Тема №2. Смысловые типы речи.

Основные особенности описания, повествования, рассуждения. Цели смысловых типов речи. Определение ведущего типа речи и определение элементов других типов речи.

Практическое занятие: тестовое задание по определению стиля и типа речи текстов. Обоснование своего выбора.

Тема №3. Основная мысль текста-рассуждения.

Тема текста и его основная мысль (тезис). «Новое» в тексте. Связь доводов с основной мыслью.

Индуктивный и дедуктивный ход доказательств. Метафорическая форма предъявления основной мысли или проблемы.

Тема №4. Приемы логического разворачивания основной мысли текста.

Логическая схема текста. Смысловая целостность текста и связь всех его частей.

Практическое занятие.Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Тест.

Тема №5. Языковые средства, обеспечивающие связность текста:

· виды связи между предложениями;

· средства выражения межфразовой связи.

Понятие микротемы. Цепная, параллельная и смешанная связь. Смысловые отношения между предложениями в микротеме. Средства выражения межфразовой связи.

Тема №6. Анализ композиции научного и публицистического текстов.

Функции композиции текста. Традиционные композиционные части и их цели. Различные темпы развития темы.

Тема №7. Специальные средства выразительности: тропы и риторические фигуры. Оценочные слова и речевые клише.

Занятие – семинар. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Использование тропов и риторических фигур при описании и в рассуждении.

Занятие – семинар. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.

Цель комплексного анализа текста.План комплексного анализа текста.

Практическое занятие. Написание рецензии на научный и публицистический тексты.

Итоговое занятие - практикум. Анализ текстов ученических рецензий.

Виды тропов и риторических фигур. Общие средства выразительности.Оценочные слова и речевые клише.

Приложение №1

Разработка занятия элективного курса «Анализ текста и написание рецензии»:

ТЕМА: «Основная мысль текста-рассуждения».

Цели: - обобщить и актуализировать теоретический материал по теме «Стили и типы речи»;

- сформировать умение находить в тексте-рассуждении тему и основную мысль, определять её художественную, эстетическую и философскую роль;

- закрепить умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать текст; делать анализ текста;

- воспитание активной жизненной позиции и умения отстаивать свою точку зрения

- развитие навыков творческого труда.

Рабочие материалы: карточки, текст, рекомендации «Как определить основную мысль текста».

Оборудование: магнитофон, диск с записями музыкальных произведений.

Оформление доски: термины, таблицы со схемы №1 и №2.

На доске написано: Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

На доске закреплены таблички:

Схема №1

Основная мысль текста

О чем говорится Что говорится об этом

в тексте (тема) предмете («новое»)

Схема №2

Обобщенная схематекста-рассуждения

Основная мысль (тезис): О чем говорится Что говорится
так как так как так как
1 довод 2 довод 3 довод
Иллюстрация (примеры) Иллюстрация (примеры) Иллюстрация (примеры)
поэтому поэтому поэтому
Вывод автора

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

При подготовке к экзамену, в реальной жизни человек сталкивается с необходимостью уметь рецензировать текст, особенно преподносимый в средствах массовой информации, находить основную мысль текста, как это не банально звучит, но иметь свою точку зрения, не дать себя обмануть и ввести в заблуждение – это очень актуальный навык в современном мире.

Знать, как «изобретается» текст, как он создается, какие каноны, механизмы используются, - необходимо, но очень важно и самому научиться создавать текст. Мы с вами исследуем результаты авторской работы на этапах «изобретения». И прежде всего целью нашей аналитической деятельности является умение применять свои навыки в жизни, в профессиональной деятельности, а затем успешное написание рецензии на ЕГЭ. Написание рецензии (письменного критического разбора какого-либо произведения) – творческая работа, выполняя которую нужно уметь четко мыслить, подбирать аргументы, выбирать соответствующее композиционное решение, применять риторические и общие средства выразительности.

На прошлых занятиях курса мы обобщили знания о типах и стилях речи (краткий фронтальный опрос учащихся по данной теме), сегодня поговорим об основной мысли текста. Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную автором, мы, прежде всего, должны определить тему текста и его основную мысль, так как именно она определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме (как будет раскрываться тема).

2. Работа со схемой №1, представленной на доске, объяснение темы и ремы («новое») текста.

3. Знакомство с рекомендациями.(Начало)

1. Основная мысль должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чем), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении. Если в тезисе все-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить словами в прямом значении.

4. Устная тренировочная работа по карточкам в парах.

Учащиеся знакомятся со своим текстом, читают его вслух, им необходимо определить основную мысль микротекста и доказать свой ответ.

Карточка №1.

Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места паломничества туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.

Предполагаемый ответ ученика: - Места паломничества туристов в Лондоне расположены компактно – это «новое», что мы узнали из текста.

Карточка №2.

Примерно 25% регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа могли бы прожить на 10, 15, а то и на 20 лет дольше.

Предполагаемый ответ ученика: 25% регулярных курильщиков могли бы прожить дольше – основная мысль текста очень актуальна для нашего поколения.

Карточка №3.

Все гуляющие по набережной вдруг увидели несущееся низко над водой, громадное серое облако, которое вскоре окутало всех людей, и только тогда стало ясно, что это огромная стая стрекоз.

Предполагаемый ответ ученика: - в этом тексте использованы слова в переносном значении «громадное серое облако», но затем дано объяснение, поэтому мы можем определить основную мысль: «Все гуляющие увидели стаю стрекоз». Согласно рекомендациям при формулировке основной мысли не желательно использовать слова в переносном значении, сравнения, метафоры.

