Социология как наука огюст конт (1798-1857)

Социология как наука Огюст Конт (1798-1857)

Стремился создать науку об обществе, которая могла бы объяснить его законы так, как это делают естественные науки

Доказывал, что общество, как и природа во многом подчинено неизменным законам

При исследовании общества необходимо применять научные методы столь же строгие, как в физике и химии: наблюдение, сравнение, эксперимент

Закон о трех стадиях

Человечество, пытаясь понять мир, проходит три стадии:

• Теологическая – человек вдохновляется религиозными идеями и верит в то, что общественное есть отражение божественного;

• Метафизическая – переходная стадия - (эпоха Ренессанса) человек по прежнему пытается объяснить явления окружающей среды, но делает это с помощью умозрительных заключений, все еще пренебрегая научным методом;

• Позитивная (научная стадия) – в качестве метода познания человек выбирает научный, эмпирический метод.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как другие виды, а значит подчинена определенным законам

Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам

• Общество представляет собой нечто большее, нежели просто действия и интересы его отдельных членов. Эта реальность находится за пределами жизни отдельных людей и не осознается ими

• Однако люди охотно подчиняются социальным фактам, полагая, что действуют по своему усмотрению.

Социальная солидарность

• Солидарность – это феномен способствующий сплочению общества и препятствующий погружению его в хаос.

• Дюркгейм выделил два типа солидарности:

- механическую

- Органическую

Аномия и анализ самоубийств

Аномия – это такое состояние общества, при котором старые нормы и ценности уже перестали существовать, а новые еще не сформировались. Это явление вызывает у многих людей ощущение, что их повседневная жизнь лишена смысла.

• Аномия, согласно, исследованию Э. Дюркгейма, оказывается одним из социальных фактов, влияющих на суицидальное поведение.

• Исследование Дюркгейма показало, что даже такой сугубо личный факт, как самоубийство осуществляется под влиянием социальной среды.

Дюркгейм обнаружил, что некоторые социальные группы больше других проявляют склонность к самоубийству:

• Так например, мужчины склонны к самоубийству чаще женщин, протестанты чаще католиков, богатые чаще, чем бедные, одинокие чаще, чем семейные.

• Так же исследователь заметил, что число самоубийств снижается во время войны и возрастает в период перемен и нестабильности в экономике.

Типы самоубийства

Эгоистическое (связанное с низкой степенью социальной интеграции)

Аномическое (связано с отсутствием социальной регуляции)

Альтруистическое (связанное с чрезмерной социальной интеграцией – летчики-камикадзе)

Фаталистическое (связанное с чрезмерной зарегулированностью)

Коэффициенты самоубийства неодинаковы в разных обществах, но остаются постоянными внутри них по временным параметрам!

Карл Маркс (1818-1883)

• Социальная система представлена в виде общественной формации (пять формаций)

• В основе каждой формации лежит способ производства материальных благ

• Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения

• К производительным силам относятся все имеющиеся у общества ресурсы: человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки. Особое место отводится промышленности;

• Производственные отношения выражаются в различных формах собственности на средства производства.

• Производительные силы и производственные отношения составляют базис любой социальной системы, а такие сферы как право, политика, мораль, наука и религия надстройку;

• В основе общественного прогресса лежит конфликт между развивающимися производительными силами и отстающими производственными отношениями.

Макс Вебер (1864-1920)

• Внимание исследователя должно сосредоточиться не на общественных структурах, а на социальном действии

• Социальные структуры формируются в сложном взаимодействии, складывающимся из отдельных поступков

• Задача социологии расшифровать смысл, кроющийся за этими поступками

Идеальный тип.

• Идеальный тип представляет собой некие аналитические модели, которые можно применять для понимания реальности

• Идеальные типы служат твердо установленной точкой отсчета

Типы социального действия

• Аффективное

• Традиционное

• Ценностно-рациональное

• Целерациональное

Предмет социологии

• общество как целостная система;

• социальные институты;

• социальные общности;

• социальные субъекты (личности);

• социальные явления;

• социальные процессы;

• социальные отношения.

Социология как наука

Это наука:

• о закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем;

• о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества

в определенных исторических условиях.

Социальные законы и их виды

• Социальные законы – относятся к тем закономерностям, которые складываются в естественном ходе событий.

• Эти закономерности прежде всего проявляются в непреднамеренной последовательности действий многих индивидов в социальных ситуациях и непреднамеренных связях между элементами этих ситуаций.

• Виды социальных законов:

- Законы, доказывающие постоянное сосуществование социальных явлений:

«Любое общество независимо от его размеров, стратифицировано»,

«Всякая социализация начинается в первичных группах»,

«Законы, не опирающиеся на моральные установки, не имеют силы».

