Учебной практики (научно-исследовательской)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации и проведению
Учебной практики (научно-исследовательской)
для студентов 2 курса ОУ «магистр»
направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент»
профессионально-образовательной программы
«Производственный менеджмент в строительстве»
очной и заочной форм обучения
Утверждено
на заседании кафедры
менеджмента строительных организаций
Протокол № от 2016 г.
Макеевка 2016
УДК 69.003.658.5(07)
Методические указания по организации и проведению учебной практики (научно-исследовательской) для студентов 2 курса ОУ «магистр» направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» профессионально-образовательной программы «Производственный менеджмент в строительстве» очной и заочной форм обучения / Сост.: М.П. Макущенко. - Макеевка: ГОУ ВПО «ДонНАСА», 2016. – 23 с.
В методические указания входят цели и задачи, основные вопросы содержания учебной практики, обязанности руководителя практики и студентов.
Данные указания по организации и проведению практики содержат требования к структуре и оформлению отчёта по практике, а также перечень рекомендованной литературы.
Составитель: М.П. Макущенко
Рецензент: М.Ф. Иванов
Ответственный за выпуск: М.Ф. Иванов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ... ……….………………………….………………………………….4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..5
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ…………………………..9
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ…………………………………………………10
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ .......................................................................................................11
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА………..17
6. ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ……………………………20
ПРИЛОЖЕНИЕ......……………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Значительное внимания к конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений повышается с каждым годом и определяется высокой степенью профессиональной готовности к работе в реальной бизнес-среде, в частности аспектами соответствия содержания обучения потребностям предприятий, глубине знаний, способности выпускников, быстро и эффективно адаптироваться к требованиям рынка, успешно реализовывая полученные знания.
Перед кафедрой менеджмента строительных организаций стоит задача обеспечения в рамках учебных планов подготовки магистров не только качественными фундаментальными знаниями, но и практическими навыками и умениями. Стоит также отметить, что потребность в знаниях, умениях и навыках выпускников во многом определяется особенностями и перспективами хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Учитывая это, увеличивается значение самого тесного контакта студентов с будущими работодателями, когда происходит непосредственный процесс оценки теоретических знаний, усовершенствования практических навыков и коррекции содержания последующего обучения.
Изложенное дает основания утверждать, что развитие профессиональной и образовательной мобильности молодежи, в том числе студентов ГОУ ВПО ДонНАСА является невозможным без налаживания надлежащей практической подготовки, которая органически дополнит теоретическое обучение и станет залогом конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда.
Методические рекомендации и рабочая учебная программа для студентов 2 курса ОУ «магистр»» очной и заочной форм обучения является учебно-методическими документами, которые определяют проведение и организацию учебной практики.
Учебная практика является одним из важнейших видов учебного процесса. Ее основное назначение – максимально приблизить теоретическую подготовку студентов к их практическим действиям, нацелить на приобретение навыков и опыта самостоятельной работы путем использования процессов, операций, процедур, решений, свойственных будущей профессии.
Учебным планом предусматривается проведение практики длительностью 108 часов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические рекомендации по учебной практике разработаны в соответствии с Положением о практике обучающихся государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры», осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (далее – Положение), регламентирующим порядок организации и проведения практической подготовки и материального обеспечения проведения практик обучающихся, осваивающих в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» (далее – ГОУ ВПО «ДонНАСА») образовательные программы высшего профессионального образования.
1.2. Программа ссылается на настоящее Положение о практике студентов, разработанное в соответствии с:
– Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 N1-233П-НС;
– Положением о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 №2-11);
– Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности (Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 №2-12);
– Положением об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 г. №380 (в редакции приказа Министерства образования и науки от 30 октября 2015 г. №750);
– Временными лицензионными требованиями к реализации образовательных программ высшего профессионального образования в Донецкой Народной Республике (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.01.2016 №7);
– Нормами времени для расчета объема учебной работы и перечней основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.08.2015 г. № 412;
– Типовым положением о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.12.2015 г. № 911;
- Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОС ВПО по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (квалификация: «Магистр») (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.09.2016 г. № 935);
– Уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»;
– Учебным планом направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» профессионально-образовательной программы «Производственный менеджмент в строительстве», одобренного решением Ученого совета ГОУ ВПО «ДонНАСА» от 27.09.2016 г., протокол № 1;
– рабочей программой учебной практики.
