Нормы и источники муниципального права
Поскольку МП – это комплексная отрасль права, то его нормы одновременно являются и нормами других отраслей. Кроме этого, комплексный характер МП предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников МП с источниками многих отраслей как публичного так и частного права.
Муниципально-правовые нормы представляют совокупность норм, исходящих от местного сообщества, органов МСУ или их должностных лиц, и норм, принимаемыми органами гос. власти или их должностными лицами.
К источникам науки муниципального права относятся правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, и практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.
Все источники МП можно разбить на две большие группы:
- нормативно-правовые акты;
- муниципально-правовые договоры.
Нормативно-правовые акты – это односторонние, властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или должностного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникновение или прекращение правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Нормативно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:
По охвату регулируемых отношений – систематизированные акты (напр. Законы о МСУ РФ и субъектов РФ) и отраслевые или тематические акты, посвященные отдельным аспектам организации МСУ (напр. Законы о выборах в органы МСУ, о муниципальной службе и т.д.)
По юридической природе – законодательные и подзаконные акты.
По кругу субъектов, принимающих нормативные акты – акты органов гос. власти, акты органов МСУ, акты, принимаемые непосредственно населением на референдуме, собрании или сходе.
Муниципально-правовые договоры – это двусторонние (и более) соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением МСУ, наделением органов МСУ отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры могут заключаться между органами гос. власти и органами МСУ, между органами МСУ и другими субъектами права.
Источниками МП как отрасли права являются:
1. Международные акты, в частности Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.
2. Конституция РФ.
3. ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28 августа 1995 г., от 6 октября 2003 г.
4. Иные федеральные законы. В частности: «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ», «О финансовых основах МСУ в РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
5. Федеральные подзаконные акты. Одним из наиболее известных является Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.»О разграничении гос. собственности в РФ на федеральную собственность, гос. собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и СПб и муниципальную собственность»; Указы Президента РФ (мы уже о них говорили в предыдущих вопросах), Постановления Правительства РФ, в частности федеральные программы поддержки МСУ – в 1995г. и 1999г.
6. Решения Конституционного Суда РФ, иных судов.
7. Законодательство субъектов РФ – является наиболее значительными для становления и развития МСУ. (З НО «Об организации МСУ», «Об основах муниципальной службы» и др.)
8. Муниципальные правовые акты (Устав МО, правовые акты, принятые на местном референдуме, правовые акты главы МСУ и др.)
12. Модели местного самоуправления в зарубежных странах: общая характеристика.В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять: англо-саксонскую муниципальную систему, континентальную (французскую) модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которых применяются различные формы и разновидности.
Англо-саксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Действует также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.
Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им законом полномочий. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, на местах нет уполномоченных центрального правительства. Наряду с представительными органами, которые непосредственно избирают населением административно-территориальных единиц, могут также избираться некоторые должностные лица. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путем - через центральные министерства и через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве применяется термин “местное управление”, а само местное управление является составной частью механизма государства.
Местное самоуправление и управление в Великобритании характеризуется разнообразием и регулируется большим числом актов. В большинстве случаев самоуправление осуществляется через советы, избираемые жителями соответствующих политико-административных единиц. В Англии действуют советы графств, административных округов и приходов, в Уэльсе - советы графств, городов-графств и общин, в Шотландии - советы территориальных единиц местного управления и советы общин, в Северной Ирландии - советы округов и приходов. В приходах численностью менее 150 избирателей советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей.
Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция.
Во Франции традиционно существует высокая степень централизации местного управления и самоуправления, что проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами. Поведенная во Франции в начале 80-х годов реформа насколько снизила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но сохранила за центральной властью сильные позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства (комиссар республики), осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. Во Франции насчитывается более 36 тысяч коммун, 90 % из них имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр - одновременно и государственный служащий и глава местного самоуправления. Органы территориального самоуправления имеются также в 96 департаментах, 22 регионах и округах Парижа, Марселя и Лиона.
Местное (коммунальное) самоуправление в Германии рассматривается многими авторами в качестве самостоятельной модели. В рамках этой модели выделяются четыре типа общин: южногерманский; магистральный; бургомистерский; северогерманский.
Для южногерманского типа характерно слияние верхушки представительной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и др.) избирается непосредственно населением. Избирается также глава администрации - бургомистр, который одновременно по должности председательствует в правительственной корпорации. Этот тип называется конституцией совета.
Магистральный тип характеризуется тем, что представительный орган, избираемый населением, формирует свой исполнительный орган - магистрат или сенат, состоящий из бургомистра и почетных членов. Этот тип называют конституцией магистрата.
Бургомистерский тип предусматривает, что избранный населением представительный орган избирает бургомистра, который возглавляет представительную корпорацию и местную администрацию, т.е. соединяет в себе функции главы общины и главы администрации. Этот тип называют конституцией бургомистра.
