Общая характеристика местного самоуправления
Общая характеристика местного самоуправления
В соотв. со ст. 3 Европейской хартии МСУ под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Из определения видно, что МСУ рассматривается именно как право и реальная способность.
В ст. 12 Конституции РФ указывается, что
- в РФ признается и гарантируется МСУ;
- МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно;
- органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Кроме этого, МСУ является одной из основ конституционного строя РФ. В Конституции РФ отдельная глава (глава 8) посвящена местному самоуправлению. Это ст. 130 – 133. В ч.1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и т.д Мы еще неоднократно будем обращаться к нормам Конституции.
Право на МСУ может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, опрос и т.д.), так и опосредованно, через систему органов МСУ.
В ч.1 ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. Записано, что МСУ в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Понятие функций местного самоуправления
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления
муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом
муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и
целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического
строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления
к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления
власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы
народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая
самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное
самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и
общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-
экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
Местное самоуправление, являясь частью демократической системы управления
обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного
значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов
населения, социальной защите граждан.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении
власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и
полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные
функции местного самоуправления: 1) обеспечение участия населения в решении
вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью,
финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального
образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в
Муниципальные выборы.
Наряду с референдумом высшей непосредственной формой народовластия в нашей стране являются выборы, в том числе и муниципальные выборы. Муниципальные выборы в РФ - это выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Правовой основой муниципальных выборов является Конституция РФ (стЗ. 32 и др.) ФЗ № 154<Об общих принципах организации местного самоуправления в РФУ> (статьи 23, 57 и др.), ФЗ от 26.10.94 № 56 <Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ>, ФЗ от 23.10.96 № 138 <Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления> и утвержденное этим ФЗ <Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реали-зацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления>, другие федеральные законы, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов РФ, их законы о выборах в органы местного самоуправления и, наконец, уставы муниципальных образований в части, касающейся муниципальных выборов на территории соответствующих муниципальных образований. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами РФ, проживающими на территории соответствующих муниципальных образований, на <основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие избирателей в муниципальных выборах носит добровольный характер. Муниципальные выборы проводятся по территориальному принципу при непосредственном участии граждан муниципального образования в организации и проведении муниципальных выборов, а также по мажоритарному пропорциональному или смешанному принципу. Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину РФ, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования, достигшему на день выборов 18 лет и обладающему активным избирательным правом. Что касается пассивного избирательного права, то кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления может быть любой гражданин РФ, обладающий избирательным правом, достигший 18-летнего возраста; минимальный возраст кандидата на должность главы муниципального образования не может превышать 21 года. Сроки обязательного проживания указанных кандидатов на территории соответствующего муниципального образования не могут превышать одного года. Никаких других ограничений устанавливаться не должно. Но дополнительные гарантии избирательных прав граждан могут устанавливаться законами субъектов РФ. Детальный порядок проведения муниципальных выборов определяется специальными избирательными законами субъектов РФ (например, Свердловский Областной закон от 26.10.95<О выборах органов местного самоуправления в Свердловской области>). Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ гарантируют проведение муниципальных выборов.
Местный бюджет.
В соотв. с ФЗ «О финансовых основах МСУ в РФ» местный бюджет – бюджет МО, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы МСУ.
Каждое МО имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами МСУ в соответствии с уставом МО.
Органы гос. власти гарантируют:
- право представительных органов МСУ самостоятельно определять направления использования средств МБ;
- право представительных органов МСУ самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств МБ, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
- компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов МБ, возникших вследствие принятия ФЗаконов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов гос. власти.
Органы гос. власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы МСУ в процессе формирования местных бюджетов руководствуются минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы МБ, осуществляемый с учетом гос. минимальных социальных стандартов.
Социальные нормы – показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.
В ст. 52 ФЗ устанавливается, что бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Формирование, утверждение, исполнение МБ и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, федеральным законодательством, законами субъектов РФ.
Проект МБ, решение об утверждении МБ, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения МБ и о численности муниципальных служащих органов МСУ, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы МСУ поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательство РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ (ст. 6 БК РФ).
Доходная часть МБ состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
Собственные доходы – налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за МБ полностью или частично на постоянной основе ФЗаконами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами МСУ в соотв. с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.
К собственным доходам МБ относятся:
1) средства самообложения граждан (Под средствами самообложения понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей, размер платежей может быть уменьшен. При этом вопросы введения и использования таких платежей граждан решаются на местном референдуме или сходе граждан).
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов и сборов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7)часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
8) штрафы, добровольные пожертвования и иные поступления.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст.6 БК РФ).
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическом улицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и МСУ.
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом МО или иным правовым актом органа МСУ.
В ст. 87 БК РФ устанавливается перечень расходов, финансируемых исключительно из МБ:
1) содержание органов МСУ;
2) формирование муниципальной собственностью и управление ею;
3) организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физ. Культуры и спорта СМИ, др. учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов МСУ;
4) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
5) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
6) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
7) благоустройство и озеленение территорий МО;
8) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
9) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
10) организация транспортного обслуживания населения;
11) обеспечение противопожарной безопасности;
12) охрана окружающей природной среды на территориях МО;
40. Муниципальный заказ – это заказ на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, формируемый от имени органов местного самоуправления, финансируемый из местного бюджета и направленный на удовлетворение муниципальных нужд.