1.3. Ответственность за организацию, проведение практики возлагается на Первого проректора - проректора по учебной работе.
1.4. Контроль, организацию подготовки и обеспечение проведения учебной практики по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (профессионально-образовательная программа «Производственный менеджмент в стрительстве») для студентов 2-го курса очной и заочной форм обучения осуществляют декан факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости, заведующий кафедрой менеджмента строительных организаций, руководитель практики по выпускающей кафедре совместно с руководителями учебной практики.
Цели учебной практики
Цель практики – закрепление знаний, полученных будущими магистрами в процессе теоретического обучения в ГОУ ВПО «ДонНАСА», на основе изучения традиционных методик решения поставленных задач исследования; овладение навыками и основами организации научного исследования; формирование способности к самостоятельному обучению новым методам исследования; овладение необходимыми профессиональными компетенциями по избранному направлению специализированной подготовки; сбор фактического материала для подготовки выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации; создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого магистранта реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями.
Задачи учебной практики
Задачи практики:
– работа с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);
– проведение статистических и социологических исследований, связанных с темой выпускной квалификационной работы магистра;
– освоение методик анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов);
– освоение методик наблюдения, эксперимента и моделирования;
– подготовка аргументации для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;
– изучение справочно-библиографических систем, способов поиска информации;
– приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах;
– работа с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;
– обобщение и подготовка результатов научно-исследовательской деятельности магистранта для продолжения научных исследований в рамках системы послевузовского образования;
– изучение задач и проблем производственного менеджмента в строительстве в соответствии с темой, объектом, и предметом исследования магистранта;
– апробация результатов научно-исследовательской работы магистрантов, выполненной в течение предшествующего обучения в форме подготовки отчёта и научного доклада на семинаре;
– проверка предварительных результатов работы и выдвинутых гипотез;
– формирование выводов и рекомендаций и их корректировка по результатам исследований.
Требования к объекту практики
Учебная практика (научно-исследовательская) допускает работу студента как в аудиториях, так и в читальных залах, библиотеках, компьютерных классах. Учебная практика проводится в течение двух недель осеннего учебного семестра (108 часов) в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий учебный год. Учебно-методическое руководство практикой осуществляют преподаватели кафедры менеджмента строительных организаций, которые ежегодно назначаются распоряжением по кафедре.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов согласно ГОС ВПО по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент», 2 курс ОУ «магистр» очной и заочной форм обучения.
3.1. Предварительный этап прохождения практики включает в себя участие студентов 2-го курса ОУ «магистр» в работе установочного семинара, а также согласование сформулированной темы научного исследования, постановку целей и задач учебной практики в зависимости от тематики исследования. Предварительный этап предполагает самоконтроль, консультацию с руководителем практики и посещение установочного семинара по практике.
3.2. Исследовательский этап прохождения практики включает в себя определение источников информации для выполнения практической части своего исследования, сбор необходимых сведений и их предварительная обработка, исходя из цели и задач исследования, проводится анализ полученных данных и их обобщение результатов. Исследовательский этап предполагает самоконтроль, консультацию с руководителем практики.
3.3. Заключительный этап прохождения практики включает в себя формулировку выводов и рекомендаций по дальнейшим исследованиям, подготовку публикации по результатам работы, а также участие в итоговом семинаре. Заключительный этап предполагает подготовку научной статьи для публикации в научном журнале или тезиса доклада на конференции по защите реферата по итогам прохождения учебной практики.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Программа учебной практики предполагает индивидуальную самостоятельную работу студента, которая предусматривает:
1. Определение тематики научно-исследовательской работы.
2. Формирование картотеки библиографических источников по теме магистерской диссертации.
2. Обзор основных научных школ по теме магистерской диссертации.
3. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации.
4. Реферативный обзор научных направлений по теме магистерской диссертации.
5. Подготовка сообщения по выбранному (заданному научным руководителем) направлению в письменной и устной формах.
