Инструкционная карта практического занятия № 7
Тема: Синтаксические нормы русского языка.
Цели:
-образовательная – систематизация и закрепление правил построения, грамматического оформления синтаксических единиц.
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
-воспитательная–совершенствование культуры устной и письменной речи.
Практикум.
Задание 1.Допишите словосочетания.
Призвание (к чему), жажда (чего), вера ( в кого, во что), прав (в чем), благодаря (чему), управляющий (чем), идентичный (чему).
Задание 2.Из парных словосочетаний выберите те, которые отвечают синтаксическим нормам.
Женская туфля – женский туфель; старый банкнот – новая банкнота; черный толь – потертая толь; красивый георгин – увядшая георгина; серебряное монисто – старый монисто; красный рояль - белая рояль, ажурный тюль – легкая тюль.
Задание 3.Выполните тренировочное упражнение 201 на согласование подлежащего и сказуемого по ученому пособию Л.А. Введенской и М.Н. Черкасовой «Русский язык и культура речи». Раздел 7.3.11, с.339.
Выберите вариант, соответствующий синтаксическим нормам в предложениях под №1,3,5,7,9,11 (вариант1) и 2,4,6,8,10,12(вариант2).
Задание 4.Выполните тренировочное упражнение 204 на нормативное употребление однородных членов предложения, предлогов по ученому пособию Л.А. Введенской и М.Н. Черкасовой «Русский язык и культура речи». Раздел 7.3.11, с.340.
Выберите вариант, соответствующий синтаксическим нормам в предложениях под №1,3,5,7,9,11 (вариант1) и 2,4,6,8,10,12(вариант2).
Задание 5.Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота.
1.Поднявшись на смотровую площадку, город виден как на ладони. 2.Создавая экологический прогноз, учитывается состояние окружающей среды нашего города. 3. Используя языковые средства, речь наполняется яркими красками. 4. Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало.
Задание 6. Укажите номера предложений, в которых ошибочна постановка двух однозначных союзов. Запишите исправленный вариант.
1.Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело, и на улицах зажглись фонари. 3. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 4. Дети с восторгом рассказали о том, что будто бы в городском парке установили новый интересный аттракцион. 6. Мальчик утверждал, что будто собственными глазами видел этого странного зверя.
Задание 7. Перепишите предложения, исправляя в них ошибки смешения прямой речи с косвенной.
1.Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу. 2.Тихон Ильич покосился и сказал, что сию минуту я выйду. 3.Он сказал отцу, что я к вам за делом пришел. 4.Соня говорила Наташе, что вижу ты права. 5.Старик снял с руки браслет и, подавая его, сказал, что он принесет тебе счастье.
Задание 8. Отметьте предложения, в которых нарушен порядок слов.
1.Слово «интеллигенция» появилось впервые в русском языке, образованное от латинских корней. 2. Рассказ или повесть регулярно печатается в каждом номере ежемесячного молодежного журнала. 3. Один цвет не переходит резко в другой, это происходит, создавая множество разных оттенков, плавно.4. Мы бутон увидели еще не распустившегося цветка. 5. Всесторонне использовались возникающие ситуации в классе.
Задание 9. Проведите самоанализ результатов работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?
Инструкционная карта практического занятия №8
Тема: « Стилистический анализ синтаксических структур в тексте».
Цель: проверить знание студентами параллельных синтаксических конструкций и умения использовать их в речи.
Практикум
I вариант
1 Задание. Проанализируйте следующие примеры из сочинений, объясните
суть ошибок. Исправьте эти фразы.
1. Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.
2. Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.
3. Анализируя Чичикова, его взгляды на жизнь, его внешность, его поведение с людьми, прослеживается путь одинокого человека, с раннего возрастапривыкшего демонстрировать свою независимость и способность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
4. Читая эту поэму, осознаётся простая истина, сколько бы человек ни копил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, ради которых мы стремились, достигая цели.
5. Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.
2 Задание:Проанализируйте приведённые ниже предложения из газет и
сочинений, выявите ошибки в их построении, объясните их. Предложите
правильный вариант.
1. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось.
2. Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка.
3. За месяц, что я там (на новой работе) продержалась, работницы без конца менялись.
3 Задание:Укажите ошибки в построении сложноподчиненных предложений, исправьте их. На основе данных предложений составьте простые с обособленными второстепенными членами.
1. Абитуриент, отлично сдавший экзамены и который имеет аттестат со средней оценкой 4,5 балла, был принят в МГУ.
2. На заводе немало таких линий, выпускающих детали к автомобилям, которые работают без сбоев.
3. Несмотря на то, что задачи, стоящие перед нами и которые мы должны решить, очень трудны, стремясь к их решению, нас ничто не остановит.
4. На курсы повышения квалификации направлены рабочие, которые хорошо знакомы со всеми деталями процесса производства, которое иногда требует немедленного принятия грамотного решения.
5. Задача администрации - заботиться не только о том, чтобы в срок выполнить план, но и не нарушить техники безопасности.
6. Если бы на эти замечания обратили бы внимание, многих неприятностей не случилось бы.
7. Состоялась конфиденциальная встреча с представительницей компании, которая приехала в главк.
8. Кто получил деньги, необходимо заплатить за билет.
II вариант
1 Задание: Проанализируйте следующие примеры из сочинений, объясните
суть ошибок. Исправьте эти фразы.
1. Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкается там на дядю Аркадия...
2. Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжёлую, полуголодную жизнь.
3. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.
4. Листая сегодня поэму «Мёртвые души», возникают некоторые соображения, а не является ли это произведением актуальным в наше время, не видим ли мы в себе чуточку Чичикова, Собакевича или Манилова, а может быть, в нас где-то скрылся Плюшкин.
5. Раскрывая и конкретизируя образы героев, возникает неотъемлемое желание разграничить всех персонажей на расточителей и накопителей.
2 Задание: Проанализируйте приведённые ниже предложения из газет и
сочинений, выявите ошибки в их построении, объясните их. Предложите
правильный вариант.
1. Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял.
2. Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей.
3. Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог.
4. Все говорит о том, что эта героиня (Коробочка) олицетворяет собой копилку, она складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли.
3 Задание: Укажите ошибки в использовании причастных и деепричастных оборотов, исправьте их. На основе данных предложений составьте сложноподчиненные предложения.
1. Рабочие, направляющиеся на эти курсы, получат новую специальность.
2. Проехав километров пять до автострады, нам стали видны бензоколонка и супермаркет.
3. Подъезжая к родному городу, у меня от радости сильно забилось сердце.
4. Стройный легкий силуэт Адмиралтейского шпиля, видящийся с разных концов города, является одним из лучших его украшений.
5. Прочитав письма, мне стало понятно, почему автор был одинок.
6. Нельзя допускать перегрузки школьников учебными часами, могущей привести к потере их работоспособности.
7. Сегодня мы проводили в последний путь человека, надолго останущегосяв нашей памяти.
8. Известным журналистом вскрыты факты злоупотребления выдачи крупных сумм, допущенных по вине главного бухгалтера фирмы.