Тема №2. Смысловые типы речи.
Основные особенности описания, повествования, рассуждения. Цели смысловых типов речи. Определение ведущего типа речи и определение элементов других типов речи.
Практическое занятие: тестовое задание по определению стиля и типа речи текстов. Обоснование своего выбора.
Тема №3. Основная мысль текста-рассуждения.
Тема текста и его основная мысль (тезис). «Новое» в тексте. Связь доводов с основной мыслью.
Индуктивный и дедуктивный ход доказательств. Метафорическая форма предъявления основной мысли или проблемы.
Тема №4. Приемы логического разворачивания основной мысли текста.
Логическая схема текста. Смысловая целостность текста и связь всех его частей.
Практическое занятие.Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Тест.
Тема №5. Языковые средства, обеспечивающие связность текста:
· виды связи между предложениями;
· средства выражения межфразовой связи.
Понятие микротемы. Цепная, параллельная и смешанная связь. Смысловые отношения между предложениями в микротеме. Средства выражения межфразовой связи.
Тема №6. Анализ композиции научного и публицистического текстов.
Функции композиции текста. Традиционные композиционные части и их цели. Различные темпы развития темы.
Тема №7. Специальные средства выразительности: тропы и риторические фигуры. Оценочные слова и речевые клише.
Занятие – семинар. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Использование тропов и риторических фигур при описании и в рассуждении.
Занятие – семинар. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.
Цель комплексного анализа текста.План комплексного анализа текста.
Практическое занятие. Написание рецензии на научный и публицистический тексты.
Итоговое занятие - практикум. Анализ текстов ученических рецензий.
Виды тропов и риторических фигур. Общие средства выразительности.Оценочные слова и речевые клише.
Приложение №1
Разработка занятия элективного курса «Анализ текста и написание рецензии»:
ТЕМА: «Основная мысль текста-рассуждения».
Цели: - обобщить и актуализировать теоретический материал по теме «Стили и типы речи»;
- сформировать умение находить в тексте-рассуждении тему и основную мысль, определять её художественную, эстетическую и философскую роль;
- закрепить умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать текст; делать анализ текста;
- воспитание активной жизненной позиции и умения отстаивать свою точку зрения
- развитие навыков творческого труда.
Рабочие материалы: карточки, текст, рекомендации «Как определить основную мысль текста».
Оборудование: магнитофон, диск с записями музыкальных произведений.
Оформление доски: термины, таблицы со схемы №1 и №2.
На доске написано: Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.
На доске закреплены таблички:
Схема №1
Основная мысль текста
О чем говорится Что говорится об этом
в тексте (тема) предмете («новое»)
Схема №2
Обобщенная схематекста-рассуждения
Основная мысль (тезис): О чем говорится Что говорится |
так как | так как | так как |
1 довод | 2 довод | 3 довод |
Иллюстрация (примеры) | Иллюстрация (примеры) | Иллюстрация (примеры) |
поэтому | поэтому | поэтому |
Вывод автора |
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
При подготовке к экзамену, в реальной жизни человек сталкивается с необходимостью уметь рецензировать текст, особенно преподносимый в средствах массовой информации, находить основную мысль текста, как это не банально звучит, но иметь свою точку зрения, не дать себя обмануть и ввести в заблуждение – это очень актуальный навык в современном мире.
Знать, как «изобретается» текст, как он создается, какие каноны, механизмы используются, - необходимо, но очень важно и самому научиться создавать текст. Мы с вами исследуем результаты авторской работы на этапах «изобретения». И прежде всего целью нашей аналитической деятельности является умение применять свои навыки в жизни, в профессиональной деятельности, а затем успешное написание рецензии на ЕГЭ. Написание рецензии (письменного критического разбора какого-либо произведения) – творческая работа, выполняя которую нужно уметь четко мыслить, подбирать аргументы, выбирать соответствующее композиционное решение, применять риторические и общие средства выразительности.
На прошлых занятиях курса мы обобщили знания о типах и стилях речи (краткий фронтальный опрос учащихся по данной теме), сегодня поговорим об основной мысли текста. Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную автором, мы, прежде всего, должны определить тему текста и его основную мысль, так как именно она определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме (как будет раскрываться тема).
2. Работа со схемой №1, представленной на доске, объяснение темы и ремы («новое») текста.
3. Знакомство с рекомендациями.(Начало)
1. Основная мысль должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чем), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.
Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!
2. Удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении. Если в тезисе все-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить словами в прямом значении.
4. Устная тренировочная работа по карточкам в парах.
Учащиеся знакомятся со своим текстом, читают его вслух, им необходимо определить основную мысль микротекста и доказать свой ответ.
Карточка №1.
Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места паломничества туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.
Предполагаемый ответ ученика: - Места паломничества туристов в Лондоне расположены компактно – это «новое», что мы узнали из текста.
Карточка №2.
Примерно 25% регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа могли бы прожить на 10, 15, а то и на 20 лет дольше.
Предполагаемый ответ ученика: 25% регулярных курильщиков могли бы прожить дольше – основная мысль текста очень актуальна для нашего поколения.
Карточка №3.
Все гуляющие по набережной вдруг увидели несущееся низко над водой, громадное серое облако, которое вскоре окутало всех людей, и только тогда стало ясно, что это огромная стая стрекоз.
