Следующий этап. Терминологический диктант.
- Я даю определение термина, а вы в тетрадях записываете этот термин.
1. Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов (приставка)
2. Название морфемы, стоящей после корня и образующей новые слова (суффикс)
3. Слова, имеющие одинаковый корень (однокоренные)
4. Название значимой части слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (корень)
5. Как называется часть значимого слова без окончания (основа)
6. Название слов, состоящих из нескольких корней (сложные)
-Проверьте ещё раз записанные слова.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Итак, взаимопроверка. Сверьте
написанное с доской, исправьте ошибки, если есть. Вынесите ошибки на
поля тетради.
(Открываю термины, записанные на доске).
- Подведём итоги.
- Поднимите руку, кто правильно написал все слова. Вы получаете красный жетон.
- Поднимите руку, кто допустил одну ошибку. Вы получаете жёлтый жетон.
- Поднимите руку, кто допустил две ошибки. Вы получаете зелёный жетон.
- Ну что ж, молодцы! В теории вы сильны. Проверим ваши знания на практике.
III. Станция «Практическая»
Здесь нам предстоит поработать с текстом.
1-е задание. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста.
Мы на_ выставке игрушек, которые делали ребята нашей школы для подшефного детского сада.
На _самой верхней полке красуются серые слонята с длинными
хоботами и широкими, большими ушами, плюшевые медвежата, огромный усатый котище с зелёными глазками-пуговками.
Ниже, на второй полке, стоят синеглазые куклы-голышки, пластилиновый негритёнок в матросском костюме. Застыло по стойке «Смирно!» войско зелёных оловянных солдатиков.
Третья полка занята разными машинами. Здесь автомобильчики, грузовики, катера, яхты, парусники.
Эти детские игрушки сделали умелые руки!
? – Какова тема текста? (выставка игрушек)
? – Определите идею текста? (умелые руки ребят)
? – Как можно озаглавить этот текст?
2-е задание. Запишем часть текста в тетрадь (диктовка 1-го и 2-го абзацев )
3-е задание. Объясните встретившиеся вам в тексте орфограммы. Индивидуальное задание В это время один из учащихся работает у доски. Задание: сделай синтаксический разбор 1-го предложения в тексте, разбери по членам предложения его 1-ую часть.
Образец разбора Мы на выставке игрушек, которые сделали ребята нашей школы для подшефного детского сада. (повест., невоскл., сложное, союзное, сложноподч.)
[___ ], ( которые =____ )
4-е задание. С какими пунктограммами вы работали в тексте?
5-е задание. Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (глазками, пуговками )Выделите эти суффиксы.
? – Какие ещё суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением вы знаете? (очк, ечк, еньк; например, девочка, реченька)
? – Найдите в тексте слов, которые обозначают названия детёнышей животных. Выделите в них суффиксы (слонята – ят, медвежата – ат) Какие суффиксы вы выделили?
? – Найдите суффикс в слове котище. Какое значение придаёт этот суффикс всему слову?
6-е задание. Выпишите из текста слова, состав которых соответствует схемам
- Молодцы! И практическое задание выполнили!
Наше путешествие по княжеству «Морфемика» продолжается.
VI. Станция «Сообразительная» (вывешивается рисунок 6)
Здесь мы отдохнём и поиграем.
1. Игра «Четвёртое лишнее»
Задание: выбери однокоренные слова
Какие слова называются однокоренными? (имеющие одинаковый корень и общее лексическое значение)
· Гора, гореть, горный, горняк Почему слово «гореть» лишнее?
· Жалко, жалеть, жалить, жалость Почему «жалить» лишнее?
· Водитель, вода, подводник, водяной Почему « водитель» лишнее?
(вывешиваются рисунки 7, 8, 9 по мере ответов детей)
VI. Игра «Кто больше?» Кто больше придумает слов за одну минуту. Задание: записать однокоренные слова с корнями:
1 ряд – говор
2 ряд – голос
ГОВОР– разговор, говорливый, говорить, поговорка, говорун, разговорчивый, заговаривать, наговор, заговор, приговор.
ГОЛОС– голосит, отголосок, голосок, голосочек, голосистый, голосище, проголосил, заголосила, голосистенький, голосовать
- Поднимите руку те, кто придумали до 5 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали. (1-2 ученика). Вы получаете зелёный жетон.
- Поднимите руку, кто придумал от 5 до 7 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали (1-2 ученика). Вы получаете жёлтый жетон.
- Кто придумал более 7 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали. Вы получаете красный жетон.
3. Следующее задание – отгадывание шарад. (Напомню, что шарада– это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами) - - По ходу чтения шарады записывайте те слова, которые вам будут нужны и
отмечайте в них указанные морфемы.
1. В спискевы мой обнаружите корень. Суффикс в собраниивстретите вскоре. В слове рассказвы приставку найдёте В целом – ко мне на урок попадёте. (расписание)
2. Корень мой находится в цене, В очеркенайди приставку мне. Суффикс мой в тетрадкевы встречали, Всё же – в дневнике я и в журнале. (оценка)
3. Корень тот же, что в слове причина,приставку ищите в слове собрать,суффикс – в строении.Вместе же то, что вы пишите на уроках русского языка, литературы или дома. (сочинение)
V. Подведение итогов.
- Путешествие наше по королевству «Морфемика» подошло к концу. Подведём итоги.
? –Что мы сегодня повторили?
? –Что показалось для вас трудным?
?- Что было интересного на уроке?
- Сосчитайте количество баллов, которое вы заработали.
-Напоминаю: 3 балла
2 балла
1 балл
-У кого 9 баллов и выше–оценка «5»
- От 8 до 6 баллов– оценка «4»
- У кого менее 6 баллов– оценка «3»
- Спасибо вам за работу! Но на этом наше путешествие по княжеству «Морфемика» не заканчивается. Мы продолжим наше знакомство с жителями этого королевства на следующих уроках русского языка.
VI. А сейчас запишите домашнее задание:
Написать сочинение на тему «Что я знаю о морфемике?»
У вас в тетрадях лежат отпечатанные листки с вопросами, на которые вы должны ответить в сочинении по заданной теме:
1. Что такое морфемика?
2. Какие морфемы я знаю?
3. Что я знаю о корне слова?
4. Что мне известно об основе?
5. Мои знания о приставке.
6. Что я знаю о суффиксе?
7. Для чего нужно изучать морфемику?
Ответив на эти вопросы, вы напишите сочинение на тему «Что я знаю о морфемике?»
Аннотация
Урок представляет собой обобщение и систематизацию изученного в 5 классе материала по теме «Морфемика» и проводится в форме путешествия. Так как изучение данного раздела строится с учётом орфографических принципов, основанных на написании корней с чередованием, то такой урок поможет закрепить знания детей о морфемах слова. В ходе урока проверяются знания теории по разделу «Морфемика» (знание терминов и умение правильно писать эти термины), пракические навыки и умения детей: нахождение изученных орфограмм и пунктограмм в тексте, их классификация. На данном занятии присутствуют различные игровые приёмы работы: конструирование слов из морфем, игра «Четвёртое лишнее», разгадывание шарад. Урок имеет огромный воспитательный потенциал, так как предусматривает творческие задания, направленные на формирование языкового чутья и любви к слову.