Почасовой график работы и учебы. Актуальность составления и использования
Приступая к изучению любого вузовского учебного предмета, обратите внимание на соотношение часов, отводимых для аудиторного и самостоятельного освоения его, указанное в рабочей программе. В условиях заочной формы обучения аудиторного времени совсем немного, на порядок меньше времени для внеаудиторного изучения. Потому-то обучающиеся в высшем учебном заведении приобретают научные и практические знания в процессе занятий в вузе, в ходе производственной практики, а также в процессе самостоятельного освоение учебной литературы, учебной книги. Аудиторное освоение корпуса общеобразовательных и специальных знаний, а также знаний специализации осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Эти способы приобретения и обогащения знаний существенно должны быть дополнены и дополняются самостоятельной внеаудиторной работой каждого обучающегося в вузе.
Современная жизнь предъявляет к самостоятельной работе студентов в вузовском обучении возрастающие требования как важнейшему средству глубокого и прочного усвоения научных знаний. Дело в том, что процесс образования будет наиболее успешным, если будущий профессионал, изучая вузовские дисциплины, как бы переоткрывает для себя факты, изложенные в учебной книге. А это требует не только серьезных интеллектуальных усилий, но и немалого времени, которое непременно надо изыскать. Поэтому студенту-заочнику жизненно важно уметь распределять свое время, разумно, экономно и продуктивно его использовать, освобождая его для обязательного каждодневного освоения знаний. В обучении, в подготовке к профессиональной деятельности вообще, в ежедневной занятости человеку оказывает существенную помощь заранее составленный временнОй график последовательности дел. Минули столетия в истории человечества с момента осознания людьми роли времени в жизни человека и человечества. Не случайно видный гуманист эпохи Возрождения Джаноццо Манетти в образной форме отмечал, что всемогущий Бог подобно некоему банкиру раздает людям время как деньги, ведет строгий подсчет годов, месяцев, дней и часов, потраченных людьми на различные нужды, и строго наказывает тех, кто бесполезно растрачивает эту величайшую драгоценность. Со всей очевидностью отсюда следует жизненно важная способность не терять «чувство времени» в процессе подготовки к профессиональной работе, в личностном повседневном бытии. А для этого небесполезно составлять и строго выполнять каждодневный график (план) распределения времени, в котором до минут расписать последовательность выполнения дел в соответствии с вашим социальным статусом и ролями.
Студенту-заочнику, как правило, занятому постоянным производственным трудом, особое внимание следует уделить определению (выделению) времени на учебу, самостоятельному изучению вузовских курсов наук. Это особенно необходимо на первых двух курсах обучения, когда студент приобретает опыт оптимально распределять время суток, выделяя для учения 1,5-2 часа в каждый будний день. В дни же, свободные от работы, максимум времени посвящать именно освоению изучаемых в вузе дисциплин. Ни в коем случае их изучение не надо откладывать на «потом». Так называемого «свободного времени», «потом» ожидать не приходится. Его не будет!
Рекомендуем ежедневно анализировать составленный Вами почасовой график занятости, его выполнение, а по необходимости корректировать, упорно добиваясь повышения результативности учебной деятельности. Учебной, в первую очередь, поскольку Вы – студент, причем студент высшего учебного заведения! Если оптимизировать использование времени действительно затруднительно, и на основательную учебу его хронически не хватает, следует непременно сократить объем работы, перейти на часть полной ставки. Добротная подготовка к зачетно-экзаменационной сессии окупится основательными знаниями, хорошими оценками, к тому же избавит Вас от чрезмерного стресса. В противном случае, достичь искомой цели обучения в вузе – стать всесторонне развитым человеком и настоящим профессионалом – не достичь.
Литература
1. См.: Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика / Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. М., 1971. С.61.
2. См.: Юдин А. Парадоксы критической теории Герберта Маркузе // Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. С. IХ.
3. См.: Кочергин А.Н. Гуманитаризация и гуманизация образования: новые ориентиры // Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентации в образовании. Курск. 1994. С.94.
4. Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – 5-е изд. М., 1989. С.177,178.
5. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социо-культурная динамика России). В 2 т. Т. 2. Теория и методология. Словарь. Новосибирск. 1998. С. 362-363.
6. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язы к и культура речи : Учебное пособие для вузов . Изд . 6-е. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» , 2001.
8. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. – 317 с.
9. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Амалфея, 2000. – 544 с.
10. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.
11. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Амалфея, 2000. – 544 с.
12. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и нем./ Общ.ред. и авт. вступ. И.С. Нарский. – М.: Прогресс, 1986. – 542 с.
13. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2001. – 160 с.
14. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 2014.
Составление библиографического описания. 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Кн. Палата», 2010
15. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт 2014
16. Степанов В.Н. Основы лингвистики и речевой коммуникации. Ярославль Изд-во Канцлер 2012.
Лежников Валерий Петрович,
доктор философских наук, профессор
Разумов Дмитрий Сергеевич,
кандидат исторических наук, доцент
Введение в специальность
Учебно-методические рекомендации для студентов
первого курса бакалавриата
Книга издается в авторской редакции
Подписано в печать... Формат 60х84 1/16
Усл. печ. л. 00. Тираж 100. Заказ № 00.
Отпечатано в типографии ООО «Канцлер»
ул. Полушкина роща, 16
Тел. (4852) 58-76-39, 58-76-33