Организационный период (оргпериод ) смены

Позиция вожатого: заботливая, но строгая и требовательная мама. Основной вид деятельности вожатого - разъяснять, требовать, добиваться выполнения требований. Показывать себя, лагерь, членов коллектива (вот мы какие!).

Знакомство. Взаимопонимание. Ожидание от жизни в лагере (что-то будет?).

Массовые дела.

В отряде:

  • огонек-знакомство (вот я какой, принимайте меня таким, какой я есть);
  • коллективные творческие дела;
  • «ромашка»
  • «кинофестиваль»
  • выборы органов самоуправления;
  • планирование жизни;

Игры:

· на установление контактов

· на преодоление психологических барьеров;

В лагере:

· Сбор - знакомство;

· Концерт вожатых.

Оргпериод длится три-четыре дня (за это время надо успеть сделать все вышеперечисленное). Это оптимальное время адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности. Понятие это многомерное, и в нём можно выделить наиболее значимые позиции:

· адаптация к условиям закрытого или ограниченного социума;

· адаптация к смене основных видов деятельности;

· адаптация к новизне общения, установление коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;

· адаптация к режиму жизни;

· адаптация к новым бытовым условиям и т. д.

Основной период смены

Позиция вожатого: консультант-инструктор, со-участник (давайте попробуем вместе).

Основной вид деятельности вожатого - работа с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел. Стараться чаще при принятии решений апеллировать к детям, не брать на себя всю долю ответственности, как это возможно в организационный период.

Основной вид деятельности ребят - работа, в основном, по группам (временным или постоянным). Интенсивное общение.

Именно в это время, примерно на 13-14 день, наступает второй пик трудности: условно его можно назвать «пиком привыкания». Это время, когда ребята привыкли ко всему: к Вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю и т. д. Будьте внимательны - это своеобразная «зона конфликтности», основанная на межличностных отношениях; возникают конфликты между мальчиками и девочками, которые можно предвидеть и предотвратить.

Опытный педагог, как правило, в такой период обязательно поменяет привычный уже ход жизни, сменит обстановку, место, уведет ребят в поход, на экскурсию или придумает что-то интересное.

Огоньки.Если Вы решили проводить их, то сейчас они очень откровенны и задушевны.

Игры.Разные. Больше спортивные. Это могут быть игры-розыгрыши,

игры - ассоциации, игры-загадки. Вы уже хорошо знакомы и много чего общего позади.

Можно предложить ребятам ролевые и деловые игры.

Итоговый период

Позиция вожатого: это друг и заботливая мама, потому что ребята уже несколько устали от смены и вместе с тем чувствуют скорое расставание. В этот период вожатого ждет еще одна зона сложности - «пик усталости»: ребята устали жить в шумном коллективе, вне дома, без родителей и т. д.

Основной вид деятельности - организация различных сюрпризов со стороны детей и вожатых.

Организационные вопросы

В период лагерной смены технология работы вожатого предполагает совместные формы организации деятельности – это даёт наибольший педагогический эффект.

- Организовать ребят в деятельности различных групп (творческие дела

на знакомство);

- Определить с помощью коллективных творческих дел (КТД)

лидеров-организаторов, лидеров- генераторов идей;

- Выбрать органы самоуправления (опираясь на предыдущую работу);

- Наметить дела смены или периода (10 дней) через разведку дел, мозговой

штурм;

- Сформировать временные творческие объединения по подготовке дел, а это:

инициативная группа;

творческая группа;

совет дела.

Инициативная группа, как правило, сама предлагает дело и берется организовать его, задействуя ребят.

Позиция вожатого: не навредить, не подавлять своей эрудицией, поддерживать детскую инициативу.

Группа: предлагает, организует, проводит, анализирует вместе со всеми.

Творческая группа:

· Разрабатывает идею;

· Продумывает и раздает задания группам;

· Проверяет готовность группы;

· Проводит дело;

· Анализирует его вместе со всеми.

Совет дела:

· Избирается из представителей от всех групп отряда;

· Обсуждает идею внутри совета дела;

· Возвращается в свою группу для обсуждения идеи, принимает критику;

· Собирается в совет с новыми предложениями и замечаниями;

· Разрабатывает идею, продумывает задания;

· Анализирует в совете;

· Анализирует вместе со всеми.

Лучше всего, если в течение смены реализуются различные способы организации деятельности. Таким образом можно готовить как отрядные и межотрядные дела, так и массовые мероприятия. Оптимизация организации жизнедеятельности временного детского коллектива во многом определяется качеством программы лагерной смены.

Планирование работы в оздоровительном лагере

План – педагогическая стратегия и тактика. Это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности воспитателя (вожатого). Это и своеобразный проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.

Исходными данными для планированиямогут служить следующие составляющие:

• календарь летних праздников;

• традиции оздоровительного лагеря;

• информация о детях;

• ожидания детей;

• задачи оздоровительного периода;

• модель смены.

• личные воспоминания воспитателя (вожатого) о своем пионерском детстве, его ожидания.

Лучший план работы – план, сформированный совместно с детьми и одобренный ими. Воспитателю (вожатому) необходимо иметь следующие виды планов: перспективный (в него включается и план-сетка), план на каждый день (утро – день – вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погодных условий. В план-сетку включаются по хронологии дни заезда, отъезда, банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря, дни дежурства. Далее – планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

Требования к плану работы воспитателя (вожатого):

• направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа по формированию качеств личности);

• учет интересов, потребностей детей ;

• выбор продуктивных видов деятельности; реальность планов (по формам, содержанию работы и срокам);

• согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.

Структура плана работы:

• характеристика возраста детей;

• цель и воспитательные задачи;

• программа деятельности оздоровительного лагеря;

• содержание работы с детьми;

• взаимодействие с администрацией оздоровительного лагеря;

• работа кружков, секций, объединений по интересам;

Форма написания плана может быть произвольной.

Советы воспитателю (вожатому), планирующему свою работу:

• с будущим коллегой определите цели и задачи предстоящей смены;

• изучите возрастные особенности детей, обратив' особое |внимание на ожидания детей данного возраста;

• используйте данные, полученные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и таланты воспитанников);

• изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность дружинных и отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей деятельности;

• отберите средства, формы и методы работы, которыми владеете;

• составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;

• создайте творческую атмосферу в отряде;

• учитывайте, в первую очередь, интересы детей.

План работы, составленный накануне, желательно корректировать каждое утро

(с учётом интересов детей и в зависимости от погодных условий).

Наши рекомендации