ККомпетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

– способность заниматься научными исследованиями;

– использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;

– умение оформлять отчеты о проведенной научно-исследовательской работе и подготавливать публикации по результатам исследования;

– способность воспринимать математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания;

– умение самостоятельно приобретать, развивать и применять их для решения нестандартных задач, в том числе, в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;

– способность анализировать и оценивать уровни своих компетенций в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности;

– владение методами и средствами получения, хранения, переработки и трансляции информации посредством современных компьютерных технологий, в том числе, в глобальных компьютерных сетях;

– способность анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

Требования к объекту практики

Учебная практика (научно-исследовательская) допускает работу студента как в аудиториях, так и в читальных залах, библиотеках, компьютерных классах. Учебная практика проводится в течение двух недель осеннего учебного семестра (108 часов) в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий учебный год. Учебно-методическое руководство практикой осуществляют преподаватели кафедры менеджмента строительных организаций, которые ежегодно назначаются распоряжением по кафедре.

Руководство практикой от кафедры

К руководству учебной практикой студентов привлечены опытные преподаватели кафедры.

Обязанности руководителя практики:

1. Выдача индивидуальных заданий студентам.

2. Составление графика прохождения практики студентами.

3. Проведение консультирования по вопросам программы практики и осуществления контроля над ее выполнением.

4. Прием отчётов по завершению практики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов согласно ГОС ВПО по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент», 2 курс ОУ «магистр» очной и заочной форм обучения.

3.1. Предварительный этап прохождения практики включает в себя участие студентов 2-го курса ОУ «магистр» в работе установочного семинара, а также согласование сформулированной темы научного исследования, постановку целей и задач учебной практики в зависимости от тематики исследования. Предварительный этап предполагает самоконтроль, консультацию с руководителем практики и посещение установочного семинара по практике.

3.2. Исследовательский этап прохождения практики включает в себя определение источников информации для выполнения практической части своего исследования, сбор необходимых сведений и их предварительная обработка, исходя из цели и задач исследования, проводится анализ полученных данных и их обобщение результатов. Исследовательский этап предполагает самоконтроль, консультацию с руководителем практики.

3.3. Заключительный этап прохождения практики включает в себя формулировку выводов и рекомендаций по дальнейшим исследованиям, подготовку публикации по результатам работы, а также участие в итоговом семинаре. Заключительный этап предполагает подготовку научной статьи для публикации в научном журнале или тезиса доклада на конференции по защите реферата по итогам прохождения учебной практики.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Программа учебной практики предполагает индивидуальную самостоятельную работу студента, которая предусматривает:

1. Определение тематики научно-исследовательской работы.

2. Формирование картотеки библиографических источников по теме магистерской диссертации.

2. Обзор основных научных школ по теме магистерской диссертации.

3. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации.

4. Реферативный обзор научных направлений по теме магистерской диссертации.

5. Подготовка сообщения по выбранному (заданному научным руководителем) направлению в письменной и устной формах.

6. Подготовка научной статьи.

4.1. В рамках первого этапа самостоятельной работы магистрант определяет тематику своей научно-исследовательской работы. Тема научно-исследовательской работы может быть задана научным руководителем магистранта в рамках кафедральной тематики.

4.2. По выбранной (заданной научным руководителем) теме магистрант подбирает литературу для дальнейшей работы, на основании которой составляет список литературных источников. Список учебной и научной литературы должен включать учебники, учебные пособия, монографии и статьи в научных журналах. По каждой позиции должно быть представлено не менее четырех наименований. Список литературных источников должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

4.3. По составленному списку литературных источников магистрант готовит отчёт объемом 30-35 стр. Далее готовится научная статья и устный доклад с применением технологии работы над публичным выступлением. Дата выступления магистранта в аудитории с подготовленным докладом определяется руководителем практики. Таким образом, при прослушивании докладов магистранты знакомятся с различными направлениями исследований в сфере менеджмента непроизводственной сферы.

4.4. По окончанию срока учебной практики, магистранты отчитываются на кафедре о выполнении программы практики. Общая форма такой отчетности – представление письменного отчёта.

Отчёт включает:

1. Титульный лист (Приложение).

2. Содержание.

3. Основную часть.

4. Список использованных литературных источников.

4.5.1. Требования к оформлению отчёта:

Техническое оформление отчета в виде реферата по практике должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований.

Материалы отчета в виде реферата должны излагаться четко, ясно, последовательно с соблюдением логичности перехода от одной части к другой.

