Схема наблюдения за коллективом учеников

Дата 15 апреля 2014 год.

Экспериментатор: Нечепуренко М.В.

Класс: 2 «Б» возраст 8 – 9 лет

Время:11.05

Деятельность: (урок, перемена, мероприятие): перемена (в столовой на 1эт. Школы)

Цель: Не включённое наблюдение за поведением младших школьников для отчёта.

Параметры наблюдения Описание
Композиция группы (состав, возр., половой, социал. полож. т т.д.) 14 детей из них 8 девочек и 6 мальчиков ( из тех кто питается) не ходят 6 и остались в классе. Обеспеченные 12 чел. и 2 чел. питаются бесплатно ( льгота за сч.школы)
Социометрическая структура группы Характеристика лидеров Отверженных членов группы Окружили учителя с права и с лева, отдельно напротив сел маленький мальчик, одна девочка с хвостиком кушать отказалась. Лидеры - две девочки дежурные всё сделали быстро и чётко. Пока все мыли руки. Долго ели два ребёнка и остальные ждали нетерпеливо.
Коммуникативная структура группы Общение было тихое и вежливое. Переговаривались с друг другом. «Один спал в тарелке молча» Девочка запачкалась и ей мальчики предложили салфетку.
Структура социальной власти (формальная, неформальная) Формально под пристальным присмотром учительницы вели себя прилично
Групповые нормы Нормы выполнялись – сказали спасибо и убрали за собой. Дождались всех.
Интересы и предпочтения группы Компот выбрали все. Второе доели лишь 4 Еда была вкусной и можно было выбирать.
Эмоциональная стабильность и благополучие членов отряда Никто не выкрикивал и не скакал. Благополучно и без происшествий добрались в класс на 3 этаж. У детей в классе тоже было всё в порядке. Обстановка чуткости и внимания ко всем.
Тип руководства (директивный, кооперативный) Ольга Юрьевна руководитель-демократ систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Тон обращения с детьми – уважительный, располагающий к сотрудничеству. Улыбается. Поправляет воротнички, берёт за руку боевых …( Взаимное доверие – копер.тип)
Совместимость членов группы, психологический климат, сплоченность К совместной деятельности уже способны но всё ещё ждут одобрения от «классной мамы»обладают - взаимной ответственностью, требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу. Совместимы по возрасту и знаниям. Уже стараются помогать друг другу. Идентифицируют себя как 2 Б класс
Особенности и частота межгрупповых конфликтов Конфликтной ситуации извиняются по детски « мирись - мирись и больше не дерись» Бывают часто, но решаются.
Группы риска Тревожные, Леворукие, СДВГ, зрение слабое и др.( Низкая самооценка у большинства по учёбе)
Активность (по результатам участия в мероприятии) Приветливы, коммуникабельны, активно действуют со ст.приборами, аккуратны.  
Этап развития группы - Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений Предположение – Второй класс - ещё не установились дружеские связи между мальчиками и девочками. Возраст младшего школьника. Традиции только устанавливаются. Общее дело значимо пока не для всех. Инициативу проявляют ждя одобрения от Ольги Юрьевны.


Наблюдение дополняется беседой с классным руководителем.

Выводы об особенностях детского коллектива. Отношение к различным видам деятельности только начинает формиро­ваться, и оно неустойчиво. Появляется за­интересованность в совместных делах, но не у всех школьников. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей. Микро­группы по партам образуются довольно интенсивно: порой лишь на осно­ве симпатий, но чаще на основе общности интересов.

В центре, как правило, дети, обладающие привлекательными для всех знаниями, умениями либо обладающие соблазнительными для других вещами (компьютером, значком, куклой феей). В последнем случае они носят неустойчивый харак­тер и, если не появилось другого мотива их объединения, рас­падаются уже на первоначальной стадии развития. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохраняющиеся оказывают­ся связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, часто бы­вают сильные перепады общего настроения. Чувство «мы — единое целое», «мы — коллектив» возникает только в делах, которые удается организовать как коллективные. Общественное мнение только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств. Контакты с дру­гими первичными коллективами школы и вне ее чаще всего эпизодичны. Конфликты самостоятельно пока не разрешают. Для коллектива класса характерны следующие черты: слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совме­стной деятельности с игровыми формами организации, стремле­ние к подражанию классам старших возрастов. Установлено, что классный коллектив для детей весьма значим. При общей ориентации деятельности на классного руково­дителя Ольгу Юрьевну у отдельных детей, однако, наблюдается конфликтность в отношениях с ним. Индивидуальность этого класса в изучении профессий родителей и путешествия путём ежемесячных экскурсий и бесед – завели альбом путешественника. У девочек более выражена дружба. К планированию ребята привыкли: пишут планы сочине­ний. Организация выполнения плана тоже постоянный фак­тор взаимодействия: намечаемые дела, целесообразные сроки, распределение обязанностей и т. д. Существенно хуже удается анализ. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех его членов, которых он ведет за собой Это – Даша Лидер-разрушитель действует в своих собственных интере­сах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих Это – Илья. В классе встречаются лидеры, роли которых различны: ли­деры-организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-ини­циаторы, эрудиты, умельцы. Для развития группы как коллектива характерна постоян­ная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности. Самооценка снижена. Многим учителям приходилось сталкиваться с классами, у которых так и не сложилось положительного отношения к на­ставнику. В данном классе Ольга Юрьевна воспринимается как « классная мама»и отношения сложились удачно. Успешно воспитывать питом­цев под силу прежде всего одаренному, духовно щедрому педа­гогу, являющему наглядный и убедительный пример богатства талантливой личности и как раз для младших классов. Тогда счастлив и он, и те, в кого он по­верил и кто уверовал в него. Мне понравилось её уверенное руководство и то что класс отвечает ей взаимностью, симпатией, доверительным сотрудничеством. Дисциплина на отлично.

Примерная схема изучения возрастных особенностей учащихся.

- на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, на занятиях и переменах собрать наиболее яркую информацию, которая иллюстрирует возрастные закономерности развития детей на определенном возрастном этапе по предложенной схеме;

- описать наблюдаемую ситуацию, зафиксировать в протоколе через конкретные примеры;

- проинтерпретировать результаты на основании возрастных закономерностей развития.

Наши рекомендации