Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальной защит
Органы местного самоуправления в сфере здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия территорий
а) формируют органы управления муниципальной системы здравоохранения;б) осуществляют развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности
в) создают условия для развития частной системы здравоохранения;г) организуют первичную медико-санитарную, другие виды медико-социальной помощи; обеспечивают ее доступность, контролируют соблюдение стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;д) осуществляют строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов и учреждений муниципального здравоохранения (больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерских и акушерских пунктов и др.);е) обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно- эпидемиологического надзора;ж) выявляют факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье граждан, информируют о них население и проводят мероприятия по их устранению;з) координируют и контролируют деятельность предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения в пределах своих полномочий; контролируют качество оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;и) разрабатывают комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;к) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.Органы местного самоуправления в сфере социальной защиты и занятости населения:а) организуют работы по трудоустройству, материальному и бытовому обслуживанию населения в пределах, установленных федеральным и областным законодательством;б) вводят дополнительные виды социальных услуг;в) разрабатывают местные программы социальной поддержки населения и повышения уровня занятости населения на соответствующей территории, организуют их реализацию;г) организуют общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий и сооружений за счет средств местного бюджета;д) принимают меры по созданию дополнительных рабочих мест на муниципальных унитарных предприятиях, а также на договорной основе - в иных коммерческих и некоммерческих организациях;е) осуществляют строительство, содержание и организацию работы муниципальных учреждений социальной помощи населению (домов престарелых, интернатов, детских приютов, ночлежных домов, бесплатных пунктов питания и др.);ж) организуют за счет собственных и привлеченных средств дополнительную социальную поддержку населения сверх установленной федеральным и областным законодательством и государственными программами;з) организуют учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета;и) принимают меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;к) содействуют созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;л) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.Положение дел в области здравоохранения, как и в образовательной сфере, однозначно свидетельствует о необходимости решительных мер по приведению в соответствие объема ответственности с имеющейся в распоряжении муниципальных образований ресурсной базой. Относительно лучше дело обстоит в муниципальных образованиях, созданных на уровне крупных городов и районов, поскольку традиционно сложившаяся инфраструктура, как правило, предполагает наличие достаточно развитых учреждений здравоохранения в районном центре - но такова ситуация не во всех регионах Российской Федерации. Отсутствие четкого определения функций местного самоуправления в области здравоохранения, отсутствие заинтересованности в оптимизации структуры медицинского обслуживания, дублирование функций повсеместно приводит к неэффективному расходованию средств в этой сфере.
2. Принципы местного самоуправления в РФПринципы местного самоуправления - это, обусловленные природой местного самоуправления.коренные начала и идеи. лежащие в основе организации и деятельности местного сообщества, населения соответствующих городских и сельских поселений, формируемых им муниципальных органов, осуществляющих под свою ответст-венность управление местными делами. В основе организации и функционирования местною самоуправления в РФ лежат следующие принципы: - неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина на любой муниципальной территории, в том числе права граждан на осуществление местного самоуправления; - выборность муниципальных органов и главы муниципального образования, а также избрание непосредственно населением на ключевые посты других муниципальных должностных лиц (например, руководителя Муниципальной милиции, руководителя муниципальной налоговой службы, главного санитарного врача муниципального образования и других); - полновластие органов местного самоуправления в пределах установленной для них законом компетенции; - подконтрольность и подотчетность всех сторон деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления населению соответствующего муниципального образования; - законность в организации и деятельности муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления. Суть этого принципа применительно к местному самоуправлению состоит в том, что, во-первых, создание муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления должны носить легитимный, то есть предусмотренный законом, характер; во-вторых, компетенция органов местного самоуправления не может определяться или изменяться иначе как на основании закона; в-третьих, законность здесь означает также то, муниципальные органы должны обладать в пределах своих полномочий самостоя-тельностью и определенной независимостью на территории муниципального образования от каких-либо волевых, не предусмотренных законом, влияний, давлений, командований. В то же время органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность за свои действия и решения в установленном законом порядке; - подконтрольность представительным органам местного самоуправления деятельности всех других муниципальных органов, их подразделений, должностных лиц местного самоуправления; - приоритет правовых актов представительных органов местного самоуправления (принятых, безусловно, в рамках их компетенции) над актами всех других муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования; - экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления; - соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления установленным законом для него полномочиям; - принцип гласности, публичности в организации и функционировании местного самоуправления, его органов и должностных лиц: учет в деятельности органов местного самоуправления не только интересов местного населения, но также общефедеральных и региональных интересов на территории соответствующего муниципального образования. - принцип государственной поддержки местного самоуправления; - конструктивное сотрудничество и взаимодействие муниципальных органов, должностных лиц местного самоуправления с политическими партиями, общественными организациями и движениями, действующими на территории соответствующего муниципального образования.
7.Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
Научная дисциплина МП – это совокупность знаний, идей, теорий о МСУ, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.
Теоретическими источниками МП как научной дисциплины являются фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России.
К ним относятся работы В.Н. Лешкова «Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864 года января первого» (1865), князя А.И. Васильчикова «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений» (1869 – 1871), а также труды В.П. Безобразова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского и др.
Фундаментальными работами в области муниципального хозяйства являлись труды Л.А. Велихова «Опыт муниципальной программы» (1928) и «Основы городского хозяйства (1928).
Исследования советских специалистов в частности работы С.А. Авакьяна, О.Е. Кутафина и др. ученых задали направление научным изысканиям в сфере МСУ.
За последние 10 лет появилось огромное количество современных публикаций по вопросам МСУ; издаются монографии и учебники, проводятся различные исследования. Термин «МП» используется и для обозначения учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами в рамках специальности «юриспруденция».
Наши рекомендации