Следует использовать принятую научную терминологию, избегать повторений общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Уточнять необходимо только понятия малоизвестные или противоречивые, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.

Стиль написания отчета – безличный монолог, т.е. изложение материала должно быть представлено от третьего лица без употребления форм первого и второго лица, местоимений единственного числа. Во всей работе должно быть обеспечено единообразие терминов, обозначений и условных сокращений.

Язык работы – русский, стиль – научный, четкий, без орфографических и синтаксических ошибок; последовательность – логическая.

Реферат должен быть напечатан с помощью текстового редактора на одной стороне страниц стандартного белого листа бумаги формата А4 (210x297мм); шрифт – Times New Roman; кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5 (до тридцати строк на странице); с соблюдением размеров полей: верхнее, нижнее – 20 мм, слева – 30 мм, справа – 15 мм; абзац – 1,25 мм. Печать должна быть четкой, черного цвета, средней жирности.

Рекомендуемыми структурными элементами отчёта по учебной практике могут быть:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Выводы.

6. Список использованных литературных источников.

7. Приложения.

5.1.1. Титульный лист отчета должен содержать наименование образовательного учреждения, название факультета, выпускающей кафедры, фамилию, имя и отчество, другие сведения об авторе; вид практики и место ее прохождения; фамилию, имя и отчество, ученое звание, ученую степень (должность) научного руководителя, место для подписи, название города и год (Приложение 1).

4.5.1.2. Содержание должно включать наименование и номера начальных страниц всех глав и параграфов отчета. В содержание необходимо включить все заголовки, имеющиеся в отчете, начиная с введения и заканчивая приложениями.

4.5.1.3. Главной задачей Введения является обоснование актуальности проставленных задач при прохождении учебной практики, особенностей постановки проблемы и решение конкретных условий исследования.

Кроме того, в этой части работы следует четко определить объект и предмет исследования, цели и задачи конкретного вида работы (опираясь на содержание). Используемые методы исследования и информационный материал.

4.5.1.4. Текст основной части отчета делится на главы и параграфы.

Заголовки структурных частей работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются большими жирными буквами по центру страницы. Заголовки параграфов печатаются маленькими жирными буквами (кроме первой прописной) с абзаца и выравниваются по ширине. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точками.

Расстояние между заголовком структурных частей работы и текстом должно составлять 2 интервала основного текста, между заголовком параграфов и текстом – 1 интервал.

4.5.1.5. Номера страниц проставляют в середине верхнего поля листа арабскими цифрами при соблюдении сквозной нумерации по всему тексту работы. Точка в номере страницы не ставится. Нумерация страниц, глав, параграфов, рисунков, таблиц, формул изображается арабскими цифрами без знака №.

Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляется. Нумерация начинается со страницы – «Введение».

Нумерация глав и параграфов осуществляется по порядку в пределах всей работы и обозначается арабскими цифрами, отделяемыми точкой. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера параграфа и порядкового номера вопроса в пределах параграфа, разделенных точкой, например: 1.3. номер 3-его вопроса в 1-ом разделе.

«СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» – не нумеруют как главу.

4.5.1.6. Содержание иллюстраций должно дополнять текст работы, раскрывать суть явления, наглядно иллюстрировать размышления студента, поэтому в тексте на каждую из них должна быть ссылка с соответствующим комментарием.

Иллюстрации (схемы, графики и т.п.) и таблицы следует подавать в отчете непосредственно после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Если они содержатся на отдельных страницах отчета, их включают в общую нумерацию страниц. Иллюстративные или табличные материалы, размеры которых превышают формат А4, размещают в приложениях. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Иллюстрации обозначают словом (рис.) и нумеруют последовательно в пределах главы, за исключением иллюстраций в приложениях. Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой: например, Рис. 1.2 – второй рисунок первой главы. Номер иллюстрации, ее название и пояснительные подписи размещают последовательно под иллюстрацией по центру.

4.5.1.7. Таблицынумеруют последовательно (за исключением тех, что размещены в приложениях) в пределах глав. В правом верхнем углу размещают надпись Таблица с указанием ее номера, который состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой: например, Таблица 2.3 (третья таблица второй главы). Название таблицы находится ниже, по центру страницы.

При переносе таблицы на другую страницу в правом верхнем углу над последующими частями пишут «Продолжение табл. 2.3».

