Протокол наблюдения в приложении

ВЫВОД:Класс дружный и спокойный. Дети здоровы. Воспринимают правила и правильно реагируют. Школьной дезадаптации не наблюдала. Педагоги справляются успешно. Открыты. Учатся мыслить. Начальный этап сплочения вокруг активистов 7 девочек и трёх мальчиков. Хорошо воспитаны: вежливы, не вмешиваются в разговор взрослых, уступают место девочкам. Уровень развития познавательности УУД средний. Отстающих «проблемных» двое. Занижение самооценки имеет место у всех. Работа ведётся по сплочению класса. Появились традиции. Интересы различны и разносторонние – общие любовь к путешествиям, спорту и подвижным играм. В классе обучаются 26 детей, из которых мальчиков – 13, девочек - 13. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу и к учёбе. Возраст 8 и 9 лет. Педагоги не менялись и детей изучили за первый год основательно - поэтому на данном этапе дают материал по силам и интересам. Между обучающимися достаточно ровные отношения, но есть и замкнутые дети ( такие как Лиза О.), отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми нужен индивидуальный подход. Некоторая масса обучающихся класса это дети со средними уровнем способностей и не высокой мотивацией учения, некоторые со сложностями поведения и обучения « дети группы риска» в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью. В классе можно выделить группу обучающихся мальчиков, которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии.

Небольшая группа учеников девочек проявляет желание и возможность изучать предметы на «продвинутом уровне». С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности. Дети сами могут выбирать уровень сложности. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. ( Смотрят на учителя - кивнёт или нет.) Переживают даже за оценку 4. В целом обучающиеся 2 «Б» класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, но класс стабильный и позитивный. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Значит выбор проведённого мероприятия викторины по теме Вода - верен. Удивлялись и восхищались поющими фонтанами. Реактивно передавали лёд. Опыты провели быстро и от любопытства повыскакивали но утихомирились благодаря учителю . Загадки знают, понятия путают. Свои команды поддерживают. При задании найдя клад куда бы вы потратили мнения разделились. (На волшебные палочки, на одежду , фкусности и подарки, на помощь старым людям и животным. Что говорит, что дети уже гуманны. )При склеивании аквариума друг другу помогали и обращались за помощью к взрослым лишь пять человек. Все дети вели себя активно, свободно, проявляли эрудицию, воображение и даже педагог подпевал и помогал отстающим. Все были награждены. Класс мне понравился своим позитивом к жизни.

Карта-схема изучения организованности коллектива. Эта карта-схема, предложенная Л. И. Уманским, представ­ляет собой список специально подобранных суждений, харак­теризующих организованность коллектива. Независимые экс­перты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.

Положительные проявления организованности Оценочная шкала Отрицательные проявления организованности
В коллективе имеются органы эффективного самоуправления           В коллективе нет орга­нов самоуправления
Коллектив иногда само­стоятельно выбирает себе организаторов по играм           Коллектив не в состоя­нии без посторонней по­мощи что-то сделать без одобрения кл.рук.
Члены коллектива всег­да хорошо взаимодейст­вуют друг с другом           Члены коллектива ни­когда не взаимодейству­ют друг с другом


Положительные проявления организованности Оценочная шкала Отрицательные проявления организованности
Члены коллектива всег­да оказывают друг дру­гу помощь в работе           Никто и никогда в кол­лективе не оказывает по­мощь товарищам
Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро           Ни одна из трудностей, связанных с согласова­нием действий, не прео­долевается
Трудные условия, ситуа­ции, опасности, неожи­данно возникающие в работе, сплачивают кол­лектив           При возникновении труд­ностей, ситуаций опас­ности коллектив разру­шается
Неудачи в достижении целей коллектива уси­ливают его стремление к ним           Неудачи в достижении поставленных целей рас­слабляют коллектив,ве­дут к отказу от них
Коллектив поддержива­ет устойчивые взаимо­связи, сотрудничает с другими коллективами           Коллектив не взаимо­действует с другими кол­лективами, изолирует себя от них
Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в сов­местную с ним работу           Коллектив не взаимодей­ствует с более широким объединением школьни­ков, противится нала­живанию с ним деловых контактов
В коллективе доброжела­тельно и с участием от­носятся к новым членам, стараются помочь им ос­воиться и включиться в совместную работу           Коллектив враждебно относится к новым чле­нам, противодействует их адаптации и включе­нию в совместную дея­тельность
Положительные проявления - организованы Оценочная шкала Отрицательные проявления организованности – сами справляются плохо
 
Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия           Члены коллектива не способны к эффективно­му согласованию своих действий
Имеющиеся в коллекти­ве группировки по лич­ным интересам хорошо взаимодействуют между собой           Имеющиеся в коллекти­ве группировки никогда не взаимодействуют меж­ду собой
Коллектив активно со­противляется любым попыткам его расфор­мирования           Коллектив относится безразлично и легко под­дается расформирова­нию
Коллектив находит опти­мальный способ взаимо­действия между его чле­нами в самых различных ситуациях и условиях           Коллектив никогда не способен найти опти­мальный способ взаимо­действия, каких бы ус­ловий это ни касалось
В коллективе есть хоро­шие, способные органи­заторы и достаточно ав­торитетные лидеры           В коллективе нет хоро­ших и способных органи­заторов, а лидеры таки­ми возможностями не обладают

Настоящая методика достаточно проста, не требует длитель­ного времени для сбора и обработки информации.
ЛИТЕРАТУРА Абрамов Г. Е. Введение в практическую психологию. — М. , 1994. Андреева Г. М. Социальная психология. — М. :МГУ,1980. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М. ,1989. АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М. , 1984. Байбородова Л. В„ Паладьев С. Л. , Степанов Е. Н. Изучение эффективнос­ти воспитательной системы школы. — Псков,1994. Безрукова B. C. Воспитательный процесс и его организация в практике. В приложении предоставлены методики и результаты проведённые психологом.

Вывод: Существенное влияние на качество педагогических условий в коллективе оказывают актив класса, в которые объединяются ученики по взаимным симпатиям и интересам. Это золотой фонд они являются душой класса, умеют и проявить инициативу, и организовать любое мероприятие. Поэтому надо не только поднимать статус и престиж этих учеников, но и предоставить им возможность вовремя устранять трудности в учебе, если они у них появились. Поддержка этой категории учеников очень важна для правильной организации работы коллектива второго «Б» класса.

Примерная схема наблюдения индивидуально-типологических особенностей ребенка.

- на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, на занятиях и переменах, в ходе бесед с классным руководителем собрать наиболее полную информацию о детях класса, которые имеют ярко выраженные индивидуальные особенности или относятся к группе риска;

- выбрать одного ребенка и понаблюдать за ним на протяжении практики, описать его симптоматику (проиллюстрировав примерами его поведения), дать интерпретацию выявленных симптомов, на основании знания теории высказать возможные предположения о причинах .

Предположение – переученная леворукость, слабая мотивация, заниженная самооценка, причина родительское воспитание и непосильная школьная программа «2100» либо низкая социальная адаптация в коллективе по вине учителя.

Семья, проживает в четырёхкомнатной квартире (хрущевка) рядом со школой. Состояние квартиры удовлетворительное. Обстановка в квартире небогатая, мебель старая, но все необходимое для жизнедеятельности имеется. Не особо уютно, но чистота и порядок. У Лизы и её брата есть все необходимое: отдельная кровать, письменный стол, книжные полки. Семья обеспечена полноценным питанием. Семья состоит из пяти человек. Работают только папа и т. Женя. Мама пенсионерка (из беседы с психологом) Лиза может бродяжничать. Отстаёт в успеваемости.

Наши рекомендации