- Законы, утверждающие функциональную зависимость между социальными явлениями:

«При прочих равных условиях, в периоды, когда существующая культура или/и система социальные отношений переживают быструю трансформацию, внутренние беспорядки усиливаются, и наоборот».

- Законы, утверждающие вероятность связей между явлениями:

«Преступное поведение наиболее вероятно:

А) среди тех, кто не прочно привязан к социальной группе, или к обществу в целом (вследствие неразделяемых норм поведения);

Б) среди мужчин;

Г) среди молодежи;

Д) в городских районах;

Е) среди менее религиозных;

Методы социологии

- Опрос (анкетирование и интервьюирование)

- Анализ документов (качественный и количественный)

- Наблюдение (не включенное и включенное/ скрытое и открытое)

- Эксперимент (лабораторный и полевой)

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ- это объединение людей, в которых создана и сохраняется в течении какого-то времени социальная связь.

Они могут быть устойчивыми и стабильными(классы, партии, нации) или временными(участники митингов, пассажиры рейса)

Общность может состоять из 2-3 людей (малая группа) или быть обширной (нация, конфессия)

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Формальные и неформальные

Первичные и вторичные

Малые, средние, большие

Квазигруппы (толпа, аудитория)

Толпа – значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Для нее характерны:

Общество

- Э.Дюркгейм: общество - надиндивидуальная духовная реальность, основанную на коллективных представлениях.

- М.Вебер: общество - это взаимодействие людей, продукт социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

- К.Маркс: общество - это исторически развивающийся тип отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Общество- Совокупность людей и групп, объединенных исторически сложившимися на основе определенных норм и ценностей формами взаимосвязей и взаимодействия в целях удовлетворения потребностей.

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Общество обладает признаками системы:

- целостностью

- структурностью

- иерархичностью элементов и связей

- функциональностью

- самодостаточностью

- динамизмом

Элементы системы:

¨ - люди, их социальные связи, взаимодействия и отношения

¨ - социальные группы и общности

¨ - социальные институты и организации

¨ - социальные нормы и ценности

ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

-ПОЛИТИЧЕСКАЯ


- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ


- СОЦИАЛЬНАЯ


- ДУХОВНАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Церковь

Исторические типы стратификации:

Классовая система.

Под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Классы в России

ЭЛИТА (1%)

СРЕДНИЙ КЛАСС (20-25 %)


БАЗОВЫЙ СЛОЙ (60%)

НИЗШИЙ КЛАСС

СРЕДНИЙ КЛАСС- «В государстве три класса есть: во-первых, богачи, для города от них нет пользы, им бы лишь для себя побольше. Но опасны и бедняки и чернь, когда свое с угрозою подъемлют на имущих отравленное жало, подговорам послушная витий. Лишь средний класс для города опора; он законам покорствует и власти».

Еврипид

420 г. до н.э.

Субъективный подход:

Комбинированный подход:

Связан с комплексным применением традиционных вышеперечисленных критериев выделения среднего класса

СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИИ

По оценке Института современного развития, в 2013 году, как и ранее в 2008 году, к классическому среднему классу развитых стран, возможно отнести только 7 % россиян. Критерии для данной оценки приняты как совокупность постоянного месячного дохода на каждого члена семьи в эквиваленте 2–2,5 тысячи долларов, не менее 40 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи и 2–3 легковые машины на семью.

Постиндустриальное общество

Широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество»

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

Глобализация

ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Факторы развития личности.

1. Наследственность

2. Среда

3. Воспитание

Личность в социологии

Социолог Р. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности:

Нормативная личность – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это «идеал» личности данной культуры.

ЛИЧНОСТЬ И ОТКЛОНЕНИЯ

Чем более нестабильным становится общество (например, в переходные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.

В кризисные моменты в любом сообществе возникают аномии и количество девиаций (это понятие индивидуальных социальных отклонений ввел Э. Дюркгейм) заметно увеличивается.

Девиантное поведение бывает двух видов:

¨ Культурно одобряемое J

¨ Культурно осуждаемое L

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Р. Мертон, который тоже изучал аномию, разработал свою систему классификации отклоняющегося поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ.

¨ Если личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, она осуществляет конформную

¨ (приспособленческую) модель адаптации.

Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами.

Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но тем не менее соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции.

¨ Эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам.

И, наконец, бунт, мятеж является такой формой отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда общепризнанные цели и средства воспринимаются личностью весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно, превратно).

Социальные статусы и роли.

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик»,но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них просто индивид.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный

и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором(это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

Главным статусомименуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью - учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Люди переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому, что слились со своей главной ролью (главным статусом)

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное — дистанционированием от роли.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство — пешеход, пациент, покупатель— являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «я». Их потеря переживается особенно глубоко — как внутренняя трагедия.

Обучение ролям.

Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени,

удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Принцип проигрывания ролей используется и в терапевтических практиках, связанных с преодолением ролевых конфликтов.

Социальный институт –это

• Исторически сложившийся способ организации совместной деятельности людей;

· Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Например, институт семьи включает в себя:

1. совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства);

Семейные

Экономические

Политические

Образовательные

Религиозные

Медицина

Наука

Процесс институциализации

Институционализация- процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. принятие и практическое применение норм и правил, процедур;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

Идеология

Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет:

как люди должны относиться к тому или иному действию;

почему они должны действовать определенным образом;

Социализирующая функция.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества.

Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом, который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей.

Взаимосвязи между институтами.

Функции института семьи

Репродуктивная функция

Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов.

При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации.

Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов.

Функция социализации

Статусная функция

Защитная функция

Экономическая функция

Формы семьи

Нуклеарная

Расширенная

Формы брака

Моногамия

Полигамия (полигиния или полиандрия)

Типы властных структур

Патриархальная

Матриархальная

Эгалитарная

Предпочитаемый партнер

Экзогамия

Эндогамия

Брак в советском союзе

Советская эпоха наполнила понятие брака своим смысловым содержанием.

Государство разрушило религиозную основу брака, но, вместе с тем, идеологически и законодательно пыталось поддерживать стабильность института брака.

Брак по любви (в понятие любовь вкладывалось морально-нравственное содержание) стал нормой брачного поведения советских людей. Была сконструирована новая, «советская» ритуализация процедуры заключения брака. В 1944-1969 гг. процедура расторжения брака была относительно сложной: брак расторгался только в случае признания судом необходимости его прекращения, делам о разводе стала придаваться огласка.

1934-1954 запрет на аборты

1941-1992 налог на бездетность

Брак по любви или по расчету

Противоречие между языческой традицией и христианским подходом к определению сущности брака сформировало в сознании народа внутренний конфликт. Сущность данного конфликта заключалась в восприятии брака одновременно и как таинства, и как договора. Отсюда в современном сознании существует бинарное восприятие брака: «брак по любви» и «брак по расчету».

Брак после распада СССР

В последнее десятилетие XX в. произошел новый трансформационный сдвиг в брачном поведении россиян.

В конце 80-х - середине 90-х годов увеличилось число нерегистрируемых сожительств и невмешательства институтов государства и церкви в межличностные отношения сексуальных партнеров, предоставляющих личности большую свободу и меньшую ответственность.

Семейный кодекс Российской Федерации, максимально облегчает, процедуру развода(согласно статистике распадается каждый второй брак).

Брачный договор в России

В середине 1990-х годов, когда показатели разводимости достигли своего первого пикового значения, была введена система брачного договора.

В статье 40 Семейного кодекса РФ, принятого Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г., говорится, что

«брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения».

Как показывают данные исследований, почти половина жителей Москвы (48%) воспринимают саму идею заключения брачного договора позитивно.

Брачный договор в России

Чаще она импонирует молодежи, особенно в возрасте 25-34 лет (76,1%);

Обеспеченным людям (76,2%);

В большей степени предпочтение ей отдают мужчины, нежели женщины (53,7% и 44,7%, соответственно).

Особый интерес брачный контракт вызывает у тех, кто фактически имеет семью, но не зарегистрировал свои отношения по закону - среди респондентов, состоящих в гражданском браке, положительное отношение к брачному контракту выразили 86,4%. Это вдвое выше аналогичного показателя среди тех, кто уже официально женат/замужем (43,1%)

Что касается людей, имеющих в своем жизненном багаже опыт развода, то среди них положительно к брачному контракту относятся 72%.

Справедливости ради надо отметить, что наше законодательство не копирует западную систему брачного договора.

В странах Северной Америки и Западной Европы брачный договор и брак - это по сути одно и то же. Брачный договор в этих странах помимо имущественных может содержать любые другие условия, например, условия о выборе места жительства супругов, времени рождения ребенка, воспитании детей и т.п.

Напротив, российское право, начиная со средних веков и до настоящего времени, делает акцент исключительно на имущественный характер.

Вторая сторона семейной жизни, которая, по мнению опрошенных, также может являться предметом урегулирования в рамках брачного договора - дети.

39,4% указали, что брачный договор должен предусматривать пункты, обеспечивающие права детей. Чаще других о необходимости внесения в договор этого пункта говорили респонденты, пережившие развод и на практике сталкивавшиеся с проблемой «раздела детей» (64,7%).

Остальные сферы семейных взаимоотношений в брачный договор «вписали» значительно меньшее число опрошенных, ответивших на вопрос о его возможном содержании: распределение обязанностей в семье - 7,5%; гарантии супружеской верности - 2,9%.

