Психодиагностические и социально-педагогические методики изучения детей в условиях работы летних оздоровительных досуговых групп

(выявление уровня сформированности личностных УУД)

Главным делом воспитательной работы в условиях ЛОДГ для любого педагога является личностно-ориентированный подход, опора на закономерности развития ребенка. Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, необходимо строить ее с учетом результатов применения психодиагностических и социально-педагогических методик изучения детей. В качестве необходимого минимума методик психодиагностики выступают:

1) экспресс-диагностика уровня самооценки, психогеометрической самооценки личности (С. Делингер, в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой);

2) «Кто я есть в этом мире?» (методика Дембо — Рубинштейн в модификации А. Н. Прихожан);

3) диагностика волевого принципа личности, методом цветописи
(по А. Н. Лутошкину);

4) тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»;

5) экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации и другие [9].

Карта наблюдений

Проявление качества Баллы
1. Интерес к игровой ситуации 1. Активен при распределении ролей. 2. Действует в роли по правилам игры. 3. Склонен к импровизации. 4. Умеет сам организовать игру.  
2. Страхи 5. Наличие страха (какого?). 6. Плачет (капризничает, отказывается играть). 7. Прячется. 8. Убегает. 9. Просит о помощи. 10. Готов в игре преодолеть страх.  
3. Характер отношений со сверстниками 11. Проявляет в игре лидерство. 12. В игре ведомый. 13. Конфликтует в игре со сверстниками. 14. Подчиняется правилам игры, согласовывает действия. 15. Общается с детьми противоположного пола. 16. Адекватная половая идентификация. 17. Способен радоваться успеху другого. 18. Готов делиться своими вещами, помочь другому. 19. Стремится общаться с родителями.  
4. Переживание своего успеха в игре в различных мероприятиях 20. Чувствует превосходство над другими. 21. Радостный, готов стать еще лучше. 22. Внешне безразличен.  
5. Переживание неудачи в игре в различных мероприятиях 23. Обижается (огорчается). 24. Плачет. 25. Теряет интерес. 26. Отказывается. 27. Агрессивен.  
6. Вербальная активность 28. Обращается с вопросами к взрослому и детям. 29. Обладает чистой дикцией. 30. Обладает интонационной выразительностью. 31. Стремиться к невербальному общению.  
7. Двигательная активность 32. Подвижный. 33. Координация движений. 34. Право-левосторонняя ориентация. 35. Сосредоточен (устойчивость внимания).  
8. Внешняя выразительность 36. Эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами. 37. Открытый, непосредственный, раскованный в поведении. 38. Пластичный. 39. Артистичный.  
9. Знания и опыт нравственного общения 40. Владеет знаниями о нормах общения. 41. Поступает в соответствии с нормами общения. 42. Не соответствует нормам общения.  


Критерии для количественной оценки (по четырехбалльной системе) компонентов поведения ребенка:

1) 0 баллов: полное отсутствие выраженности компонента поведения;

2) 1 балл — слабая выраженность — неопределенность, пассивность, слабое желание;

3) 2 балла — средняя выраженность компонента — слабая определенность, скрываемый интерес, стеснительность;

4) 3 балла — высокая выраженность — определенность, активность, ярко выраженный интерес.

Экспресс-диагностика уровня самооценки

Инструкция:Дорогой друг! Отвечая на вопросы, укажи, как часто у тебя бывают перечисленные ниже состояния (отметь их галочкой).

Состояние Очень часто Часто Иногда Редко Никогда
1. Я волнуюсь понапрасну. 2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. 3. Я боюсь выглядеть глупцом. 4. Я беспокоюсь о своем будущем. 5. Внешний вид других куда лучше, чем мой. 6. Как жаль, что многие не понимают меня. 7. Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми. 8. Родители, учителя и друзья ждут от меня многого. 9. Чувствую себя скованным. 10.Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность. 11.Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне. 12.Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. 13.Я не чувствую себя в безопасности. 14.Мне не с кем поделиться своими мыслями. 15.Окружающие не очень интересуются моими достижениями.          

Обработка результатов

Чтобы определить уровень самооценки ребенка, вычислите сумму баллов по утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.

Уровни самооценки: 10 баллов и менее — завышенный уровень; 11—29 баллов — нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей; более 29 баллов — заниженный уровень.

Наши рекомендации