6. Подготовка научной статьи.
4.1. В рамках первого этапа самостоятельной работы магистрант определяет тематику своей научно-исследовательской работы. Тема научно-исследовательской работы может быть задана научным руководителем магистранта в рамках кафедральной тематики.
4.2. По выбранной (заданной научным руководителем) теме магистрант подбирает литературу для дальнейшей работы, на основании которой составляет список литературных источников. Список учебной и научной литературы должен включать учебники, учебные пособия, монографии и статьи в научных журналах. По каждой позиции должно быть представлено не менее четырех наименований. Список литературных источников должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
4.3. По составленному списку литературных источников магистрант готовит отчёт объемом 30-35 стр. Далее готовится научная статья и устный доклад с применением технологии работы над публичным выступлением. Дата выступления магистранта в аудитории с подготовленным докладом определяется руководителем практики. Таким образом, при прослушивании докладов магистранты знакомятся с различными направлениями исследований в сфере менеджмента непроизводственной сферы.
4.4. По окончанию срока учебной практики, магистранты отчитываются на кафедре о выполнении программы практики. Общая форма такой отчетности – представление письменного отчёта.
Отчёт включает:
1. Титульный лист (Приложение).
2. Содержание.
3. Основную часть.
4. Список использованных литературных источников.
4.5.1. Требования к оформлению отчёта:
Техническое оформление отчета в виде реферата по практике должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований.
Материалы отчета в виде реферата должны излагаться четко, ясно, последовательно с соблюдением логичности перехода от одной части к другой.
Следует использовать принятую научную терминологию, избегать повторений общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Уточнять необходимо только понятия малоизвестные или противоречивые, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.
Стиль написания отчета – безличный монолог, т.е. изложение материала должно быть представлено от третьего лица без употребления форм первого и второго лица, местоимений единственного числа. Во всей работе должно быть обеспечено единообразие терминов, обозначений и условных сокращений.
Язык работы – русский, стиль – научный, четкий, без орфографических и синтаксических ошибок; последовательность – логическая.
Реферат должен быть напечатан с помощью текстового редактора на одной стороне страниц стандартного белого листа бумаги формата А4 (210x297мм); шрифт – Times New Roman; кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5 (до тридцати строк на странице); с соблюдением размеров полей: верхнее, нижнее – 20 мм, слева – 30 мм, справа – 15 мм; абзац – 1,25 мм. Печать должна быть четкой, черного цвета, средней жирности.
Рекомендуемыми структурными элементами отчёта по учебной практике могут быть:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Выводы.
6. Список использованных литературных источников.
7. Приложения.
5.1.1. Титульный лист отчета должен содержать наименование образовательного учреждения, название факультета, выпускающей кафедры, фамилию, имя и отчество, другие сведения об авторе; вид практики и место ее прохождения; фамилию, имя и отчество, ученое звание, ученую степень (должность) научного руководителя, место для подписи, название города и год (Приложение 1).
4.5.1.2. Содержание должно включать наименование и номера начальных страниц всех глав и параграфов отчета. В содержание необходимо включить все заголовки, имеющиеся в отчете, начиная с введения и заканчивая приложениями.
4.5.1.3. Главной задачей Введения является обоснование актуальности проставленных задач при прохождении учебной практики, особенностей постановки проблемы и решение конкретных условий исследования.
Кроме того, в этой части работы следует четко определить объект и предмет исследования, цели и задачи конкретного вида работы (опираясь на содержание). Используемые методы исследования и информационный материал.
4.5.1.4. Текст основной части отчета делится на главы и параграфы.
Заголовки структурных частей работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются большими жирными буквами по центру страницы. Заголовки параграфов печатаются маленькими жирными буквами (кроме первой прописной) с абзаца и выравниваются по ширине. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точками.
Расстояние между заголовком структурных частей работы и текстом должно составлять 2 интервала основного текста, между заголовком параграфов и текстом – 1 интервал.
4.5.1.5. Номера страниц проставляют в середине верхнего поля листа арабскими цифрами при соблюдении сквозной нумерации по всему тексту работы. Точка в номере страницы не ставится. Нумерация страниц, глав, параграфов, рисунков, таблиц, формул изображается арабскими цифрами без знака №.
Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляется. Нумерация начинается со страницы – «Введение».
Нумерация глав и параграфов осуществляется по порядку в пределах всей работы и обозначается арабскими цифрами, отделяемыми точкой. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера параграфа и порядкового номера вопроса в пределах параграфа, разделенных точкой, например: 1.3. номер 3-его вопроса в 1-ом разделе.
«СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» – не нумеруют как главу.
4.5.1.6. Содержание иллюстраций должно дополнять текст работы, раскрывать суть явления, наглядно иллюстрировать размышления студента, поэтому в тексте на каждую из них должна быть ссылка с соответствующим комментарием.
Иллюстрации (схемы, графики и т.п.) и таблицы следует подавать в отчете непосредственно после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Если они содержатся на отдельных страницах отчета, их включают в общую нумерацию страниц. Иллюстративные или табличные материалы, размеры которых превышают формат А4, размещают в приложениях. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.
Иллюстрации обозначают словом (рис.) и нумеруют последовательно в пределах главы, за исключением иллюстраций в приложениях. Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой: например, Рис. 1.2 – второй рисунок первой главы. Номер иллюстрации, ее название и пояснительные подписи размещают последовательно под иллюстрацией по центру.
4.5.1.7. Таблицынумеруют последовательно (за исключением тех, что размещены в приложениях) в пределах глав. В правом верхнем углу размещают надпись Таблица с указанием ее номера, который состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой: например, Таблица 2.3 (третья таблица второй главы). Название таблицы находится ниже, по центру страницы.
При переносе таблицы на другую страницу в правом верхнем углу над последующими частями пишут «Продолжение табл. 2.3».
В таблицах необходимо обязательно указывать единицу измерения. Если все единицы измерения одинаковы для всех показателей таблицы, они приводятся в заголовке. Единицы измерения должны приводиться в соответствии со стандартами. Числовые величины в таблице надо указывать с одинаковым количеством десятичных знаков. Заголовки колонок таблиц начинаются с большой буквы.
При ссылке в тексте слово «таблица» пишут сокращенно: например, в табл. 1.2. В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации необходимо применять сокращенное слово «смотри»: например, см. табл. 1.2.
4.5.1.8. Ссылки в тексте отчета на источники информации следует отмечать порядковым номером ссылок, выделенным двумя квадратными скобками, например ... в работах [1-9]. При цитировании одного источника необходимо указывать страницу [1, с. 223].
Источники в списке литературы необходимо размещать в алфавитном порядке или в порядке упоминания в тексте. Сведения о включенных в список источниках следует подавать в соответствии с требованиями государственного стандарта библиографической записи с обязательным указанием названий.
4.5.1.9. Приложения к отчету состоят из информационных материалов, составляющих базу аналитических исследований во время прохождения практики и выполненных индивидуальных заданий. Они являются продолжением отчета, размещаются в порядке появления ссылок на них по тексту.
Приложения последовательно обозначаются заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв Ё, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. На каждое приложение должна быть ссылка в тексте. Единственное приложение обозначается как «Приложение А».
Иллюстрации, таблицы и формулы, размещенные в приложениях, нумеруют в пределах каждого приложения, например: «рис. Д.1.2» – второй рисунок первого раздела приложения Д; «формула (А.1)» – первая формула приложения А.
4.6. Выбор и утверждение темы отчёта
Тему научно-исследовательской работы магистрант избирает самостоятельно, руководствуясь ориентировочным перечнем. Магистрантам также предоставляется право предложить (избрать) тему, название и направленность которой отличаются от заказной тематики. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем.
Примерный перечень тем для написания отчёта:
1. Исследование современных тенденций развития строительства и его организационных форм как саморегулируемой системы.
2. Государственное регулирование рыночных отношений в строительстве.
3. Исследование тенденций развития строительного рынка и его отдельных сегментов (жилье, производственная инфраструктура).
4. Организация подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве (городском хозяйстве)
5. Исследование теоретико-методических основ оценки эффективности деятельности строительных организаций.
