Формирование и расширение словесных понятий
В процессе развития речи у умственно отсталых детей недостаточно отработать предметную соотнесенность слова, необходимо сформировать, расширить систему понятий, знаний, стоящих за словом, его смысловые связи с другими словами. Для этого можно использовать следующие упражнения:
• чтение в сопровождении с иллюстрациями специально подобран
ных текстов, раскрывающих данное смысловое понятие;
• рассмотрение специально подобранных картинок и проведение бе
сед по ним;
• сравнение данного понятия, входящих в него отдельных признаков
с другими, противоположными по значению;
• определение предметов, явлений, качеств, характеризующих дан
ное понятие, по их описанию;
• отгадывание специально подобранной серии загадок (текст зага
док содержит характеристику отдельных явлений, входящих в круг
данного понятия);
• выбор сюжетных и предметных картинок, характеризующих дан
ное понятие;
• заканчивание начатых педагогом предложений;
• описание предмета или явления, обозначаемого тем или иным сло
весным понятием, ребенком с опорой на вопросы педагога, нагляд
ность и без них.
В качестве примера приведем фрагменты занятий, направленных на формирование понятия «зима» и значений слов, связанных с этим понятием.
На 1 занятии детям иллюстрируется сюжетная картинка и читается текст.
«Пришла зима. Выпал белый снег. Снег покрыл землю, деревья, крыши домов. Рады ребята зиме. Они катаются по снегу на санках, лыжах. А вот эти ребята лепят снежную бабу. Посмотрите, вместо глаз они поставили ей угольки, вместо носа — морковку, вместо губ — прутики, а на голову надели ведро. Вот так снеговик!» Дети выполняют аппликацию снежной бабы.
На 2 занятии детям зачитывают строчки из стихотворения:
«Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится».
После чтения стихотворного отрывка дети отвечают на вопросы педагога: «Когда это бывает, чем покрыта земля, деревья зимой?» Дети рассматривают изображение деревьев зимой, в том числе ели и сосны. Педагог объясняет, что зимой листьев на деревьях нет, а на елке и сосне иголки, они зеленые. На них лежит снег. Под руководством педагога дети делают зарисовку или выполняют аппликацию, изображающие зимнюю ель. Педагог предлагает им отгадать загадки:
Глаза — угольки, Губы — сучки. Холодная, большая Кто я такая? |
Меня не растили, Из снега лепили. Вместо носа ловко Вставили морковку.
Бел, да не сахар, нет ног, да идет.
На этом же занятии педагог объясняет, что зимой вода в реке замерзает, поэтому зимой на реке лёд. Он твердый, скользкий, по нему можно кататься. Дети катаются по льду на коньках (иллюстрация).
На 3 занятии вниманию детей предлагаются различные контрастные картинки: река покрыта льдом; река в жаркий летний день; дети лепят снежную бабу — дети собирают грибы; дети купаются — дети катаются на коньках. Лес (на его фоне ели) в снегу, лес (лиственный) летом.
Педагог предлагает выбрать только те картинки, на которых изображена зима. После этого логопед рассказывает о других картинках, поясняя, что летом жарко, дети купаются, растут цветы, ягоды, грибы. Сравнивается елка летом и зимой.
Предлагают детям отгадать загадки, закончить начатые предложения:
Идут морозные деньки. Нужны нам лыжи и ... Зимой холодно, а летом ... Снег мягкий, а лед... Летом дети на реке купаются, А зимой...
На 4 занятии проводится беседа о том, что зимой холодно, люди надевают теплые вещи. Вывешивается картинка с изображением зимнего пейзажа, на его фоне — люди, одетые в зимнюю одежду. Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку и сказать, во что одеты люди.
Далее проводится игра в лото, по ходу которой дети указывают, когда нарисованная на картинках вещь надевается (зимой или летом). На занятии проводится игра, в процессе которой дети одевают кукол для зимней и летней прогулки (отбор вещей проводится самими детьми).
Педагог демонстрирует картинки с недостающими деталями или с ошибками. Например: мальчики идут по снегу и держат лыжные палки, но на ногах у них нет лыж; зимний пейзаж, на его фоне стоят зеленые елки, зеленые березы и дубы. Дети должны назвать недостающие детали и найти ошибки.
Отгадать загадки: «Зимой и летом одним цветом»; «Палки да ножки бегут по дорожке».
На последующих занятиях в процессе чтения специально подобранных текстов детей знакомят с тем, как звери проводят зиму, чем они питаются, где живут, какие изменения происходят в их окраске и почему. Затем педагог предлагает выполнить различные задания. Например, найти ошибки в картинках:
Белый заяц бежит по зимнему снегу. Рыжая белочка сидит на снегу. Серый заяц сидит на снегу и грызет кору. Медведь в зимнем лесу ест малину.
Закончить предложения, начатые педагогом:
Летом птицы прилетают, зимой ... Зимой птицы улетают, летом ... Зимой заяц белый, а летом ...
Отгадать загадки:
Это кто зимой холодной, бродит по лесу злой и голодный?
Его не встретишь на дороге Он всю зиму спит в берлоге.
Ей не страшен холод,
Ей не страшен голод. '
У нее дупло
В нем уютно и тепло,
В нем грибов сухих полно.
На заключительных занятиях актуализируются полученные знания. С этой целью можно предложить игру в лото «Когда это бывает». На больших картинках, которые получают дети, изображена зима и лето, на маленьких карточках, которые они открывают, — предметы, иллюстрации, сюжеты, которые так или иначе характеризуют зиму и лето. Например, дети кормят зимующих птиц; дети поднимают выпавшего из гнезда птенчика; мальчик, одетый в зимнюю одежду; мальчик, одетый в летнюю одежду; мальчик ест сосульку; мальчик ест ягоды; идет снег — идет дождь.
Детям предлагают исключить лишнюю картинку в ряду: лыжи, коньки, санки, лодка; шуба, меховая шапка, валенки, панамка.