Тот интерес к брачному договору, который респонденты, особенно молодые, проявили в ходе опроса, носит на сегодняшний день чисто «теоретический» характер, применять эту форму отношений в реальной жизненной практике люди пока не спешат. Среди опрошенных москвичей только 1,6% заявили, что они имеют личный опыт заключения брачного договора. Большинство же по-прежнему склоняются к традиционным формам брачных отношений, не прибегали и не хотели бы впредь прибегать к договорным отношениям со своими супругами. Но постепенно брачный договор все же прокладывает себе дорогу на российском семейно-брачном пространстве. Уже сегодня число тех, кто выражает желание в перспективе заключить брачный договор, среди москвичей достигло 21,4%.

Социология как наука Огюст Конт (1798-1857)

Стремился создать науку об обществе, которая могла бы объяснить его законы так, как это делают естественные науки

Доказывал, что общество, как и природа во многом подчинено неизменным законам

При исследовании общества необходимо применять научные методы столь же строгие, как в физике и химии: наблюдение, сравнение, эксперимент

Закон о трех стадиях

Человечество, пытаясь понять мир, проходит три стадии:

• Теологическая – человек вдохновляется религиозными идеями и верит в то, что общественное есть отражение божественного;

• Метафизическая – переходная стадия - (эпоха Ренессанса) человек по прежнему пытается объяснить явления окружающей среды, но делает это с помощью умозрительных заключений, все еще пренебрегая научным методом;

• Позитивная (научная стадия) – в качестве метода познания человек выбирает научный, эмпирический метод.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как другие виды, а значит подчинена определенным законам

Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам

• Общество представляет собой нечто большее, нежели просто действия и интересы его отдельных членов. Эта реальность находится за пределами жизни отдельных людей и не осознается ими

• Однако люди охотно подчиняются социальным фактам, полагая, что действуют по своему усмотрению.

Социальная солидарность

• Солидарность – это феномен способствующий сплочению общества и препятствующий погружению его в хаос.

• Дюркгейм выделил два типа солидарности:

- механическую

- Органическую

Аномия и анализ самоубийств

Аномия – это такое состояние общества, при котором старые нормы и ценности уже перестали существовать, а новые еще не сформировались. Это явление вызывает у многих людей ощущение, что их повседневная жизнь лишена смысла.

• Аномия, согласно, исследованию Э. Дюркгейма, оказывается одним из социальных фактов, влияющих на суицидальное поведение.

• Исследование Дюркгейма показало, что даже такой сугубо личный факт, как самоубийство осуществляется под влиянием социальной среды.

Дюркгейм обнаружил, что некоторые социальные группы больше других проявляют склонность к самоубийству:

• Так например, мужчины склонны к самоубийству чаще женщин, протестанты чаще католиков, богатые чаще, чем бедные, одинокие чаще, чем семейные.

• Так же исследователь заметил, что число самоубийств снижается во время войны и возрастает в период перемен и нестабильности в экономике.

Типы самоубийства

Эгоистическое (связанное с низкой степенью социальной интеграции)

Аномическое (связано с отсутствием социальной регуляции)

Альтруистическое (связанное с чрезмерной социальной интеграцией – летчики-камикадзе)

Фаталистическое (связанное с чрезмерной зарегулированностью)

Коэффициенты самоубийства неодинаковы в разных обществах, но остаются постоянными внутри них по временным параметрам!

Карл Маркс (1818-1883)

• Социальная система представлена в виде общественной формации (пять формаций)

• В основе каждой формации лежит способ производства материальных благ

• Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения

• К производительным силам относятся все имеющиеся у общества ресурсы: человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки. Особое место отводится промышленности;

• Производственные отношения выражаются в различных формах собственности на средства производства.

• Производительные силы и производственные отношения составляют базис любой социальной системы, а такие сферы как право, политика, мораль, наука и религия надстройку;

• В основе общественного прогресса лежит конфликт между развивающимися производительными силами и отстающими производственными отношениями.

Макс Вебер (1864-1920)

• Внимание исследователя должно сосредоточиться не на общественных структурах, а на социальном действии

• Социальные структуры формируются в сложном взаимодействии, складывающимся из отдельных поступков

• Задача социологии расшифровать смысл, кроющийся за этими поступками

Идеальный тип.

• Идеальный тип представляет собой некие аналитические модели, которые можно применять для понимания реальности

• Идеальные типы служат твердо установленной точкой отсчета

Типы социального действия

• Аффективное

• Традиционное

• Ценностно-рациональное

• Целерациональное

Предмет социологии

• общество как целостная система;

• социальные институты;

• социальные общности;

• социальные субъекты (личности);

• социальные явления;

• социальные процессы;

• социальные отношения.

Социология как наука

Это наука:

• о закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем;

• о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества

в определенных исторических условиях.

Наши рекомендации