6. Развитие теории, методики и методов оценки эффективности деятельности строительных организаций.
7. Теоретико-методические основы экономического механизма функционирования предприятий строительного комплекса и материально-технической базы строительства, в том числе промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.
8. Формирование теоретических и методических основ управления лизинговыми операциями в строительстве.
9. Теоретические и методические основы обеспечения заданных сроков, стоимости, качества, экологичности и конкурентоспособности строительной продукции.
10. Теоретические и методические основы разработки и внедрения инноваций в основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы по созданию, эксплуатации и обслуживанию объектов недвижимости.
11. Теоретические и методические проблемы управления стоимостью объектов недвижимости на различных стадиях жизненного цикла.
12. Государственное регулирование рынка недвижимости, формирование инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной рыночной экономики.
13. Организационно-экономический механизм управления инвестициями в комплексную застройку в крупных мегаполисах, развитие программы паспортизации жилищного фонда и формирование кадастра городских территорий.
14. Развитие методологии комплексного управления жилищным фондом. Методы оценки эффективности эксплуатации, воспроизводства и расширения жилищного фонда (реконструкция, модернизация и новое строительство).
15. Анализ состояния и определение тенденций развития сферы жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм функционирования.
16. Организационно-экономические аспекты формирования систем управления ресурсо- и энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве.
17. Экономические проблемы реконструкции и восстановления основных фондов ЖКХ различных форм собственности.
18. Теоретические и методические основы определения эффективности инвестиционных проектов в строительстве
19. Развитие методики управления рисками инвестиционных проектов строительстве.
20. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности строительных организаций.
Информация о ходе практики и ее итогах обсуждается на заседаниях кафедры «Менеджмент строительных организаций», а ее общие итоги подводятся на Совете факультета ЭУИССН ГОУ ВПО «ДонНАСА».
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА
Оценивание результатов учебной практики студентов 2-го курса ОУ «магистр» осуществляется по государственной шкале, процентной шкале и шкале ECTS. Объем практик измеряется в зачетных единицах (кредитах).
Для оценивания отчета по практике используются критерии, приведенные в табл. 5.1:
Таблица 5.1
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
В процессе прохождения учебной практики студент использует учебники, монографии, журналы и другую периодическую литературу, с которой работает в читальном зале университета. А также может использовать дополнительную литературу из библиотек других вузов гг. Донецка и Макеевки.
В методическом кабинете кафедры студенты получают рабочую программу и методические указания по проведению учебной практики (научно-исследовательской).
Список рекомендованных источников:
Основная литература:
1. Овчаров А.О. Методология научного исследования: Учебник М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
2. Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. Логика и методология научных исследований: учеб. пособие . - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 168 с.
3. Минашкин В.Г. Методология статистического исследования социально-экономических процессов: Научное издание. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
4. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 287 с.
5. Космин В.В. Основы научных исследований (Общий курс): Уч.пос. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 227 с.
6. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): Учебное пособие М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 265 с.
Дополнительная литература:
1. Басовский Л.Е. История и методология экономической науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. — 212 с.
2. Волосухин В.А., Тищенко А.И. Планирование научного эксперимента [Электронный ресурс]: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 176 с.
3. Авдонина Л.Н., Гусева Т.В. Письменные работы научного стиля: Учебное пособие . - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 72 с.
4. Графф, Дж. Как писать убедительно: Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 258 с.
5. Пижурин А.А., Пижурин (мл.) А.А., Пятков В.Е. Методы и средства научных исследований: Учебник. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 264 с.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики - http://mondnr.ru/
2. Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики - https://minstroy-dnr.ru/
3. Система дистанционного обучения ГОУ ВПО «ДонНАСА» http:// www.donnasa.ru
4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU -http://elibrary.ru/
5. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» - http://biblioclub.ru/
6. Электронная библиотека Grebennikon - http://grebennikon.ru/cat.php
7. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» - http://ecsocman.hse.ru/
8. Сайт Российской государственной библиотеки - http://www.rsl.ru
9. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/
10. Бесплатная электронная библиотека онлайн «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/
11. Электронно-библиотечная система IPRbooks - http://www.iprbookshop.ru/
Периодические издания:
1. Атестаційний вісник. – К.: Видавництво: «Педагогiчна преса»
2. Бібліотечний форум. –Донецьк: НВП «Iдея» (2006, 2008-2013 гг.)
