Следующий этап. Терминологический диктант.

- Я даю определение термина, а вы в тетрадях записываете этот термин.

1. Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов (приставка)

2. Название морфемы, стоящей после корня и образующей новые слова (суффикс)

3. Слова, имеющие одинаковый корень (однокоренные)

4. Название значимой части слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (корень)

5. Как называется часть значимого слова без окончания (основа)

6. Название слов, состоящих из нескольких корней (сложные)

-Проверьте ещё раз записанные слова.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Итак, взаимопроверка. Сверьте
написанное с доской, исправьте ошибки, если есть. Вынесите ошибки на
поля тетради.

(Открываю термины, записанные на доске).

- Подведём итоги.

- Поднимите руку, кто правильно написал все слова. Вы получаете красный жетон.

- Поднимите руку, кто допустил одну ошибку. Вы получаете жёлтый жетон.

- Поднимите руку, кто допустил две ошибки. Вы получаете зелёный жетон.

- Ну что ж, молодцы! В теории вы сильны. Проверим ваши знания на практике.

III. Станция «Практическая»

Здесь нам предстоит поработать с текстом.

1-е задание. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

Мы на_ выставке игрушек, которые делали ребята нашей школы для подшефного детского сада.

На _самой верхней полке красуются серые слонята с длинными

хоботами и широкими, большими ушами, плюшевые медвежата, огромный усатый котище с зелёными глазками-пуговками.

Ниже, на второй полке, стоят синеглазые куклы-голышки, пластилиновый негритёнок в матросском костюме. Застыло по стойке «Смирно!» войско зелёных оловянных солдатиков.

Третья полка занята разными машинами. Здесь автомобильчики, грузовики, катера, яхты, парусники.

Эти детские игрушки сделали умелые руки!

? – Какова тема текста? (выставка игрушек)

? – Определите идею текста? (умелые руки ребят)

? – Как можно озаглавить этот текст?

2-е задание. Запишем часть текста в тетрадь (диктовка 1-го и 2-го абзацев )

3-е задание. Объясните встретившиеся вам в тексте орфограммы. Индивидуальное задание В это время один из учащихся работает у доски. Задание: сделай синтаксический разбор 1-го предложения в тексте, разбери по членам предложения его 1-ую часть.

Образец разбора Мы на выставке игрушек, которые сделали ребята нашей школы для подшефного детского сада. (повест., невоскл., сложное, союзное, сложноподч.)

[___ ], ( которые =____ )

4-е задание. С какими пунктограммами вы работали в тексте?

5-е задание. Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (глазками, пуговками )Выделите эти суффиксы.

? – Какие ещё суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением вы знаете? (очк, ечк, еньк; например, девочка, реченька)

? – Найдите в тексте слов, которые обозначают названия детёнышей животных. Выделите в них суффиксы (слонята – ят, медвежата – ат) Какие суффиксы вы выделили?

? – Найдите суффикс в слове котище. Какое значение придаёт этот суффикс всему слову?

6-е задание. Выпишите из текста слова, состав которых соответствует схемам

- Молодцы! И практическое задание выполнили!

Наше путешествие по княжеству «Морфемика» продолжается.

VI. Станция «Сообразительная» (вывешивается рисунок 6)

Здесь мы отдохнём и поиграем.

1. Игра «Четвёртое лишнее»

Задание: выбери однокоренные слова

Какие слова называются однокоренными? (имеющие одинаковый корень и общее лексическое значение)

· Гора, гореть, горный, горняк Почему слово «гореть» лишнее?

· Жалко, жалеть, жалить, жалость Почему «жалить» лишнее?

· Водитель, вода, подводник, водяной Почему « водитель» лишнее?

(вывешиваются рисунки 7, 8, 9 по мере ответов детей)

VI. Игра «Кто больше?» Кто больше придумает слов за одну минуту. Задание: записать однокоренные слова с корнями:

1 ряд – говор

2 ряд – голос

ГОВОР– разговор, говорливый, говорить, поговорка, говорун, разговорчивый, заговаривать, наговор, заговор, приговор.

ГОЛОС– голосит, отголосок, голосок, голосочек, голосистый, голосище, проголосил, заголосила, голосистенький, голосовать

- Поднимите руку те, кто придумали до 5 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали. (1-2 ученика). Вы получаете зелёный жетон.

- Поднимите руку, кто придумал от 5 до 7 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали (1-2 ученика). Вы получаете жёлтый жетон.

- Кто придумал более 7 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали. Вы получаете красный жетон.

3. Следующее задание – отгадывание шарад. (Напомню, что шарада– это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами) - - По ходу чтения шарады записывайте те слова, которые вам будут нужны и
отмечайте в них указанные морфемы.

1. В спискевы мой обнаружите корень. Суффикс в собраниивстретите вскоре. В слове рассказвы приставку найдёте В целом – ко мне на урок попадёте. (расписание)

2. Корень мой находится в цене, В очеркенайди приставку мне. Суффикс мой в тетрадкевы встречали, Всё же – в дневнике я и в журнале. (оценка)

3. Корень тот же, что в слове причина,приставку ищите в слове собрать,суффикс – в строении.Вместе же то, что вы пишите на уроках русского языка, литературы или дома. (сочинение)

V. Подведение итогов.

- Путешествие наше по королевству «Морфемика» подошло к концу. Подведём итоги.

? –Что мы сегодня повторили?

? –Что показалось для вас трудным?

?- Что было интересного на уроке?

- Сосчитайте количество баллов, которое вы заработали.

-Напоминаю:  3 балла

2 балла

1 балл

-У кого 9 баллов и выше–оценка «5»

- От 8 до 6 баллов– оценка «4»

- У кого менее 6 баллов– оценка «3»

- Спасибо вам за работу! Но на этом наше путешествие по княжеству «Морфемика» не заканчивается. Мы продолжим наше знакомство с жителями этого королевства на следующих уроках русского языка.

VI. А сейчас запишите домашнее задание:

Написать сочинение на тему «Что я знаю о морфемике?»

У вас в тетрадях лежат отпечатанные листки с вопросами, на которые вы должны ответить в сочинении по заданной теме:

1. Что такое морфемика?

2. Какие морфемы я знаю?

3. Что я знаю о корне слова?

4. Что мне известно об основе?

5. Мои знания о приставке.

6. Что я знаю о суффиксе?

7. Для чего нужно изучать морфемику?

Ответив на эти вопросы, вы напишите сочинение на тему «Что я знаю о морфемике?»

Аннотация

Урок представляет собой обобщение и систематизацию изученного в 5 классе материала по теме «Морфемика» и проводится в форме путешествия. Так как изучение данного раздела строится с учётом орфографических принципов, основанных на написании корней с чередованием, то такой урок поможет закрепить знания детей о морфемах слова. В ходе урока проверяются знания теории по разделу «Морфемика» (знание терминов и умение правильно писать эти термины), пракические навыки и умения детей: нахождение изученных орфограмм и пунктограмм в тексте, их классификация. На данном занятии присутствуют различные игровые приёмы работы: конструирование слов из морфем, игра «Четвёртое лишнее», разгадывание шарад. Урок имеет огромный воспитательный потенциал, так как предусматривает творческие задания, направленные на формирование языкового чутья и любви к слову.

Наши рекомендации