Северогерманский тип напоминает англо-саксонскую модель “совет - управляющий”. Избираемый населением представительный орган создает исполнительный комитет, который не является местной
ç
(обнародования).Особую роль в обеспечении системности муниципальных правовых актов выполняют законы субъектов РФ, определяющие наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц МСУ, полномочия по изданию
14. Понятие устава муниципального образования
Устав муниципального образования – основной нормативно-правовой акт МО. Как источник права он имеет достаточно широкое распространение в правотворческой практике нашего государства и рассматривается как разновидность актов кодификационного значения. Устав является своеобразной малой конституцией на территории МО.
Устав МО обладает рядом особенностей:
- Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав МО. (В соотв. со ст.44 ФЗ устав МО может приниматься представительным органом МСУ или населением непосредственно). Т.е. как и конституция принимается народом или от имени народа.
- Учредительный характер. Как акт учредительного характера, устав МО придает юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества.
- Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения.
- Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами МСУ или местным сообществом непосредственно.
- Устав – основа для нормотворчества. Эта особенность устава МО вытекает из предыдущих особенностей. Устав даже будучи по своей природе кодифицированным актом, естественно не может урегулировать все отношения, возникающие на уровне МСУ. Поэтому для реализации устава необходимо принятие иных местных нормативно-правовых актов.
- Устав МО характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Конкретный механизм определяется непосредственно в уставе МО и может предполагать квалифицированное большинство депутатов представительного органа МСУ; голосование на конференции, собрании или сходе граждан, что является нехарактерным для принятия обычных нормативно-правовых актов, либо голосование непосредственно населения, например, в форме референдума.
- Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности МСУ.
Важной особенностью устава является его самодостаточность. Это означает, что, по возможности, он должен включать все нормы, необходимые в практике МСУ.
Кроме того, устав МО должен быть достаточно стабильным, т.е. не меняться в течение сравнительно долгого времени, что в значительной мере способствует стабильности взаимодействий на территории. Это должно обеспечиваться соответствующей процедурой внесения дополнений и поправок, зафиксированной в тексте устава.
Уставом МО должны определяться:
1) наименование МО;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов МСУ;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соотв. с Бюджетным кодексом РФ;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.
В новом законе отражены изменения внесенные в процедуру принятия и гос. регистрации уставов МО. Устав МО принимается представительным органом МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан. Ранее предусматривалась возможность принятия устава МО на референдуме.
Проект устава МО подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава МО. Одновременно долен быть опубликован порядок учета предложений по проекту устава, а также порядок участия граждан в его обсуждении.
Устав МО принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО.
Устав Мо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном ФЗ. Ранее право определения порядка гос. регистрации принадлежало субъектам РФ.
Гос. регистрация устава МО необходима для включения МО в единый федеральный реестр МО, для приобретения соответствующими органами МСУ прав юридических лиц.
Основаниями для отказа в гос. регистрации устава МО могут быть:
1) противоречие устава Конституции РФ, ФЗ, принимаемым в
16. Понятие и виды муниципальных образований.
Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федерального значения. Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие: наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; устав муниципального образования; обособленная муниципальная собственность; местный бюджет; органы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.
В ФЗ используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
поселение – городское или сельское поселение;
муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений;
административный центр сельского поселения, муниципального района – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
В сельских поселениях, включающих два и более населенных пункта, муниципальных районах выделяются административные центры — поселения, в которых расположены органы местного самоуправления соответственно сельского поселения, муниципального района.
Группы муниципальных образований.
Муниципальные образования делятся на четыре группы:
1) городские и сельские поселения;
2) муниципальные районы;
3) городские округа;
4) внутригородские территории городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
Сопредельные городские и (или) сельские поселения объединены в муниципальные районы. Наряду с поселениями муниципальный регион может включать и межселенные территории, т.е. находящиеся вне границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся к числу городских поселений и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой — наделяются и правами муниципальных районов, не входя в состав последних. Такие поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом
ç
наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.
При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Президент РФ утверждает следующие документы:
1) приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок,'испытаний, подготовки кадров, установленные Правительством РФ в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники;
2) федеральную целевую программу развития наукограда, представленную Правительством РФ. В программе развития определяется порядок финансирования и иные меры государственной поддержки наукограда с учетом его специфики.. Присвоение муниципальному образованию статуса
наукограда не изменяет форм собственности и организационно-правовых форм организаций научно-производственного комплекса наукограда.
Порядок рассмотрения предложений о присвоении.муниципальному образованию статуса наукограда, критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, а также порядок рассмотрения предложений о прекращении такого статуса определяется Правительством РФ. Установление и изменение границы наукограда определяются законом соответствующего субъекта РФ.
