отделения при получении положительных оценок на вступительных испытаниях в ВУЗ или на собеседовании в первую очередь следующим категориям граждан:

....- инвалидам I и II групп, инвалидам детства, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в вузах;

Наши рекомендации