Инструкционная карта практического занятия №1.

Инструкционная карта практического занятия №1.

Тема: «Виды словарей русского языка».

Цели:

- образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – формирование умений использовать словари разных типов в целях развития языковой и речевой компетенции;

- воспитательная–повышение интереса к изучению русского языка.

Практикум.

Задание 1. Составьте библиографический указатель лингвистических словарей, необходимых для совершенствования устной и письменной речи специалиста, используя материалы учебника Введенской Л.А. и М.Н. Черкасовой «Русский язык и культура речи», Ростов на/Д: Феникс, 2008, гл.8, с.185-214.

Задание 2.

Вариант 1.Выпишите по одной словарной статье из толкового, фразеологического, орфоэпического, энциклопедического словарей и сравните их. Выводы запишите в тетрадь.

Вариант 2.Сравните словарные статьи в словарях синонимов, антонимов, омонимов. Выводы с комментариями запишите в тетрадь.

Задание 3.Самостоятельно определите и запишите лексическое значение данных слов и сравните их с толкованием в словаре иностранных слов: атташе, бюллетень, бестселлер, вердикт, духовник, компетенция, консенсус , менеджмент, некролог, ракурс.

Задание 4.Нарушение орфоэпических норм наиболее заметно для слушателей. Спишите слова и расставьте в них ударения. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. Отметьтесвои орфоэпические ошибки.

Асимметрия, баловать, вечеря, вероисповедание, диспансер, досуг, жалюзи, запломбировать, заржаветь, знамение, знахарка, звонишь, иконопись, искра, каталог, квартал, комбайнер, кремень, кулинария, мусоропровод, мышление, облегчить, обеспечение, плато, свекла, тефтели, торты, шофер, языковая(колбаса).

Задание 5. Используя словарь синонимов, составьте синонимический ряд с указанными словами: аккуратный, безбрежный, бесполезный, битва, имя, бросится, возникать, повиноваться, провожать, сказать.

Задание 6.Из словаря омонимов выпишите 5 примеров омонимов, составьте с ними словосочетания.

Задание7*. Составьте словарную статью слова, называющего какой-либо профессиональный предмет по вашей специальности .

Задание 8*. Составьте перечень из 10 слов по вашей специальности. Самостоятельно определите их лексическое значение. Сравните ваши толкования со словарной статьей.

Задание 9.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Инструкционная карта практического занятия №2

Тема «Нормы ударения.

Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов».

Цели:

- образовательная: закрепить навыки литературного произношения с точки зрения акцентологии и орфоэпии, овладеть грамматическими и лексическими нормами литературного языка.;

- развивающая: формирование умений использовать словари разных типов в целях развития языковой и речевой компетенции;

- воспитательная: повышение интереса к изучению русского языка.

ПРАКТИКУМ.

Задание 1. Прочитайте слова, обращая внимание на различие гласных в 1-ом и 2-ом предударных слогах (в 1-ом предударном гласный несколько короче, чем в ударном, во 2-ом предударном еще короче).

Молоко, самовар, красота, поворот, карандаш, каравай, катастрофа, катафалк, потолок, голова, разогнать, разбросать, подобрать, подгонять, плоховато, страшновато, поздновато, маловато.

Задание 2.Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.

Беспрецендентный, дермантин, дикобраз, желатин, подскользнуться, подщечина, прецендент, скурпулезный, инцидент, компроментировать, конкурентноспособный, будущий, жаждующий.

Но:конъюнктура – конъектура.

Задание 3.Расставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка.

Вариант 1

Баловать, аристократия, валовой, ведомостей, вероисповедание, газированный, газопровод, гастрономия, гербовый, давнишний, дефис, диалог, диоптрия, духовник, еретик, дремота, завидно, задолго, закупорить, звонишь, брала, торты, красивее, каталог, каучук, квартал, кладовая.

Вариант 2

Избаловать, исчерпать, клала, клеить, красивее, крепостей, кружишь, ломота, мастерски, медикамент, менеджмент, маркетинг, местностей, надолго, намерение, наотмашь, некролог, нефтепровод, новорожденный, обезуметь, облегчить, ободрить, озлобленный, оптовый, откупорить, пломбированный, плесневеть, побеленный.