в распоряжении Президента РФ. В свидетельстве о государственной регистрации указываются следующие сведения:
1) порядковый номер, под которым официальный символ или отличительный знак (геральдический знак) внесен в Государственный геральдический регистр РФ; 2)дата и номер протокола заседания Геральдического совета при Президенте РФ, принявшего решение о регистрации геральдического знака. Может быть многоцветный рисунок геральдического знака муниципального образования. Условия изготовления многоцветного рисунка геральдического знака устанавливаются договором, который заключается между учредителем геральдического знака муниципального образования и художником, кандидатура которого согласовывается с Геральдическим советом. Свидетельство о внесении геральдического знака муниципального образования в Государственный геральдический регистр РФ скрепляется подписями председателя и ответственного секретаря Геральдического совета и гербовой печатью, а затем направляется в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта РФ либо орган местного самоуправления, учредивший геральдический знак. Свидетельство должно быть направлено в учредивший орган не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в Государственный геральдический регистр РФ. При утрате свидетельства может выдаваться его дубликат.
Основанием для выдачи дубликата свидетельства является обращение органа, учредившего геральдический знак.
19. Понятие и виды организационных форм осуществления местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется в различных формах, которые составляют его организационные основы. Так, в соответствии со ст.З Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органЫг местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. В ст. 130 ч.2 Конституции РФ организационные формы осуществления местного самоуправления в РФ получили более четкое закрепление: местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В Европейской Хартии, в частности, закреплено, что местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где <то допускается по закону>. Таким образом, местное самоуправление может осуществляться как непосредственно (прямо) населением, так и органами местного самоуправления. ФЗ № 154 закрепляет уже более детально систему организационных форм осуществления местного самоуправления в РФ, которые можно разделить на две основные группы. Первую группу составляют прямые (или непосредственные) формы осуществления населением муниципального образования местного самоуправления. К *ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы: собрания, конференции и сходы граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Втираю группу организационных форм осуществления местного самоуправления в РФ образуют представительные выборные органы местного самоуправления, иные органы местного самоуправления, выборные и иные должностные лица местного самоуправления. Несмотря на определенные различия, все организационные формы осуществления местного самоуправления находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, составляют единую систему, единый муниципалитет.
Местный референдум
Местный референдум – голосование по наиболее важным вопросам местного значения.В ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» местный референдум – определяется как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставом МО среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах МО.Порядок организации и проведения МР во многом похож на организацию и проведение местных выборов – те же требования к избирателям, по таким же принципам составляются списки участников референдума, комиссия референдума, одинаковые правила действуют при проведении предвыборной агитации и т.д.
Федеральное законодательство регулирует только один вид референдума – обязательный. Решения, принятые на МР в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов МСУ и должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории МО, а также граждан.
На МР могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
На МР не могут быть вынесены следующие вопросы:
А) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов МСУ, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы МСУ либо об отсрочке указанных выборов;
Б) о персональном составе органов МСУ;
В) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении о назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение и освобождение;
Г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств МО;
Д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, не допускается.
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами гос. власти, их должностными лицами или органами МСУ.
Решение о проведении МР, а также принятое на МР решение могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными ФЗ органами гос. власти.
ç
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета, а также границы территории, на которой осуществляется ТОС, определяются уставом муниципального образования и решением представительного органа муниципального образования.
Сход граждан
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он считается правомочным при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции..
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Принятые решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
КОНФЕРЕНЦИЯ ГРАЖДАН (собрание делегатов) — в РФ одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Согласно ст. 30 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться К. г. (собранием делегатов).
Порядок назначения и проведения К. г., избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги К. г. подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
СОБРАНИЕ ГРАЖДАН — одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Согласно ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. С. г. может проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.
С. г. проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. С. г. может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять С. г. во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. С. г., проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые С. г., подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Итоги С. г. подлежат официальному опубликованию (обнародованию).особенностей.
Делая вывод всего вышесказанного, следует заключить, что территориальная организация местного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне поселения. На втором — муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила — городские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней. Однако объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны.
Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, сотрудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Они могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных образований первого и второго уровней. Законодатель постарался наделить городские, сельские поселения, с одной стороны, и муниципальные районы — с другой, разными задачами, функциями. Так, муниципальные районы призваны прежде всего решать задачи межпоселенческого характера. Отношения между разноуровневыми муниципальными образованиями следует
ç
формами опосредованного участия граждан в решении вопросов местного значения. При этом все организационные формы'местного самоуправления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы; одни формы являются первичными, другие - производными. В рамках системы организационных форм местного самоуправления существуют отношения руководства, подотчетности, подконтрольности и ответственности.