Краткий словарь употребляемых терминов

Дидактика – важнейшая отрасль научного знания, которая изучает проблемы образования и обучения.


Основные категории: обучение, преподавание, изучение.

Обучение – целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которой осуществляется образование, воспитание, развитие обучаемых и усваиваемые отдельные опыты обучения.


Преподавание – целенаправленный процесс, для формирования у обучаемых устойчивых знаний, умений, навыков (ЗУН).

Дидактика - это часть педагогической науки, которая раскрывает в наиболее общем виде теоретические основы обучения и формирования. В дидактике эти основы сформулировали и выразили в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания формирования, конфигураций и способов преподавать и учить, стимулировать и контролировать практически все системы обучения.


Главной неотъемлемой долей дидактики являются принципы обучения. Это важнейшие возглавляющие положения, которые отражают закономерности педагогического процесса и ориентируют педагога на результативную организацию обучения, наилучшее использование в ней форм, способов и средств обучения слушателей, на рациональный отбор содержания обучений.

Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

Изначально представление о дидактических принципах ввел Я. А. Коменский, его также именуют отцом педагогики. На современном ступени к количеству общедидактических принципов обучения относят:

1) устремленность обучения - обусловливается комплексным решением вопросов формирования и развития всесторонне развитой личности;

2) тесную взаимоотношение с жизнью - характеризуется выходом в практику;

3) регулярность, последовательность, постоянство - снабжаются обдуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логическим следованием друг за другом и рядом с другими, увеличением степени затруднений в содержании дисциплин в пределе продвижения от одной системы обучения к другой, от одного вида учебного заведения к другому; питание зависит от формирования, оно стабильно основывается на достигнутой степени развития. Люди поддаются развитию и формированию по-разному. Здесь назначающую роль играют конкретные условия и отношения наставника и ученика в данном процессе.

Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

Гербарт(1776-1841) полагал, что развитие нравственного человека - это основа идеи о согласованном формировании всех способностей.
Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

Дистервег(1790-1886) действовал в кругу народной массовой школы. Главный педагогический труд - Руководство к образованию немецких педагогов. Здесь выражены две взаимосвязанных позиции занятия и развития – это природоссобразность и культуросообразность.

Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

Русский педагог В. Г. Белинский(1811-1848) установил гуманистические и демократические подходы к развитию и формированию.

Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

Основной пункт педагогической концепции Л. Н. Толстого (1828-1910) – это мысль свободного воспитания. Он говорил, что воспитание есть прежде всего саморазвитие
Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

К. Д. Ушинский (1824-1871) – являлся основателем научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции - позиция народности, он может осуществиться, непосредственно, через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее значимую должность он отдавал идее труда как ведущего фактора формирования личности.

Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

A. С. Макаренко (1888-1939) разработал согласованную, гармоничную педагогическую систему, методологическим основанием ее есть педагогическая логика, которая истолковывает педагогику как почти рациональную, разумную науку. Основанием методики системы развития является идея воспитательного коллектива.
Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

B. А. Сухомлинский (1918-1970) - сторонник гуманистического воспитания.


4) доступность обучения - определяется степенью познавательных потенциалов обучаемых. Степень обучения должно быть достаточно высокой, но достижимой;

5) наглядность обучения - снабжается введением в учебную деятельность разнообразных видов восприятия сведений, памяти, типов мышления и т. п.;

6) наилучшее совмещение словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных способов обучения - зависит от условий занятия, степени подготовки обучаемых и педагогического мастерства педагога;

7) целесообразное соединение фронтальных групповых и личных форм занятия - достигается умелым чередованием общественной учебно-воспитательной работы (одновременно со всей группой обучаемых) и естественного влияния на одного из обучаемых;

8) осмысленность, энергичность, независимость обучения - достигаются увеличением ответственности обучаемых за итоги своей учебы и их раскрепощенностью в ходе познавательной, трудовой и игровой деятельности;

9) крепость, осмысленность и эффективность сведений и навыков - снабжаются творческой связью к учебно-воспитательному процессу и со стороны педагога, и со стороны обучаемых.


Младший школьный возраст - от 6-7 до 10-11 лет.

Средний школьный возраст—от 10-11 до 15 лет.

Старший школьный возраст - 15-17 лет.

Учет возрастных особенностей - один из главных педагогических позиций. Основываясь на них, преподаватели регламентируют учебную нагрузку, определяют важнейшие объемы загруженности различной деятельностью, назначают наиболее благоприятный для формирования режим дня, работы и отдыха
Источник: http://yaunikum.ru/325-didaktika-ee-principy.html

Наши рекомендации