Вопрос №4. Правовые основы специальной педагогики.

Права инвалидов закреплены в ряде документов ООН, таких, как:

"Всеобщая декларация прав человека"

"Конвенция о правах ребенка"

"Декларация о правах умственно отсталых лиц"

"Декларация о правах инвалидов"

"Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов"

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

В статье 1 говорится: «...все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», а статьи 2 и 6 устанавливают право каждого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».

"Декларация о правах умственно отсталых лиц" принята в 1971 г. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Умственно отсталый человек имеет право на должное медицинское обслуживание и физиотерапию, а также на такое образование, которое позволило бы ему достичь максимального развития своих способностей и потенциала.

"Декларация о правах инвалидов" — в 1975 г., инвалиды обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди.

"Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" приняты в 1993 г. этот документ не имеет полной силы закона, однако по существу является первым универсальным правовым актом, содержащим моральные и политические требования к присоединившимся государствам по принятию мер, направленных на выравнивание возможностей для инвалидов.

Предпосылки, содействующие их равному участию в жизни общества:

1) широкое ознакомление общественности с проблемами инвалидности;

2) беспрепятственный доступ для инвалидов к медицинскому обслуживанию;

3) полный комплекс услуг по реабилитации;

4) обеспечение специальными услугами

Инвалидам не может быть отказано в праве на сексуальность и родительские чувства.

Саламанкская всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями "Доступность и качество" (1994)

• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

• необходимо разрабатывать образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия;

• обычные школы с такой ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями.

Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями можно выделить следующие:

" О социальной защите инвалидов",

"Об образовании",

"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов",

"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей",

"Об основных гарантиях прав ребенка",

"Семейный кодекс Российской Федерации".

Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" – его основные статьи вступили в силу с 1 января 1996 г.

Статья 19 гарантирует права инвалидов на образование. Положения закона, касающиеся защиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебной деятельности, посредством предоставления дополнительных услуг, в том числе образовательных:

1) органы управления образованием обязаны обеспечить непрерывность процесса воспитания и образования детей-инвалидов;

2) создана сеть специализированных школ по профилю нарушений развития;

3) при .невозможности обучения ребенка-инвалида в условиях образовательного учреждения его обучение осуществляется на дому.

Закон Российской Федерации "Об образовании" вступил в силу 5.01.1996 г.Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всеми детьми, и в том числе детьми с отклонениями в развитии. Предусматривает создание для детей с отклонениями специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Наши рекомендации