Карточка №4.

В одно мгновение все кругом волшебным образом переменилось: дети с восхищением смотрели, как солнце просвечивает сквозь слюдяные крылышки стрекоз, как радужно мерцает воздух, как на лицах гуляющих играют крошечные радуги, солнечные зайчики, искорки.

Предполагаемый ответ ученика: - данный текст связан с предыдущим одной темой, поэтому мы можем выразить основную мысль таким образом: «все волшебно переменилось»

Карточка №5.

Опасней всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде обрушилось 8000 камней, общим весом 4 тонны.

Предполагаемый ответ ученика: - Метеоритный дождь бывает очень интенсивным и опасным – это основная мысль.

5. Знакомство с рекомендациями(Продолжение)

3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его рему.

4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нем свое развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет новую грань основной мысли.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

Работа со схемой №2.

Анализ текста.

Текст.

Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!

«Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше»,- писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель.

«Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен.

Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».

Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!»

Как точно определил поэт назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.

Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. ( по Д. Кабалевскому)

Вопросы:

1. В каком стиле написан текст? Какой тип речи использовал автор? Обоснуйте свое мнение.

2. Найдите основную мысль (тезис) текста. Докажите свое мнение.

3. Какие доводы помогают раскрыть основную мысль в тексте?

4. В какой части текста представлена основная мысль? Заявлена ли она в начале текста? Докажите.

5. Составьте схему данного текста, опираясь на схему №2

Относится к музыке как к развлечению - это огромное заблуждение
так как так как так как так как
Музыка делает людей лучше Музыка высекает огонь из сердец Музыка приносит людям утешение Музыка пробуждает чувства добрые
Музыка – могучее средство духовного обогащения

8. Знакомство с рекомендациями(Окончание)

5. Часто основная мысль предъявляется в начале текста-рассуждения, затем она раскрывается (доказывается) с помощью доводов.

В заключении (выводе) она звучит ещё раз в более широком и проблемном варианте. Такой ход доказательств называется дедуктивным.

Однако текст может быть построен и по другой, индуктивной, схеме, в которой есть два варианта:

а) сначала ставится проблема, затем приводятся примеры и звучат доводы , в заключении текста предъявляется основная мысль;

б) сразу даются примеры и доводы, а затем, в конце формулируется основная мысль и, Возможно, проблема, поднимаемая, автором.

6. В тексте-рассуждении наряду с достаточно ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы, иногда спорной по своему характеру. Её формулировка часто содержит образные и оценочные слова. Проблема может предъявляться в любой части текста, а может и отсутствовать – тогда ее формулирует читатель ( это особый авторский прием привлечения внимания читателя).

9. Продолжение анализ текста.

Вопросы:

1. Какую новую информацию вы получили из этого текста?

2. Согласны ли вы, что схема сделана правильно? Совпадает ли она со схемой №2? Возможны ли варианты схемы?

3. По индуктивному или дедуктивному методу идет ход доказательств?

4. Какая проблема поднимается в этом тексте?

10. Прослушивание музыкальных отрывков (Вивальди «Зима»,

П. И. Чайковский «Печальная песня»)

Беседа с классом о музыкальной теме данных произведений.

11. Домашнее задание написать отзыв или рецензию на текст

Д. Кабалевского.

Список использованной литературы

1. Борисова И. К, Купина Н. А., Матвеева Т. В. Основы сти­листики, культуры речи и риторики: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Екатеринбург: УрГУ, 1995.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: МарТ, 2000.

3. Капинос В. И., Гостеева Ю. А. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Министерство образования РФ —М.: центр тестирования Минобразования России, 2002.

4. Капинос В. И. (рук.), Львова С. И., Пучкова Л. И. и др.Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Русский язык. Министерство образования РФ. 2-е изд. М.: Просвещение, 2003.

5. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература для школьников стар­ших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие.3-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2001.

6. Лосева Л. М. Как строится текст: Пособие для учителей /Под ред. Солганика Г. Я. М.: Просвещение, 1980.

7. Майданоба Л. М., Лазарева Э.А. Практическая стилистика жанров СМИ: Репортаж, корреспонденция, рецензия, радиообзор печати, реклама: Учебное пособие. Ека­теринбург: УрГУ, 1996.

8. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001

9. Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Как писать изложения, конспекты, рефераты. М.: ЮНВЕС, 2001.

10. Михальская А. К. Основы риторики. 10—11 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001

11. Михайлова О. А., Голомидова М. В. Шаги к искусной речи: Учебное пособие. Пермь,2003.

12. Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учеб­ник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд., сте­реотип. М.: Дрофа, 2001.

13. Пахнова Т. М. Русский язык: сборник текстов для прове­дения устного экзамена по русскому языку за курс сред­ней школы: 11 кл. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001.

14. Риторика: 8 кл.: Учебное пособие для общеобразователь­ных школ. В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. Ладыженской Т. А.Изд. дом «С-инфо», Изд-во «Баллас ЛТД», 1998.

15. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб.: Ин-т образования взрослых совместно с «Тускарора», 1994.

.16. Францман Е. К. Изложении с элементами сочинения: 5—9кл.: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2001.

17. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лек­ций, словарь риторических приемов / Отв. ред. Ширяе­ва Е. Н. 2-е изд, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Фе­никс, 1999.

Наши рекомендации