В таблицах необходимо обязательно указывать единицу измерения. Если все единицы измерения одинаковы для всех показателей таблицы, они приводятся в заголовке. Единицы измерения должны приводиться в соответствии со стандартами. Числовые величины в таблице надо указывать с одинаковым количеством десятичных знаков. Заголовки колонок таблиц начинаются с большой буквы.

При ссылке в тексте слово «таблица» пишут сокращенно: например, в табл. 1.2. В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации необходимо применять сокращенное слово «смотри»: например, см. табл. 1.2.

4.5.1.8. Ссылки в тексте отчета на источники информации следует отмечать порядковым номером ссылок, выделенным двумя квадратными скобками, например ... в работах [1-9]. При цитировании одного источника необходимо указывать страницу [1, с. 223].

Источники в списке литературы необходимо размещать в алфавитном порядке или в порядке упоминания в тексте. Сведения о включенных в список источниках следует подавать в соответствии с требованиями государственного стандарта библиографической записи с обязательным указанием названий.

4.5.1.9. Приложения к отчету состоят из информационных материалов, составляющих базу аналитических исследований во время прохождения практики и выполненных индивидуальных заданий. Они являются продолжением отчета, размещаются в порядке появления ссылок на них по тексту.

Приложения последовательно обозначаются заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв Ё, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. На каждое приложение должна быть ссылка в тексте. Единственное приложение обозначается как «Приложение А».

Иллюстрации, таблицы и формулы, размещенные в приложениях, нумеруют в пределах каждого приложения, например: «рис. Д.1.2» – второй рисунок первого раздела приложения Д; «формула (А.1)» – первая формула приложения А.

4.6. Выбор и утверждение темы отчёта

Тему научно-исследовательской работы магистрант избирает самостоятельно, руководствуясь ориентировочным перечнем. Магистрантам также предоставляется право предложить (избрать) тему, название и направленность которой отличаются от заказной тематики. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем.

Примерный перечень тем для написания отчёта:

1. Исследование современных тенденций развития строительства и его организационных форм как саморегулируемой системы.

2. Государственное регулирование рыночных отношений в строительстве.

3. Исследование тенденций развития строительного рынка и его отдельных сегментов (жилье, производственная инфраструктура).

4. Организация подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве (городском хозяйстве)

5. Исследование теоретико-методических основ оценки эффективности деятельности строительных организаций.

6. Развитие теории, методики и методов оценки эффективности деятельности строительных организаций.

7. Теоретико-методические основы экономического механизма функционирования предприятий строительного комплекса и материально-технической базы строительства, в том числе промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.

8. Формирование теоретических и методических основ управления лизинговыми операциями в строительстве.

9. Теоретические и методические основы обеспечения заданных сроков, стоимости, качества, экологичности и конкурентоспособности строительной продукции.

10. Теоретические и методические основы разработки и внедрения инноваций в основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы по созданию, эксплуатации и обслуживанию объектов недвижимости.

11. Теоретические и методические проблемы управления стоимостью объектов недвижимости на различных стадиях жизненного цикла.

12. Государственное регулирование рынка недвижимости, формирование инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

13. Организационно-экономический механизм управления инвестициями в комплексную застройку в крупных мегаполисах, развитие программы паспортизации жилищного фонда и формирование кадастра городских территорий.

14. Развитие методологии комплексного управления жилищным фондом. Методы оценки эффективности эксплуатации, воспроизводства и расширения жилищного фонда (реконструкция, модернизация и новое строительство).

15. Анализ состояния и определение тенденций развития сферы жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм функционирования.

16. Организационно-экономические аспекты формирования систем управления ресурсо- и энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве.

17. Экономические проблемы реконструкции и восстановления основных фондов ЖКХ различных форм собственности.

18. Теоретические и методические основы определения эффективности инвестиционных проектов в строительстве

19. Развитие методики управления рисками инвестиционных проектов строительстве.

20. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности строительных организаций.

Информация о ходе практики и ее итогах обсуждается на заседаниях кафедры «Менеджмент строительных организаций», а ее общие итоги подводятся на Совете факультета ЭУИССН ГОУ ВПО «ДонНАСА».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА

Оценивание результатов учебной практики студентов 2-го курса ОУ «магистр» осуществляется по государственной шкале, процентной шкале и шкале ECTS. Объем практик измеряется в зачетных единицах (кредитах).

Для оценивания отчета по практике используются критерии, приведенные в табл. 5.1:

Таблица 5.1

Наши рекомендации