Вариант 3

Пломбировать, подбодрить, подогнутый, поутру, вы правы, предвосхитить, премировать, приговор, приданое, принудить, эксперт, щавель, шрифта, торта, шасси, черпать, цыган, цемент, христианин, хозяева, ходатайствовать, феномен, усугубить, умерший, украинский, углубить, тигровый.

Вариант 4

Теплопровод, таможня, столяр, средства, сосредоточение, созыв, созвонимся, согнутый, сироты, свекла, сажень, раскупорить, ракушка, разогнутый, путепровод, прирост, приободрить, принудить, ломоть, дремота, диоптрия, гуся, красивее, торты, спала, шприца, договор, диспансер.

Задание 4.От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Образец: Блок - блокИровать – блокИрованный.

Национализация, приватизация, экспорт, делегация, копия, премия, пломба, норма.

Задание 5.От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Образец: Белый - бел, белА, бЕло (и белО), бЕлы (и белЫ), белЕе.

Красный, острый, сильный, хитрый, дорогой, красивый, ясный, здоровый, смешной, легкий, полный, смелый.

Задание 6. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Расставьте ударения. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

Адрес, бухгалтер, год, благо, директор, договор, доктор, лектор, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, диспетчер, клапан, ректор, шприц.

Теоретический материал

Фразеологизм– это устойчивое неделимое сочетание слов, равное по значению слову или предложению. Они делают нашу речь ярче, выразительнее, эмоциональнее (=экспрессивнее).

Алгоритм действий

  1. Дать ответ на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания о русском языке? Определить, о каких языковых единицах идёт речь (лексических или грамматических)? Не переписывайте само высказывание (это логическая ошибка!!!).
  2. Найти две конкретные языковые единицы в тексте, в данном случае фразеологизмы.
  3. Дайте толкование лексического значения каждого фразеологизма. Проверьте правильность, вставив в текст.
  4. Определите роль каждого фразеологизма в тексте.
  5. Сделайте вывод.

Примерный шаблон-схема сочинения.

Я понимаю смысл высказывания, взятого из (учебника русского языка, словаря, рассказа и т.д.), так: … Почему? … Многие писатели употребляют фразеологизмы в своих произведениях. Докажем это примерами из текста ...

Во-первых, в предложении … автор использует фразеологизм «…». Толкование его лексического значения таково: … Данный фразеологизм как неделимое словосочетание играет в указанном предложении важную роль: является … (указать, каким членом предложения является фразеологизм: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством) и обозначает …

Во-вторых, фразеологизм – это средство художественной выразительности, потому что слова в нём приобретают переносное значение. Например, в предложении … употребляется фразеологизм «…», который обозначает: … Благодаря ему речь становится яркой, эмоциональной.

Итак, автор учебника русского языка прав в том, что фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Они не только имеют определённое лексическое значение, выполняют важные грамматические функции, но и украшают нашу речь, делая её выразительной и экспрессивной.

Образец сочинения.

Я понимаю смысл высказывания, взятого из учебника русского языка, так: мы часто используем фразеологизмы в нашей речи, не замечая этого. Почему? Благодаря им речь наша становится ярче, разнообразнее. Многие писатели употребляют фразеологизмы в своих произведениях. Докажем это примерами из текста А. Лиханова.

Во-первых, в предложении 1 автор использует фразеологизм «(работать) спустя рукава». Толкование его лексического значения таково: работать плохо, недобросовестно. Данный фразеологизм как неделимое словосочетание играет в указанном предложении важную роль: является обстоятельством и обозначает образ действия, характеризуя отношение героя к делу.

Во-вторых, фразеологизм – это средство художественной выразительности, потому что слова в нём приобретают переносное значение. Например, в предложении 10 употребляется фразеологизм «ни свет ни заря», который обозначает: очень рано. Благодаря ему речь становится яркой, эмоциональной.

Итак, автор учебника русского языка прав в том, что фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Они не только имеют определённое лексическое значение, выполняют важные грамматические функции, но и украшают нашу речь, делая её выразительной и экспрессивной.

