Материалы для проведения логопедического обследования
- Состояние интеллекта
Счет (пересчитать предметы в пределах 3 – 5): сколько лап у собаки, у лисы, у медведя (справился устно или с помощью наглядного материала)? Сколько курочек за забором?
- Конструктивная деятельность
Собрать матрешку (4-6 штук), собрать пирамидку, собрать почтовый ящик, собрать картинку из 2 – 4 частей, «4 – й лишний», классификация предметов: части тела, семья, игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, деревья, дикие и домашние животные, птицы, насекомые. Определить последовательность действий (по серии картин).
- Моторное развитие
Общая моторика: походка, выполняет ли упражнения по показу, по словесной инструкции, прыжки на двух ногах, на одной ноге.
Мелкая моторика: умеет ли сам застегивать и расстегивать одежду, завязывать или развязывать шнурки, какой рукой ест.
- Строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, короткие, нет ли расщелины); зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные); прикус (открытый передний, открытый боковой и т.д.); мягкое небо (высокое, узкое, плоское, укороченное); мягкое небо (нет ли расщелины); язык (массивный, маленький); подъязычная уздечка (короткая, прирошенная).
- Артикуляционная моторика
Оскал; улыбка, трубочка; поднимание бровей; поочередное зажмуривание глаз; сделать язык широким, узким; поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать губы, сделать маятник, пощелкать языком. Оцениваются подвижность, точность, объем, координация движений (хорошая, нарушенная, грубо нарушена), способность к переключению и удержанию позы, фиксируется отклонение кончика языка при высовывании, тремор кончика языка при повторных движениях, гиперкинезы при замедлении темпа движения, при повторных движениях кончика языка.
- Общее звучание речи
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; голос (нормальный, тихий, громкий); дикция; выразительность речи (выразительная, невыразительная); темп (быстрый, медленный, нормальный); ритм (правильность употребления пауз в речевом потоке).
- Понимание речи
1) Понимание существительных: какие игрушки знает (покажи зайку, мишку и т.д.); дай куклу, пирамидку; знает ли названия предметов быта, частей своего тела, животных; может ли узнавать предметы по картинкам.
2) Понимание глаголов (по картинкам): покажи, где девочка идет, ест, читает и т.д.; покажи, кто шьет, рисует, одевается, умывается, вытирается.
3) Понимание прилагательных: знает ли цвета и их оттенки, величину предметов (большой - маленький, широкий – узкий, толстый – тонкий), признаки предметов (гладкий, пушистый, мягкий).
4) Понимание просьбы: садись за стол, подойди к столу и т.д.
5) Понимание грамматических форм слова: единственное и множественное число существительных (где шар – где шары, дай гриб – дай грибы); единственное и множественное число глаголов (покажи, где поют, а где поет); слова с уменьшительно-ласкательным значением (где стол, а где столик, покажи ложку, покажи ложечку); понимание рода (покажи, гда Валя упала, а где Валя упал); понимание предлогов (положи карандаш на коробку, за коробку, перед коробкой).
6) Понимание текста «Катя и Маша»: Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.
Вопросы: Покажи, кто пошел в лес? Кого Катя взяла с собой? Что повстречали дети на своем пути? Кого Катя посадила себе на спину?
Ответы: словесно, показал.
- Произношение
Гласные; свистящие: с-с¢, з-з¢, ц; шипящие: ш-ж, ч, щ; сонорные: л-л¢, р-р¢.
Дифтонги: й, я, е, ё, ю; к-к¢, г-г¢, х-х¢; п-б, п¢-б¢; д-т, д¢-т¢; ф-в, ф¢-в¢; м-м¢; н-н¢. Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, с-з; с-ц; л-р, л¢-р¢.
- Фонематическое восприятие и звуковой анализ
1) Различение слов-паронимов: покажи, где коса-коза, точка-дочка, удочка-уточка, дом-дым, рак-лак.
2) Различение звуков в слогах: па-ба, да-та, ка-га-ка.
3) Анализ звукового состава: выделение начального гласного «АУ». (Какой первый звук? Сколько звуков?)
4) Выделение ударного гласного из начала слова: утка, Алик.
5) Выделение согласного звука из начала слова: мак, кот, нос.
6) Выделение конечного ударного гласного: луна, шары, мука.
7) Произношение слов сложного слогового состава: картина, машина, снеговик, телевизор, аквариум, пианино, лекарство, милиционер, простокваша.
