Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Последовательное подчинение Параллельное, неоднородное подчинение Однородное подчинение
это подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные придаточные последовательно подчиняются друг другу. это подчинение, при котором несколько придаточных относятся к одной главной части, но при этом отвечают на разные вопросы и/или зависят от разных слов. Однородное подчинение — это подчинение, при котором главной части подчиняется несколько придаточных предложений, причем эти придаточные относятся к одному слову в главной части и отвечают на один и тот же вопрос.
       
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru   сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

[ - = ], (что- = ),(когда = -)

Учитель объявил, что концерт состоится, когда закончатся уроки.

Параллельное:
       
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru   сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

(Если -=),[-= -.- ],(который =)

Если будет хорошая погода, мы пойдём в поход, который давно запланировали.

Неоднородное:

 
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

[ - = ], (чтобы- =),(так как =)

Мы торопились, чтобы прийти на турбазу вовремя, так как уже темнело.

сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru [ = - ],(что-=), (что= - ) И всем казалось, что радость будет, что в тихой гавани все корабли.  
 
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

[ - = ], (как -= ) и (как = -)

 
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

[ - =],(где =),(где -=) и (где =)

 
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

[ = - ], (что - =) и ( - = )


Комбинированное подчинение
       
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru   сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

(Если-= ),[ - = ],(как=),(как =)

Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила движения, как надо вести себя на улице.


сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru Два рядом стоящих союза в СПП с несколькими придаточными и сложных предложениях с различными типами связи:

               
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru   сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru   сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru   сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

[ - = ], (что, (если - = ) = ) НО! [ - = ], (что (если - = ) то = )

сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке не может быть и речи.

Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке не может быть и речи.

       
  сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru   сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru

сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными - student2.ru [ - = ], и, [ (хотя - =), = - ] НО! [ - = ], и [ (хотя - =), но = - ]

Женщина всё говорила, и, хотя слова были привычными, от них щемило сердце.

Женщина всё говорила, и хотя слова были привычными, но от них щемило сердце.

Виды подчинительной связи

Вид связи Определение Вопросы Примеры
Согласование Вид связи, при котором зависимое слово изменяется так же, как и лавное. Какой? Какая? Какие? Какое? Сколько? Чей? Пушистым снегом. За исхоженными тропами. Пятым элементом. Этот дом. Мою книгу.
Управление Вид связи, при котором зависимое слово ставится в определённом падеже при главном. Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём? (вопросы косвенных падежей) Строительство дома. Удобный для проживания. Достать картинку. Быстрее пули.
Примыкание Вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным по смыслу. Зависимое слово является неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, неопределённой формой глагола Как? Что делать? Что сделать? Где? Что делая? Что сделав? Крепко спать. Умение читать. Сидеть размышляя. Её взгляд.


В помощь сочиняющему:

· О ПРОБЛЕМЕ :

автор ставит проблему (чего?), рассматривает, исследует, анализирует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает, касается чего, подробно останавливается на проблеме чего, мучительно размышляет над проблемой чего?

· КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

комментарий - «переходный мос­тик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. Здесь уместны «переходные предложения»:

Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.

Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть ...)

Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание чи­тателя на ...

В литературе нет (не существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме.

Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями. Одни рассматривают ее как ... Другие, напротив, ...

Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что ...

Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о ...

Проблема (чего) входит в широкий пласт (каких?) нравственно-этических (философских ) проблем.

Это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных ...) проблем нашего времени.

Актуальность этой проблемы состоит в том, что ... (обусловлена тем, что ... )

В чем заключается сущность данной проблемы?

I

Разве не странно, что проблема…

Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

!

Остановимся на этой проблеме подробнее.

Рассмотрим эту проблему подробнее. Ее актуальность оче видна (не вызывает сомнений) ...

Как ни странно (как ни удиви­тельно), но эта проблема касается каждого из нас ...

· ОБ АВТОРЕ (В КОММЕНТАРИИ)

Автор рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на…, подчеркивает, обращает наше внимание (внимание читателя) на…, выделяет,

Замечает, указывает на…,размышляет над чем, приводит одно из оnределений, высказывает интересное nредnоложение, причину (чего) видит (в чем), особо останавливается на…,анализирует (характеризует, описывает, разбирает,) неоднократно возвращается к…, подробно комментирует, затрагивает что (если кратко), касается чего, ссылается на (если есть ссылки и они важны для комментария проблемы), иллюстрирует (цитирует),приводит примеры (факты, данные).

· авторскАЯ позициЯ

автор считает (полагает, утверждает), что

автор подводит читателя к выводу о том, что

автор заставляет читателя задуматься над чем

автор отрицает, что

автор иронизирует над кем (чем)

автор осуждает кого (что)

автор (не) соглашается с чем

автор полемизирует с кем по какому вопросу

автор разделяет мнение кого

автор возражает кому в связи с чем

автор опровергает что

автор критикует кого

автор обвиняет кого в чем

автор разоблачает кого

автор отстаивает что

автор доказывает что

автор убеждает кого в чем (автор убежден в том, что)

автор призывает к ... , так как убежден в том, что

автор с возмущением пишет о том, что

автор открыто заявляет о своей гражданской позиции

отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

позиция автора по затронутым вопросам очевидна

основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том


· Переход к собственной позиции

С мнением (позицией) автора трудно (не) согла­ситься.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется подчеркнуть ...

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызывать сочувствия у читателя ... )

Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положе­ния авторской позиции. Во-первых, ...

Трудно согласиться с ...

Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как ...

Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать ...

Размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить ...

Разделяя точку зрения автора, хочется добавить ...

В основном (практически во всем) соглашаясь с точкой зре­ния автора (разделяя точку зрения автора), хочется возразить ему лишь в одном ...

Вряд ли кто осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора ) ...

· Аргументация

Приведем пример ...

Сошлемся, например, на ...

Возьмем в качестве примера ... Сравним ...

Сопоставим ...

Во-первых, во-вторых, в-третьих ...

С одной стороны, С другой стороны, наконец ...

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда ...

Никто (из нас) не будет отрицать, что ...

Никто из нас не будет возражать против того ...

Каждый из нас может привести множество аргументов в за­щиту авторской позиции. Во-первых, ...

Ярчайшими примерами тому могут служить не только ... , но и


Наши рекомендации