3. Методы науки: журнал. – Режим доступа: http://naukarus.ru/science-methods/
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»
Факультет «Экономика, управление и информационные системы в строительстве и недвижимости»
Кафедра «Менеджмент строительных организаций»
ОТЧЁТ
о результатах прохождения учебной практики (научно-исследовательской)
Тема «_______________»
Студента (ки) ____________________
2-го курса, группы _________
Образовательный уровень «магистр»
Направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент»
Основная профессионально-образовательная программа «Производственный менеджмент в строительстве»
Учебная практика Защищено с оценкой «__________» ___________________________ (подпись руководителя практики) «___» ____________ 201__ г. | Руководитель практики: ___________________________ (ученая степень, ученое звание, ФИО) |
Макеевка 201_
Учебное издание
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации и проведению
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации и проведению
учебной практики (научно-исследовательской)
для студентов 2 курса ОУ «магистр»
направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент»
профессионально-образовательной программы
«Производственный менеджмент в строительстве»
очной и заочной форм обучения
Утверждено
на заседании кафедры
менеджмента строительных организаций
Протокол № от 2016 г.
Макеевка 2016
УДК 69.003.658.5(07)
Методические указания по организации и проведению учебной практики (научно-исследовательской) для студентов 2 курса ОУ «магистр» направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» профессионально-образовательной программы «Производственный менеджмент в строительстве» очной и заочной форм обучения / Сост.: М.П. Макущенко. - Макеевка: ГОУ ВПО «ДонНАСА», 2016. – 23 с.
В методические указания входят цели и задачи, основные вопросы содержания учебной практики, обязанности руководителя практики и студентов.
Данные указания по организации и проведению практики содержат требования к структуре и оформлению отчёта по практике, а также перечень рекомендованной литературы.
Составитель: М.П. Макущенко
Рецензент: М.Ф. Иванов
Ответственный за выпуск: М.Ф. Иванов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ... ……….………………………….………………………………….4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..5
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ…………………………..9
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ…………………………………………………10
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ .......................................................................................................11
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА………..17
6. ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ……………………………20
ПРИЛОЖЕНИЕ......……………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Значительное внимания к конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений повышается с каждым годом и определяется высокой степенью профессиональной готовности к работе в реальной бизнес-среде, в частности аспектами соответствия содержания обучения потребностям предприятий, глубине знаний, способности выпускников, быстро и эффективно адаптироваться к требованиям рынка, успешно реализовывая полученные знания.
Перед кафедрой менеджмента строительных организаций стоит задача обеспечения в рамках учебных планов подготовки магистров не только качественными фундаментальными знаниями, но и практическими навыками и умениями. Стоит также отметить, что потребность в знаниях, умениях и навыках выпускников во многом определяется особенностями и перспективами хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Учитывая это, увеличивается значение самого тесного контакта студентов с будущими работодателями, когда происходит непосредственный процесс оценки теоретических знаний, усовершенствования практических навыков и коррекции содержания последующего обучения.
Изложенное дает основания утверждать, что развитие профессиональной и образовательной мобильности молодежи, в том числе студентов ГОУ ВПО ДонНАСА является невозможным без налаживания надлежащей практической подготовки, которая органически дополнит теоретическое обучение и станет залогом конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда.
Методические рекомендации и рабочая учебная программа для студентов 2 курса ОУ «магистр»» очной и заочной форм обучения является учебно-методическими документами, которые определяют проведение и организацию учебной практики.
Учебная практика является одним из важнейших видов учебного процесса. Ее основное назначение – максимально приблизить теоретическую подготовку студентов к их практическим действиям, нацелить на приобретение навыков и опыта самостоятельной работы путем использования процессов, операций, процедур, решений, свойственных будущей профессии.
Учебным планом предусматривается проведение практики длительностью 108 часов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические рекомендации по учебной практике разра