Муниципальный заказ является формой прямого регулирования хозяйственных связей посредством заключаемого муниципального контракта между муниципальным заказчиком и поставщиком продукции (подрядчиком) на выполнение заказа на поставку продукции, финансируемого за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
Планирование и формирование муниципального заказа, а также его размещение, исполнение и контроль за исполнением, в совокупности, представляют собой систему муниципального заказа.
Система муниципального заказа муниципального образования город Краснодар сформирована для централизованного комплексного решения вопросов, определенных нормами и требованиями действующего законодательства о размещении на конкурсной основе государственного и муниципального заказа при приобретении продукции (товаров, работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд.
Основными нормативно-правовыми актами являются:
статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ;
статьи 70-73 Бюджетного Кодекса РФ;
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;
приказ Минэкономики РФ от 30.09.1997 № 117 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) (конкурсной документации)»;
постановление главы муниципального образования город Краснодар от 26.05.2006 № 327 «О размещении муниципального заказа в муниципальном образовании город Краснодар».
Система муниципального заказа позволяет минимизировать расходы местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), а также обеспечивает возможность работы в системе отдельных муниципальных заказчиков путем самостоятельного размещения муниципального заказа способом запроса котировок цен.
Подготовкой, организацией и проведением муниципальных торгов (конкурсов), а также развитием системы муниципального заказа в городе Краснодаре занимается уполномоченный отраслевой орган администрации муниципального образования город Краснодар – департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей.
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местный референдум
Местный референдум – голосование по наиболее важным вопросам местного значения.В ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» местный референдум – определяется как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставом МО среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах МО.Порядок организации и проведения МР во многом похож на организацию и проведение местных выборов – те же требования к избирателям, по таким же принципам составляются списки участников референдума, комиссия референдума, одинаковые правила действуют при проведении предвыборной агитации и т.д.
Федеральное законодательство регулирует только один вид референдума – обязательный. Решения, принятые на МР в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов МСУ и должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории МО, а также граждан.
На МР могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
На МР не могут быть вынесены следующие вопросы:
А) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов МСУ, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы МСУ либо об отсрочке указанных выборов;
Б) о персональном составе органов МСУ;
В) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении о назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение и освобождение;
Г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств МО;
Д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, не допускается.
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами гос. власти, их должностными лицами или органами МСУ.
Решение о проведении МР, а также принятое на МР решение могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными ФЗ органами гос. власти.
ç
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета, а также границы территории, на которой осуществляется ТОС, определяются уставом муниципального образования и решением представительного органа муниципального образования.
Сход граждан
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он считается правомочным при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции..
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Принятые решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
КОНФЕРЕНЦИЯ ГРАЖДАН (собрание делегатов) — в РФ одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Согласно ст. 30 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться К. г. (собранием делегатов).
Порядок назначения и проведения К. г., избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги К. г. подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
СОБРАНИЕ ГРАЖДАН — одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Согласно ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. С. г. может проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.
С. г. проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. С. г. может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять С. г. во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. С. г., проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые С. г., подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Итоги С. г. подлежат официальному опубликованию (обнародованию).особенностей.
Делая вывод всего вышесказанного, следует заключить, что территориальная организация местного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне поселения. На втором — муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила — городские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней. Однако объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны.
Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, сотрудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Они могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных образований первого и второго уровней. Законодатель постарался наделить городские, сельские поселения, с одной стороны, и муниципальные районы — с другой, разными задачами, функциями. Так, муниципальные районы призваны прежде всего решать задачи межпоселенческого характера. Отношения между разноуровневыми муниципальными образованиями следует
ç
формами опосредованного участия граждан в решении вопросов местного значения. При этом все организационные формы'местного самоуправления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы; одни формы являются первичными, другие - производными. В рамках системы организационных форм местного самоуправления существуют отношения руководства, подотчетности, подконтрольности и ответственности.
Глава местной администрации
Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах (см. «муниципальные выборы»).
Глава местной администрации (см. «местная администрация») — глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района или городского округа — соответственно представительным органом муниципального района или городского округа (см. «поселение», «муниципальный район», «городской округ», «представительный орган муниципального образования»), в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (см. «вопросы Местного значения»), и законом субъекта Российской Федерации — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) — уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта.
Члены конкурснойкомиссиипоселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть — законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению его высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) расторжения контракта; 4) отрешения от должности; 5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.
Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения; 2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 3) главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования (см. «муниципальное образование») — высшее должностное лицо муниципального образования, которое наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из выборных лиц местного самоуправления поселений является председателем представительного органа муниципального района.
Установленные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования, независимо от способа его избрания, одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного,самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. Выделение городов федерального значения в отдельное правовое регулирование объясняется масштабом расходов и доходов на уровне соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:
1) налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
2) порядок и сроки уплаты налога;
3) формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются
НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Не могут устанавливаться местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.
В соответствии с НК РФ к местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представитель<