Использование разноуровневого обучения на уроках обществознания.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, ведёт к созданию благоприятных условий для развития личности.

В работе со школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. По мнению психологов, обученность — это определенный итог предыдущего обучения. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.

Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость — характеристика его потенциального развития. Важными показателями высокого уровня обучаемости являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и др.

Даже на основе наблюдений в маленьком классе можно разделить учеников по традиционной уровневой триаде: минимальный (низкий), общий (средний), продвинутый (высокий). Процедура распределения позволяет решать одну из основных задач обучения – обеспечение каждому учащемуся индивидуальной траектории развития с учётом его склонностей, способностей, психофизического здоровья. Данная система способствует усилению мотивационной основы, так как возможен переход с одного уровня на другой на всём протяжении обучения.

Педагог в такой системе не информатор, он консультант, управленец, который реализует дифференциацию, а правильнее индивидуализацию обучения, что даёт возможность достижения результатов обучения в разном темпе. В основе такого подхода лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого обучающегося. Субъект-субъектные отношения строятся с учётом требований гуманистической концепции образования: толерантности, педагогической поддержки, деятельности по созданию у обучающихся оптимальных условий для развития их способностей, духовного начала, формирования самостоятельности, самореализации.

Предмет обществознание даёт большие возможности для индивидуализации обучения, так как на различных типах уроков можно использовать самые разнообразные методы и приёмы обучения с учётом особенностей обучающихся. Задания предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

При работе по изучению нового материала в сдвоенном 7-8-ом классе для учащихся с низкими учебными возможностями используется приём комментированного чтения, составление кластеров, со средними возможностями приём инсерт (пометки на полях), с высокими – анализ дополнительных текстов, выполнение творческих заданий (коллажи, эссе).

На повторительно-обобщающих уроках для первого уровня можно использовать задания, в которых нужно просто ответить «да» или «нет», дать определения понятий, для второго уровня подготовить проблемные задания, для выполнения которых используется дополнительная литература. Обучающиеся, отнесённые к третьему уровню, могут провести исследование практическое или теоретическое и сделать соответствующие выводы.

В 9 классе на уроке обобщения знаний по теме «Права человека» могут использоваться задания разного уровня: анализ документов (1-ый уровень – назвать все важнейшие документы и даты их принятия; 2-ой уровень – сравнить Всеобщую декларацию прав человека и Конституцию РФ на предмет полноты и соответствия всех групп прав человека; 3-ий уровень - по всем документам подобрать статьи, имеющие одинаковый смысл, внести записи в таблицу). Творческие задания – приём «творческое перо» (1-ый уровень – нарисовать плакат, призывающий к защите своих прав; 2-ой уровень – написать сочинение – эссе «Государство призвано защищать права человека»; 3-ий уровень – написать письмо Уполномоченному по правам человека о фактах нарушения прав человека. По этой же теме в более подготовленном классе можно предложить одной группе учащихся газеты, журналы, картинки для составления из вырезок коллажа на тему «Мир моих прав», а второй - сделать компьютерную презентацию по этой же теме.

В классе 3 ученика, которые имеют три разных уровня обученности и обучаемости. Предпочтительнее всего на всех этапах урока работать с детьми индивидуально. Объяснение нового материала идёт одинаково для всего класса, на ступени закрепления, домашнего задания и контроля знаний только индивидуальная работа. Оправданы приёмы разноуровневых тестов, составления словарей понятий по теме; анализ литературных текстов различной сложности; анализ высказываний, крылатых выражений, пословиц и поговорок; составление кластеров, схем и таблиц; выполнение творческих заданий; нахождение различного количества и сложности ошибок в тексте; объединение предложенных фраз одним понятием и т.д.

Дифференцировать учебные задания можно по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

· усложнение материала

· увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению).

Возможно по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных биологических тестов.

Сложно проводить в маленьких классах ролевые игры, дискуссии, диспуты, конференции.

Преобладающими типами учебных занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, повторительно-обобщающие уроки.

В любом случае, маленький класс или большой, уроки обществознания призваны формировать современные знания, совершенствовать умения, развивать и активизировать личность ученика, способствовать её социализации, независимо от уровня учебных возможностей.

ПРИМЕР НА УРОКЕ ИСТОРИИ, ПРОСТО ПЕРЕВЕДИТЕ В УРОК ОБЩЕСТВА ЛЮБОЙ ТЕМЫ

Необходимость введения в свою работу уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к учебе в целом.

Уровневое разделение осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в силу своих индивидуальных особенностей и субъективных возможностей.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей; В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня:

минимальный (базовый),

программный

усложненный

Учителю предписывается осуществить следующие ведущие действия:

а) мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

б) организацию самостоятельной работы школьников на различных уровнях

- все, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им;

в) предпочтительными формами организации учебно-познавательного процесса являются парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава).

Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций:

добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже госстандарта);

Так в 10-11 классах даются тесты с разным количеством баллов и каждый ученик сам выбирает себе допустимый набор, но не ниже базового.

полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; (при работе в группах, нужно чтобы каждый принимал активное участие в деятельности)

главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;

приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с постановкой целей и итоговым эталоном полного усвоения; текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет - незачет - пустая клеточка в журнале), итоговый контроль - по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично);

Например, в 7 классе по теме Культура Возрождения (включает в себя 5 уроков), перед началом изучения данной темы, я ознакомила учеников с требованиями к усвоению данной темы (назвать 5 художников, 5 ученых и 5 писателей и их произведения). При этом мотивацией к учению послужил наш договор, тем ученикам, которые прочитают дополнительную литературу (сайты) и смогут в течение 5 уроков отвечать правильно на мои вопросы, зачет будет поставлен автоматически.

Ученики которые усвоили материал к концу 5 урока получили зачет по этой теме, другие пришли на урок-зачет. Удивительно, но в отличие от простого теста – эта тема была усвоена всеми.

Основой разноуровнего обучения является структурированное содержание учебного и дидактического материала.

Задача структурирования содержания решается с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Например домашнее задание в 5 классе по теме: Боги древнего Египта»

1 уровень – прочитать и пересказать п.3 параграфа 10,

2 уровень – составить рассказ по картине на с23 учебника

3 уровень – составить кроссворд по теме Боги Египта или написать сказку об одном из богов.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

Общие требования к разноуровневым заданиям.

Системы оценивания накладывают определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам.

Особое значение имеет создание разноуровневых заданий-измерителей на основе системы оценивания, которые включают в себя следующие уровни:

Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.

Например: какое историческое событие произошло позже всех остальных, раньше или какие процессы, события, явления связаны с именем определенного исторического деятеля; современниками были и т.д.

На уровне А проверяется знание фактического материала. Эта часть тестового задания инвариантной соответствует обязательному минимуму содержания и уровню воспроизведения учебной информации конкретной темы

1. В каком году в России было введено золотое денежное обращение, значительно укрепившее курс рубля и финансовую стабильность империи в целом?

2. Как Столыпин осуществил свой курс» сначала успокоение, потом реформы»?

3. Почему Олег решил перенести столицу в Киев.

4. Расскажите о школах средневековья: кто учился, кто учился, чему учили.

Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формулированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.

1. Охарактеризуйте особенности территории и населения Российской империи. Как они влияли на развитие страны?

2. Что было общего между социал-демократами и эсерами? В чём заключались различия в программах и тактике социал-демократов и эсеров?

3. Чем внешняя политика Святослава отличалась от внешней политики предыдущих киевских князей?

4. Кто в раннем средневековье пытался стать наследником Римской империи? Удались ли эти попытки в полной мере? Почему?

Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде.

На уровне С проверяется умение излагать собственные мысли в форме письменной речи А также проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе сложных мыслительных операций. И чтобы верно ответить на эти вопросы, нужно не просто учить материал урока, но еще и дополнительно читать рекомендованную учителем литературу. Что конечно же развивает интерес к предмету.

1. Выскажите своё отношение к тезису о «глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX века».

2. Можно ли согласиться с определением государственного строя России, данным в одной из немецких газет в 1907 г.: «Конституционная империя с самодержавным царём»?

3. Почему христианская религия, принятая Ольгой не нашла широкого распространения на Руси?

4. Почему норманны, дошедшие в своих походах даже до Америки, не удалось создать своего единого государства?

1 уровень – 1 ответ – 6 баллов

2 уровень – 1 ответ – 8 баллов

3 уровень – 1 ответ – 10 баллов

3 – 30-39 баллов

4- 40-49 баллов

5 – 50 и более

Ученики сами определяют количество заданий, которые они могут выполнить. Вначале встречаются две крайности – либо завышение своей самооценки (делили задания части С причем не правильно), либо занижение самооценки (выполнение только легких заданий). Но через несколько подобных уроков, обычно самооценка становиться адекватной. При этом в классе начинается негласное соревнование за лидерство – кто больше наберет баллов за работу, и кто больше подробностей и интересных дополнений знает по теме.

Каждый ученик должен найти своё место на уроке, чтобы он мог себя проявить. Этому как ничто другое способствуют семинарские и практические занятия. Класс делиться на группы, в которых одинаковое количество сильных и слабых учеников. Затем группам дается папка с заданиями. Все задания разные, чтобы не только сильные ученики могли их выполнить. Обычно такая папка содержит задания творческого, поискового, просто воспроизводящего характера. При этом вся группа имеет возможности поучаствовать и каждый может(если есть желание) проявить себя.

Например, урок по теме «Политические режимы» в 9 классе – прямо на уроке разделила класс на 3 группы и дала папку заданий по политическим режимам (демократия, тоталитаризм, авторитаризм). Типы заданий были таковы –

1. Работа с текстами документов

2. Работа со словарями и интернетом

3. Творческая работа (нарисовать рисунок-символ)

4. Литературная работа – составить стишок или сказку.

5. Аналитическая работа – составить схему –запоминалку по признакам режима.

Таким образом, вся группа была занята и даже слабые участвовали в работе.

Или урок –семинар «Гражданская война в России» - каждой группе тема и задания – работа со словарями, работа с источниками (документами), работа с учебником, творческая работа – создание плаката, творческая работа – создание клипа, поппурри из песен с вопросами к ним.

Ну и конечно не обойтись без упоминания нового курса «Брянский край» в 10-11 классах . его можно считать полностью разноуровневым, потому как каждый ученик выбрал себе ту тему, и тот предмет, который его интересует и увлекает. А 90 % работы в этом направлении самостоятельная и дает возможность ученикам раскрыть все свои способности и таланты.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и улучшение уровней.

3. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

5. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Наши рекомендации