К вопросу о содержании художественно-эстетического развития старших дошкольников с нарушениями зрения
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольных образовательных организациях реализуется образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, инструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Мы остановимся на описании содержания эстетического воспитания старших дошкольников с нарушениями зрения посредством изобразительной деятельности, которая решает следующие задачи:
- развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде;
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства;
- воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ[1].
Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
По мнению В.Б. Косминской, изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Г.А. Урунтаева отмечает в изобразительной деятельности развивающую функцию: с помощью разных изобразительных средств ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде, что очень важно для развития ребенка с нарушением зрения.
А.В. Потемкина утверждает, что изобразительное искусство несет развивающий и формирующий характер, т.е. оказывает воздействие на воспитание и развитие личности, и приводит следующие основные функции изобразительного искусства:
- эстетическая функция искусства несет в себе эстетические ценности (эстетическое чувство, отношение, оценка, сознание, суждение, вкус, идеал). Таким образом, эстетическая функция формирует эстетическое сознание.
- коммуникативная функция искусства подразумевает общение, передачу информации изобразительными средствами в процессе познавательной деятельности; следовательно, коммуникативная функция способствует расширению социального опыта взаимодействия с другими людьми, природой и обществом;
- познавательная функция искусства направлена на изучение явлений природы, общественные отношения, виды деятельности и т.д.; все перечисленные явления показываются наглядно;
- воспитательная функция искусства подразумевает систематическое и целенаправленное воздействие на духовное развитие личности и воздействует, прежде всего, на эстетическое и нравственное воспитание;
- идеологическая функция искусства подразумевает формирование мировоззрения – систему обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в этом мире, на отношения людей, а также их идеалы, убеждения и принципы.
Изобразительная деятельность является средством эстетического воспитания. Посредством соприкосновения с произведениями искусства ребенок учится видеть красоту окружающего мира, учится понимать и выделять изящность формы, соразмерность пропорций, ритмический строй, сочность цвета или тонкость переходов его оттенков. Постепенно у ребенка формируется художественный вкус.
На занятиях изобразительной деятельностью огромное значение для развития творческого потенциала имеет использование наглядности, игровых приемов, музыкального сопровождения, устного творчества. Для того чтобы ребенок проявлял творческие возможности, необходимо предоставлять выбор техник рисования. Это могут быть как традиционные техники (акварель, гуашь), так и нетрадиционные (тампонирование, рисование ладошками или пальцами)[7].
Существует несколько задач изобразительной деятельности в детском саду для детей с нарушениями зрения:
- всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание (задача, общая с массовым детским садом);
- коррекция зрительных функций;
- связь с лечебно-коррекционной работой, так как навыки, полученные в изобразительной деятельности, необходимы в работе детей на аппаратах (синоптофоре и бивизотренере и т.д.)[9].
В работе Л.И. Плаксиной указывается, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушениями зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира, что способствует правильным представлениям, а значит, помогает правильно воспринимать окружающую действительность. Поэтому на всех этапах обучения изобразительной деятельности дети с нарушениями зрения учатся поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки, овладевают сенсорными эталонами различного вида (зрительными, осязательными, двигательными и др.).
Но само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos, что означает «ощущение, чувство». Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного [2].Значит при овладении сенсорными эталонами, при обследовании предметов, выделяя основные признаки, дети не только познают окружающую действительность, но и эстетически воспитываются.
По мнению Т.Г. Казаковой изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, а также содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
По словам Г.Г. Григорьевой в изобразительной деятельности ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Наблюдения и выделение свойства предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей компонентов эстетического чувства (чувства формы, цвета, ритма), что очень важно для детей с нарушениями зрения, так как у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развит процесс восприятия.
Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т.п.). Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус [10].
Т.С. Комарова утверждает, что в основе развития любых способностей дошкольников, в том числе детей старшего дошкольного возраста, лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на становление эстетических чувств. Это особенно важно для детей с нарушениями зрения, так как зрительное восприятие у них затруднено.
Поэтому нужно развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся, и на основе его ребенок впоследствии самостоятельно мог создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах[10].
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, форму, величину [5].
Л.Б. Осипова отмечает, что поскольку зрение не может дать ребенку с нарушением зрения полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления, а это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, следовательно, изобразительная деятельность способствует умственному воспитанию детей. Это помогает развитию изобразительной деятельности [6].
Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи [8].
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют трудовому, физическому воспитанию, так как развиваются рука и глаз ребенка, мускулатура кисти и пальцев, что имеет большое значение как для детей с нормальным зрением, так и для детей со зрительной депривацией, а также для дальнейшего обучения детей письму в школе. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определённой позой[3].
Таким образом, эстетическое воспитание является сложным научным понятием: целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития; процесс формирования чувств в области прекрасного; развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве; приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, физическому, трудовому воспитанию дошкольников, эстетическому воспитанию детей. Изобразительная деятельность определяется как специфическая форма отношения к окружающему миру, возникающая на основе зрительного восприятия и создающая зрительные образы посредством изображений (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Потемкина, Л.И. Плаксина, Л.М. Шипицына).
Библиографический список
1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, В.А. Васильева, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
3. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Педагогика, 1986.
4. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]: конспекты занятий. – М.: Просвещение, 1978.
5. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1977.
6. Осипова, Л.Б. Творческое конструирование как средство развития предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования / Л.Б. Осипова // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – С. 205–213.
7. Потемкина, А.В. Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Потемкина; РГПУ имени А.И. Герцена. – СПб, 2004.
8. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
9. Шипицына, Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением [Текст]: методическое пособие / под.ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Образование, 1995.
10. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Ядэшко. – М.,1989.
Г.А. Хусаинова
Е.В. Резникова