Практикум

Задание. По данным шаблонам напишите мини-сочинение с использованием фразеологизмов. Раскройте смысл высказывания: «Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».Аргументируя свой ответ, приведите 2примера.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ПРАКТИКУМ.

ВАРИАНТ 1.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годово­го плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой. 2. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

ВАРИАНТ 2.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 2. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 2. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 2. Свои тре­бования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными толь­ко на предположениях.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности. 2. Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет.

ВАРИАНТ 3.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Выпас собак запрещается.

2. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.

3. Продается пожилой дом.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 2. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 2. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

ВАРИАНТ 4.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 2. В нашей работе нравственному и трудовому воспитанию уделяется огромное значение.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 2. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Быстрое развитие города историки объяс­няют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 2. В текущем году цветение будет про­текать на этих побегах цветов.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения. 2. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

Научно-популярном текстах.

Цели:

- образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – развивать мыслительно-речевую деятельность студентов, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

- воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.

ПРАКТИКУМ.

Задание № 1Составьте тезисы по представленному теоретическому материалу.

Задание 2.Определите значения и стилистическую окраску суффиксов в высказываниях художественного и публицистического стиля.

А про того, с бороденкой-то, и поминать нечего!

Это, брат, двадцать верст отсюда, - прибавил он, обращаясь ко мне, - маленькая деревенька, в тридцать душ; недавно приобретена от прежних владельцев одним бывшим губернским чиновником.

За стулом ее по обыкновению стояла девица, сложив губы в ниточку и потирая свои костлявые ручонки одна о другую (Достоевский Ф. М.)

По традиции полчища граждан пешеходов перелезают через «ньюджерси» и, разумеется, ложатся аккурат под автомобиль.

Экологическая милиция - та самая, которая вне закона, - запросто убедит вас в обратном и затем оттопырит свой широчайший карман для ваших денег.

Мы всегда стремимся украсить свою махонькую жилплощадь фарфоровыми зайчиками, слониками, ракушками, камешками или вазочками. (из газет)

Но казалось, некому было праздновать этот праздник : везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные людишки, которые прятались при виде французов.

Вправо, через крутой овраг, виднелась деревушка и барский домик с разваленными крышами.

Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить-то. (Толстой Л. Н.)

Задание 3.Определите значения выделенных частей слова.

Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике. В большинстве крупных российских больниц существует отделение, где заболевание почек лечат методом гемодиализа. Мегаэкономика изучает торговые связи во всем мире.

Полипродуцируют разные модели простоты, обаятельной скромности. Он вслушивается в интроритмы своей психологической системы. К автоматизации применяют высокие контрмеры. Рациональная дискурсженщина не тратит попусту деньги, копит сбережения. (из газет)

Задание 4.Укажите слова со стилистически или грамматически выраженными аффиксами. Определите их значение.

Представьте вы себе широчайшие панталоны, шитые из ситца с крупными цветами. (Чехов А. П.)

Лучшей игрой он считает вист, полезнейшим из напитков - коньяк, настоянный на тминном листе, а наивыгоднейшей службой - службу в войсковом интенданстве. (Шолохов М. А.)

Придерживая полы раздувающейся шубы, прикрываясь воротником, в подъезд быстро вошел небольшого роста человек. Языков поднимает дрожащей рукой рюмку, медленно выпивает ее и, вздохнув, глядит на пыльное окошко. Иван Гора зажег огарок и просматривал накопившиеся за день разные бумажонки. (Толстой А. Н.)

А народишко -

Каждый третий - враг. (Высоцкий В. С.)

Задание 5.Назовите из подчеркнутых слов слова переносного и прямого значения.

Придумайте предложения со словами переход, взлет, выход.

Вражеский нажим производился по всему фронту.

Последние слова он произносил с нажимом.

После сильного нажима кнопка вошла в древесину.

Нажечь керосина на пять рублей.

Глядите в оба, этот трактирщик летом меня так нажег. (из газет)

Задание 6.Отметьте суффиксы синонимичные, омонимичные и антонимичные.

Землистый, зеленоватый, футболист, сварщик, стаканчик, тучища, летчик, мошка.

Задание 7.Отметьте в тексте слова со стилистически выраженными приставками, суффиксами.

