Схема наблюдения общительности
(Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998)
Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам:
1. Потребность в общении.
2. Контактность.
3. Способность понимать другого человека.
4. Способность к сочувствию, сопереживанию.
5. Умение пользоваться средствами общения.
В процессе наблюдения требуется подбирать ситуации, соответствующие показателям, указанным в схеме наблюдения. Ситуации также полезно специально организовывать. Наблюдения можно дополнить сведениями, полученными из уточняющих бесед со школьниками.
Промежуточные результаты наблюдения необходимо тщательно фиксировать, что позволит в итоге получить достоверные результаты.
Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1-20) надо фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или оного качества испытуемого. Высшая степень развитости того или иного качества отмечается баллом 7, низшая – баллом 1.
№ | Показатели | Баллы | Показатели | ||||||
Имеет много друзей | Непопулярен | ||||||||
Отсутствуют недоброжелатели, недруги | Многие его недолюбливают | ||||||||
Любит быть на людях, ищет новых друзей | Замкнут, общается с узким кругом друзей | ||||||||
Не боится выступать перед людьми в новой обстановке | Робкий, застенчивый | ||||||||
Открытый | Скрытный | ||||||||
Отзывчивый | Черствый | ||||||||
Ориентируется преимущественно на собственное мнение | Озабочен мнением окружающих о себе | ||||||||
Дает свои вещи сверстникам, дарит | Никогда ничего не дает сверстникам | ||||||||
Радуется хорошей отметке сверстника, переживает за плохие | Равнодушен к отметкам сверстника | ||||||||
Выполняет работу за других (опоздавших, больных) | Никогда не делает работу за других | ||||||||
Часто говорит «спасибо» | Никогда не благодарит за услугу | ||||||||
Делится с другими своими переживаниями | Никогда не делится своими переживаниями | ||||||||
Умеет по лицу узнать плохое настроение | Не умеет распознавать плохое настроение | ||||||||
Всегда внимательно слушает товарищей, не перебивает | Всегда перебивает рассказы товарищей, не слушает собеседника | ||||||||
Хорошо определяет по лицу состояние безразличия | Не может определить по лицу состояние безразличия | ||||||||
Хорошо различает позы враждебности | Не способен определить позу враждебности | ||||||||
Понимает позу превосходства | Не способен понимать позу превосходства | ||||||||
Свободно общается со взрослыми | Стесняется общаться со взрослыми | ||||||||
Уходя, всегда прощается | Никогда не прощается | ||||||||
Хорошо владеет собой, может сдерживать проявления чувств | Несдержан, не способен владеть своими чувствами |
Обработка результатов.
Вычислить общую сумму баллов по всем 20 показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого.
Наивысшая сумма баллов может быть 140, наименьшая – 20.
Сумма баллов по показателям 1,2,4,18 покажет степень контактности ребёнка.
Сумма баллов по показателям 3,5,7,12 характеризует степень выраженности потребности в общении; по показателям 6,8,9,10 – эмпатии; по показателям 13,15,16,17 – понимание другого человека; показатели 11,14,19,20 – степень владения элементарными средствами общения.
По каждому из показателей 1-5 сума баллов может колебаться от 4 до 48.
Приложение 18
Вопросы к психолого-педагогической характеристике младшего школьника
1. Охотно ли, с интересом ребёнок учится?
2. Достаточно ли ответственно относится к учению?
3. Переживает ли свои учебные неудачи?
4. Стремится ли к улучшению своих результатов?
5. Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопрос?
6. Вполне ли дисциплинирован ученик?
7. Умеет ли организовывать себя в работе?
8. Достаточно ли при этом внимателен, целеустремлён и настойчив?
9. Отвечает ли работоспособность ребёнка предъявляемым школой требованиям?
10. Достаточно ли контактен, доверчив ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?
11. Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми из класса?
12. Можете ли вы опереться в работе с ребёнком на помощь его родителей?
13. Нуждается ли ребёнок в дополнительной индивидуальной помощи:
а) на уроках; б) при выполнении домашних заданий?
14. Легко ли откликается на помощь?
15. Успешно ли прошёл процесс адаптации ребёнка к школе?
16. Вполне ли удовлетворительно ребёнок усваивает программные знания, умения и навыки?
Приложение 19