Инструкционная карта практического занятия №2
Тема «Нормы ударения.
Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов».
Цели:
- образовательная: закрепить навыки литературного произношения с точки зрения акцентологии и орфоэпии, овладеть грамматическими и лексическими нормами литературного языка.;
- развивающая: формирование умений использовать словари разных типов в целях развития языковой и речевой компетенции;
- воспитательная: повышение интереса к изучению русского языка.
ПРАКТИКУМ.
Задание 1. Прочитайте слова, обращая внимание на различие гласных в 1-ом и 2-ом предударных слогах (в 1-ом предударном гласный несколько короче, чем в ударном, во 2-ом предударном еще короче).
Молоко, самовар, красота, поворот, карандаш, каравай, катастрофа, катафалк, потолок, голова, разогнать, разбросать, подобрать, подгонять, плоховато, страшновато, поздновато, маловато.
Задание 2.Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.
Беспрецендентный, дермантин, дикобраз, желатин, подскользнуться, подщечина, прецендент, скурпулезный, инцидент, компроментировать, конкурентноспособный, будущий, жаждующий.
Но:конъюнктура – конъектура.
Задание 3.Расставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка.
Вариант 1
Баловать, аристократия, валовой, ведомостей, вероисповедание, газированный, газопровод, гастрономия, гербовый, давнишний, дефис, диалог, диоптрия, духовник, еретик, дремота, завидно, задолго, закупорить, звонишь, брала, торты, красивее, каталог, каучук, квартал, кладовая.
Вариант 2
Избаловать, исчерпать, клала, клеить, красивее, крепостей, кружишь, ломота, мастерски, медикамент, менеджмент, маркетинг, местностей, надолго, намерение, наотмашь, некролог, нефтепровод, новорожденный, обезуметь, облегчить, ободрить, озлобленный, оптовый, откупорить, пломбированный, плесневеть, побеленный.
Вариант 3
Пломбировать, подбодрить, подогнутый, поутру, вы правы, предвосхитить, премировать, приговор, приданое, принудить, эксперт, щавель, шрифта, торта, шасси, черпать, цыган, цемент, христианин, хозяева, ходатайствовать, феномен, усугубить, умерший, украинский, углубить, тигровый.
Вариант 4
Теплопровод, таможня, столяр, средства, сосредоточение, созыв, созвонимся, согнутый, сироты, свекла, сажень, раскупорить, ракушка, разогнутый, путепровод, прирост, приободрить, принудить, ломоть, дремота, диоптрия, гуся, красивее, торты, спала, шприца, договор, диспансер.
Задание 4.От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.
Образец: Блок - блокИровать – блокИрованный.
Национализация, приватизация, экспорт, делегация, копия, премия, пломба, норма.
Задание 5.От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.
Образец: Белый - бел, белА, бЕло (и белО), бЕлы (и белЫ), белЕе.
Красный, острый, сильный, хитрый, дорогой, красивый, ясный, здоровый, смешной, легкий, полный, смелый.
Задание 6. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Расставьте ударения. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.
Адрес, бухгалтер, год, благо, директор, договор, доктор, лектор, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, диспетчер, клапан, ректор, шприц.
Инструкционная карта практического занятия №3
Тема: Создание письменного мини-текста с использованием фразеологизмов.
Цели:
образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений; различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи (устной и письменной);
развивающая – развивать у студентов логическое мышление, внимание, память, языковую догадку;
воспитательная – знакомство фразеологизмами русского языка способствует осознанию и пониманию родного языка, патриотическому воспитанию.
Теоретический материал
Фразеологизм– это устойчивое неделимое сочетание слов, равное по значению слову или предложению. Они делают нашу речь ярче, выразительнее, эмоциональнее (=экспрессивнее).
Алгоритм действий
- Дать ответ на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания о русском языке? Определить, о каких языковых единицах идёт речь (лексических или грамматических)? Не переписывайте само высказывание (это логическая ошибка!!!).
- Найти две конкретные языковые единицы в тексте, в данном случае фразеологизмы.
- Дайте толкование лексического значения каждого фразеологизма. Проверьте правильность, вставив в текст.
- Определите роль каждого фразеологизма в тексте.
- Сделайте вывод.
Примерный шаблон-схема сочинения.
Я понимаю смысл высказывания, взятого из (учебника русского языка, словаря, рассказа и т.д.), так: … Почему? … Многие писатели употребляют фразеологизмы в своих произведениях. Докажем это примерами из текста ...
Во-первых, в предложении … автор использует фразеологизм «…». Толкование его лексического значения таково: … Данный фразеологизм как неделимое словосочетание играет в указанном предложении важную роль: является … (указать, каким членом предложения является фразеологизм: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством) и обозначает …
Во-вторых, фразеологизм – это средство художественной выразительности, потому что слова в нём приобретают переносное значение. Например, в предложении … употребляется фразеологизм «…», который обозначает: … Благодаря ему речь становится яркой, эмоциональной.
Итак, автор учебника русского языка прав в том, что фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Они не только имеют определённое лексическое значение, выполняют важные грамматические функции, но и украшают нашу речь, делая её выразительной и экспрессивной.
Образец сочинения.
Я понимаю смысл высказывания, взятого из учебника русского языка, так: мы часто используем фразеологизмы в нашей речи, не замечая этого. Почему? Благодаря им речь наша становится ярче, разнообразнее. Многие писатели употребляют фразеологизмы в своих произведениях. Докажем это примерами из текста А. Лиханова.
Во-первых, в предложении 1 автор использует фразеологизм «(работать) спустя рукава». Толкование его лексического значения таково: работать плохо, недобросовестно. Данный фразеологизм как неделимое словосочетание играет в указанном предложении важную роль: является обстоятельством и обозначает образ действия, характеризуя отношение героя к делу.
Во-вторых, фразеологизм – это средство художественной выразительности, потому что слова в нём приобретают переносное значение. Например, в предложении 10 употребляется фразеологизм «ни свет ни заря», который обозначает: очень рано. Благодаря ему речь становится яркой, эмоциональной.
Итак, автор учебника русского языка прав в том, что фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Они не только имеют определённое лексическое значение, выполняют важные грамматические функции, но и украшают нашу речь, делая её выразительной и экспрессивной.
Практикум
Задание. По данным шаблонам напишите мини-сочинение с использованием фразеологизмов. Раскройте смысл высказывания: «Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».Аргументируя свой ответ, приведите 2примера.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.