Вошел я в дом и вижу прехорошенькую болгарочку. (Куприн А.)

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею. (Пушкин А. С.)

Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил. (Шукшин В. А.)

Задание 8.Образуйте два варианта слова с суффиксам уменьшительно-ласкательными и уменьшительно-уничижительными.

Мороз, зима, пальто, ум, сердце, лицо, руки, дочь.

Задание 9.Определите значение подчеркнутых слов.

От стены прохлада, а в доме духотища, сопенье храпящих. Черноволосый чистенький лейтенант, с черными глазищами, подхватил ее узел и пишущую машинку. (Ржевская Е.)

Когда он был еще Ванюшею, то обучался в училище и надобно сказать, что был преблагонравный и престарательный мальчик. Иван Федорович вынимал его из небольшого кожаного чехольчика, привязанного к петле своего серенького сюртука. Он рассказал ему, как один школьник, учившийся у какого-то дьяка грамоте, приехал к отцу и стал таким латинщиком, что позабыл даже наш язык православный. (Гоголь Н. В.)

Задание 10.В каких словах использованы стилистические суффиксы?

Мальчонка спрятал свои хитрющие глаза под кепку и, украдкой улыбнувшись мне, продолжал свой незамысловатый рассказ. Вдруг в комнату вбежала маленькая девчушка с бледным, исхудавшим лицом и смущенно подняла на меня свои голубые глазищи. Собрание акционеров «Фантазии» продолжалось уже пять часов - духотища в зале стояла неимоверная. (из газет)

Задание 11.Укажите в диалоге необычное слово, приведите подобные примеры.

-Да чего ты за меня переживаешь-то?!

Во, переживатель нашелся!

-Переживаю, потому что не могу спокойно смотреть. (Шукшин В. А.)

Практикум.

Задание 1.Допишите словосочетания.

Призвание (к чему), жажда (чего), вера ( в кого, во что), прав (в чем), благодаря (чему), управляющий (чем), идентичный (чему).

Задание 2.Из парных словосочетаний выберите те, которые отвечают синтаксическим нормам.

Женская туфля – женский туфель; старый банкнот – новая банкнота; черный толь – потертая толь; красивый георгин – увядшая георгина; серебряное монисто – старый монисто; красный рояль - белая рояль, ажурный тюль – легкая тюль.

Задание 3.Выполните тренировочное упражнение 201 на согласование подлежащего и сказуемого по ученому пособию Л.А. Введенской и М.Н. Черкасовой «Русский язык и культура речи». Раздел 7.3.11, с.339.

Выберите вариант, соответствующий синтаксическим нормам в предложениях под №1,3,5,7,9,11 (вариант1) и 2,4,6,8,10,12(вариант2).

Задание 4.Выполните тренировочное упражнение 204 на нормативное употребление однородных членов предложения, предлогов по ученому пособию Л.А. Введенской и М.Н. Черкасовой «Русский язык и культура речи». Раздел 7.3.11, с.340.

Выберите вариант, соответствующий синтаксическим нормам в предложениях под №1,3,5,7,9,11 (вариант1) и 2,4,6,8,10,12(вариант2).

Задание 5.Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота.

1.Поднявшись на смотровую площадку, город виден как на ладони. 2.Создавая экологический прогноз, учитывается состояние окружающей среды нашего города. 3. Используя языковые средства, речь наполняется яркими красками. 4. Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало.

Задание 6. Укажите номера предложений, в которых ошибочна постановка двух однозначных союзов. Запишите исправленный вариант.

1.Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело, и на улицах зажглись фонари. 3. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 4. Дети с восторгом рассказали о том, что будто бы в городском парке установили новый интересный аттракцион. 6. Мальчик утверждал, что будто собственными глазами видел этого странного зверя.

Задание 7. Перепишите предложения, исправляя в них ошибки смешения прямой речи с косвенной.

1.Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу. 2.Тихон Ильич покосился и сказал, что сию минуту я выйду. 3.Он сказал отцу, что я к вам за делом пришел. 4.Соня говорила Наташе, что вижу ты права. 5.Старик снял с руки браслет и, подавая его, сказал, что он принесет тебе счастье.