- Фразы: Ребята слепили снеговика. В аквариуме плавают рыбки. Волосы подстригают в парикмахерской.
Оценка: фонематическое восприятие и звуковой анализ сформированы хорошо (недостаточно); не сформированы.
- Словарь
1) Существительные:
А) самостоятельное называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую категорию (скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь и т.д.);
Б) объединение предметов в обобщающую группу (как можно назвать одним словом шубу, пальто, юбку и т.д.).
2) Глаголы, обозначающие действия предметов, их сотояние, чувтсва, эмоции, различные явления.
А) Кто что делает? (собака, рыба, врач, мальчик).
3) Прилагательные: цвет, величина, форма.
4) Назвать детенышей животных и птиц: коровы, лощади, кошки, собаки, козы, курицы, утки.
5) Подобрать слова с противолоположным значением: этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?
6) Назвать профессии: Кто пишет книги? Кто разносит газеты и журналы? и т.д.
- Грамматический строй, функции словоизменения и словообразования
1) Употребление существительных в разных падежах:
- именительный падеж, единственное число и множественное число: игра «Найди себе пару»: колесо-, коса-, стол-, стул-, дерево; родительный падеж множественного числа: Чего в лесу много? Куст-, елки-, ягоды-, листья-;
- родительный падеж с отрицанием: Игра «Чего нет»? (Что это? – Яблоко. Чего нет? – Яблока): тетрадь-, одеяло-, ветка-;
- дательный падеж: Кому мальчик принес есть?
- винительный падеж: Игра «Магазин»: (Что купишь?). Игра «Зоопарк»: (Кого видишь?);
- творительный падеж: Чем поливают грядки? Чем девочка ест суп?
- предложный падеж: На чем лежит предмет?
2) Согласование существительного с прилагательным: Какая по цвету редиска, тетрадь, ветка? Какое яблоко, кресло, одеяло?
3) Согласование числительного с существительным: сосчитай утят, кукол.
4) Употребление предлогов: Где лежат карандаши? (в, на, под, над, за). Откуда я взяла карандаш? (из, с (со), из-за, из-под). Игра «Угадай, куда спрятались игрушки?»
5) Словообразование:
- сложных слов (из двух одно): снег падает, листья падают, рыбу ловит;
- прилагательных от существительных: стол из дерева, значит какой? (стакан из стекла, сапоги из кожи);
- существительных при помощи уменьшительных суффиксов: большой стул, а маленький? (стакан-, птица-, трава-, ковер-).
- Связная речь
1. Вопросно-ответная форма (беседа).
2. Составление предложений по картинкам.
3. Составление рассказа по сюжетной картине.
4. Составление рассказа по серии картин.
5. Рассказ – описание (куклы, мишки).
6. Пересказ рассказа (сказки).
Речевая карта (школа)
- Фамилия,имя,возраст.
- Класс.
- Домашний адрес, телефон.
- Дата зачисления в логопедический пункт.
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
- Жалобы учителя или родителей (законных представителей)
- Заключение психиатра.
- Состояние слуха.
- Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими в первичном обследовании на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б)сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г)адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Конспекты открытых занятий, проведенных в качестве учителя - логопеда и их анализоформляются на листах формата А4.
Примерная схема конспекта фронтального занятия
1. Тема и цель занятия.
2. Основные задачи занятия.
3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.).
4. Речевой материал.
5. План занятия: указываются основные этапы (организационный этап; основной этап: постановка задачи перед детьми (что будем делать), выполнение детьми заданий, проведение дидактической игры; заключительный этап: подведение итогов).
6. Ход занятия (с указанием инструкций учителя – дефектолога, логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).
7. Использованная литература.
Примерная схема конспекта индивидуального занятия.
Фамилия, имя ребенка, возраст, диагноз, краткая характеристика структуры нарушения.
Основные направления коррекционной работы: например, развитие мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации: развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе выполнения дидактических заданий; развитие восприятия, мышления; развитие речи: работа над смысловой стороной речи, развитие фонематического слуха, работа над активизацией фразовой речи и пр.
Далее дается подробное описание хода занятия, где указываются цели каждого направления работы и форма предъявления задания, а также виды помощи ребенку при выполнении задания.
В конце подводится итог проведенного занятия с точки зрения усвоения программного содержания, а также с целью учета данного уровня для дальнейшего планирования работы.