Задание 8. Отметьте предложения, в которых нарушен порядок слов.

1.Слово «интеллигенция» появилось впервые в русском языке, образованное от латинских корней. 2. Рассказ или повесть регулярно печатается в каждом номере ежемесячного молодежного журнала. 3. Один цвет не переходит резко в другой, это происходит, создавая множество разных оттенков, плавно.4. Мы бутон увидели еще не распустившегося цветка. 5. Всесторонне использовались возникающие ситуации в классе.

Задание 9. Проведите самоанализ результатов работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?

Практикум

I вариант

1 Задание. Проанализируйте следующие примеры из сочинений, объясните
суть ошибок. Исправьте эти фразы.

1. Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.

2. Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.

3. Анализируя Чичикова, его взгляды на жизнь, его внешность, его поведение с людьми, прослеживается путь одинокого человека, с раннего возрастапривыкшего демонстрировать свою независимость и способность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

4. Читая эту поэму, осознаётся простая истина, сколько бы человек ни копил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, ради которых мы стремились, достигая цели.

5. Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.

2 Задание:Проанализируйте приведённые ниже предложения из газет и
сочинений, выявите ошибки в их построении, объясните их. Предложите
правильный вариант.

1. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось.

2. Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка.

3. За месяц, что я там (на новой работе) продержалась, работницы без конца менялись.

3 Задание:Укажите ошибки в построении сложноподчиненных предложений, исправьте их. На основе данных предложений составьте простые с обособленными второстепенными членами.

1. Абитуриент, отлично сдавший экзамены и который имеет аттестат со средней оценкой 4,5 балла, был принят в МГУ.

2. На заводе немало таких линий, выпускающих детали к автомобилям, которые работают без сбоев.

3. Несмотря на то, что задачи, стоящие перед нами и которые мы должны решить, очень трудны, стремясь к их решению, нас ничто не остановит.

4. На курсы повышения квалификации направлены рабочие, которые хорошо знакомы со всеми деталями процесса производства, которое иногда требует немедленного принятия грамотного решения.

5. Задача администрации - заботиться не только о том, чтобы в срок выпол­нить план, но и не нарушить техники безопасности.

6. Если бы на эти замечания обратили бы внимание, многих неприятностей не случилось бы.

7. Состоялась конфиденциальная встреча с представительницей компании, которая приехала в главк.

8. Кто получил деньги, необходимо заплатить за билет.

II вариант

1 Задание: Проанализируйте следующие примеры из сочинений, объясните
суть ошибок. Исправьте эти фразы.

1. Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкается там на дядю Аркадия...

2. Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжёлую, полуголодную жизнь.

3. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.

4. Листая сегодня поэму «Мёртвые души», возникают некоторые соображения, а не является ли это произведением актуальным в наше время, не видим ли мы в себе чуточку Чичикова, Собакевича или Манилова, а может быть, в нас где-то скрылся Плюшкин.

5. Раскрывая и конкретизируя образы героев, возникает неотъемлемое желание разграничить всех персонажей на расточителей и накопителей.

2 Задание: Проанализируйте приведённые ниже предложения из газет и
сочинений, выявите ошибки в их построении, объясните их. Предложите
правильный вариант.

1. Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял.

2. Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей.

3. Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог.

4. Все говорит о том, что эта героиня (Коробочка) олицетворяет собой копилку, она складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли.

3 Задание: Укажите ошибки в использовании причастных и деепричастных оборотов, исправьте их. На основе данных предложений составьте сложноподчиненные предложения.

1. Рабочие, направляющиеся на эти курсы, получат новую специальность.

2. Проехав километров пять до автострады, нам стали видны бензоколонка и супермаркет.

3. Подъезжая к родному городу, у меня от радости сильно забилось сердце.

4. Стройный легкий силуэт Адмиралтейского шпиля, видящийся с разных концов города, является одним из лучших его украшений.

5. Прочитав письма, мне стало понятно, почему автор был одинок.

6. Нельзя допускать перегрузки школьников учебными часами, могущей привести к потере их работоспособности.

7. Сегодня мы проводили в последний путь человека, надолго останущегосяв нашей памяти.

8. Известным журналистом вскрыты факты злоупотребления выдачи крупных сумм, допущенных по вине главного бухгалтера фирмы.

Практикум.

Вариант 1

Задание 1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

З) чудеснейшим образом

4) здоровые дёсны

Задание 2.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) лягте на пол

2) самый красивейший

3) пара носков

4) пятисот лет

Задание 3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) больше шестиста рублей

2) нет мест

3) проиграв вступление

4) в двухстах метрах

Задание 4.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) пять апельсинов

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

Задание 5.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

Задание 6.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько килограммов

2) скучать по вам

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) строгие инспектора

Задание 7.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько грамм

2) выправь текст

3) двадцать три юноши

4) старые профессора

Задание 8*.Составьте мини - рассказ по вашей специальности используя правила на трудные случаи правописания отдельных грамматических форм.

Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.

Вариант 2

Задание 1.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) немного апельсин

2) в обеих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора

Задание 2.В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:

1) яблонь

2) свечей

3) платьев

4) блюдцев

Задание 3.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) более глубочайший

2) лягте на пол

3) шофёры

4) в трехстах метрах

Задание 4.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) лажу по крышам

2) часовые пояса

3) с семьюстами метрами

4) разожгёт костер

Задание 5.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) двести граммов

2) их тетради

3) из полутора метров материи

4) самый молодой

Задание 6.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) служебные пропуска

2) пропуски занятий

3) работа в аэропорту

4) заключить выгодные договора

Задание 7.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) бегите

2) вздрогнул

3) иссякнул

4) клали

Задание 8*.Составьте мини - рассказ по вашей специальности используя правила на трудные случаи правописания отдельных грамматических форм.

Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.

Вариант 3

Задание 1.Выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.

1) Более нужнее, обои брата, испеки пироги.

2) Белый тюль, большоймазоль, ихний брат.

3) Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже.

4) Нет местов, согласно приказа, трое детей.

Задание 2.Выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.

1) Более моложе, тонна помидоров, килограмм яблоков.

2) Кладите на место, обоих книг, десять грамм.

3) Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны.

4) Не махай руками, около двухсот человек, четверо кошек.

Задание 3.Выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.

1) Шесть пар носок, извиняюсь за своё поведение, лягте здесь.

2) Ляжь отдохни, пять яблоков, песни цыган.

3) Пирожок с повидлой, нет сапогов, беги назад.

4) Положь на стол, в обеих сумках,сыпет весь день дождь.

Задание 4.Выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.

1) Их дети, более шестистакниг, обожгётесь.

2) В двухтысяч шестом году,грущу по вам, пара ботинок.

3) Много поместьев, самый счастливейший человек, двое ножниц.

4) Пара туфель, мы хочем, сколько сейчас время.

Задание 5.Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) поезжайте

2) съездите

3) младше

4) более моложе

Задание 6.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) Цветок быстро увянул

2)Наилучшее средство

3)Сдобные крендели

4)К трёмстам шестидесяти восьми страницам

Задание 7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1)Трое ребят

2)Жалел о пятьсот рублях

3)Самый великий поэт

4)Килограмм помидоров

Задание 8*.Составьте мини - рассказ по вашей специальности используя правила на трудные случаи правописания отдельных грамматических форм.

Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.

Вариант 4

Задание 1.Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

1) Пачка макаронов

2) В двухтысячном седьмом году

3) Наисложнейший

4) Много сплетней

Задание 2.Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

1) Ихние компьютеры

2) Более угрюмее

3) Пятисот пятьдесят пятая страница

4) Пачка макарон

Задание 3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
Пять килограммов помидоров

1) Старый дуб засох

2) Он более моложе

3) Вкусные торты

Задание 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) Положите книги на стол

2) Рукопись состояла из триста шестисот страниц

3) Пришли по прибытии поезда

4) Последние договоры

Задание 5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) Моложе брата

2) Наши ребяты

3) Трёхсот пятидесяти шести человек

4) Пара тапок

Задание 6.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
Говорили о вас

1) Ложите на полку

2) Пирожок с повидлом

3) Обтреплется край книги

Задание 7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) Поезжай сегодня

2) Более пятидесяти рублей

3) Рисунок

Наши рекомендации