Предполагаемый ответ ученика: - в этом тексте использованы слова в переносном значении «громадное серое облако», но затем дано объяснение, поэтому мы можем определить основную мысль: «Все гуляющие увидели стаю стрекоз». Согласно рекомендациям при формулировке основной мысли не желательно использовать слова в переносном значении, сравнения, метафоры.
Карточка №4.
В одно мгновение все кругом волшебным образом переменилось: дети с восхищением смотрели, как солнце просвечивает сквозь слюдяные крылышки стрекоз, как радужно мерцает воздух, как на лицах гуляющих играют крошечные радуги, солнечные зайчики, искорки.
Предполагаемый ответ ученика: - данный текст связан с предыдущим одной темой, поэтому мы можем выразить основную мысль таким образом: «все волшебно переменилось»
Карточка №5.
Опасней всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде обрушилось 8000 камней, общим весом 4 тонны.
Предполагаемый ответ ученика: - Метеоритный дождь бывает очень интенсивным и опасным – это основная мысль.
5. Знакомство с рекомендациями(Продолжение)
3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его рему.
4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нем свое развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет новую грань основной мысли.
Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.
Работа со схемой №2.
Анализ текста.
Текст.
Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!
«Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше»,- писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель.
«Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен.
Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».
Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!»
Как точно определил поэт назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.
Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. ( по Д. Кабалевскому)
Вопросы:
1. В каком стиле написан текст? Какой тип речи использовал автор? Обоснуйте свое мнение.
2. Найдите основную мысль (тезис) текста. Докажите свое мнение.
3. Какие доводы помогают раскрыть основную мысль в тексте?
4. В какой части текста представлена основная мысль? Заявлена ли она в начале текста? Докажите.
5. Составьте схему данного текста, опираясь на схему №2
Относится к музыке как к развлечению - это огромное заблуждение |
так как | так как | так как | так как |
Музыка делает людей лучше | Музыка высекает огонь из сердец | Музыка приносит людям утешение | Музыка пробуждает чувства добрые |
Музыка – могучее средство духовного обогащения |
8. Знакомство с рекомендациями(Окончание)
5. Часто основная мысль предъявляется в начале текста-рассуждения, затем она раскрывается (доказывается) с помощью доводов.
В заключении (выводе) она звучит ещё раз в более широком и проблемном варианте. Такой ход доказательств называется дедуктивным.
Однако текст может быть построен и по другой, индуктивной, схеме, в которой есть два варианта:
а) сначала ставится проблема, затем приводятся примеры и звучат доводы , в заключении текста предъявляется основная мысль;
б) сразу даются примеры и доводы, а затем, в конце формулируется основная мысль и, Возможно, проблема, поднимаемая, автором.
6. В тексте-рассуждении наряду с достаточно ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы, иногда спорной по своему характеру. Её формулировка часто содержит образные и оценочные слова. Проблема может предъявляться в любой части текста, а может и отсутствовать – тогда ее формулирует читатель ( это особый авторский прием привлечения внимания читателя).
9. Продолжение анализ текста.
Вопросы:
1. Какую новую информацию вы получили из этого текста?
2. Согласны ли вы, что схема сделана правильно? Совпадает ли она со схемой №2? Возможны ли варианты схемы?
3. По индуктивному или дедуктивному методу идет ход доказательств?
4. Какая проблема поднимается в этом тексте?
10. Прослушивание музыкальных отрывков (Вивальди «Зима»,
П. И. Чайковский «Печальная песня»)
Беседа с классом о музыкальной теме данных произведений.
11. Домашнее задание написать отзыв или рецензию на текст
Д. Кабалевского.
Список использованной литературы
1. Борисова И. К, Купина Н. А., Матвеева Т. В. Основы стилистики, культуры речи и риторики: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Екатеринбург: УрГУ, 1995.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: МарТ, 2000.
3. Капинос В. И., Гостеева Ю. А. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Министерство образования РФ —М.: центр тестирования Минобразования России, 2002.
4. Капинос В. И. (рук.), Львова С. И., Пучкова Л. И. и др.Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Русский язык. Министерство образования РФ. 2-е изд. М.: Просвещение, 2003.
5. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие.3-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2001.
6. Лосева Л. М. Как строится текст: Пособие для учителей /Под ред. Солганика Г. Я. М.: Просвещение, 1980.
7. Майданоба Л. М., Лазарева Э.А. Практическая стилистика жанров СМИ: Репортаж, корреспонденция, рецензия, радиообзор печати, реклама: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1996.
8. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
9. Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Как писать изложения, конспекты, рефераты. М.: ЮНВЕС, 2001.
10. Михальская А. К. Основы риторики. 10—11 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001
11. Михайлова О. А., Голомидова М. В. Шаги к искусной речи: Учебное пособие. Пермь,2003.
12. Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001.
13. Пахнова Т. М. Русский язык: сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы: 11 кл. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001.
14. Риторика: 8 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных школ. В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. Ладыженской Т. А.Изд. дом «С-инфо», Изд-во «Баллас ЛТД», 1998.
15. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб.: Ин-т образования взрослых совместно с «Тускарора», 1994.
.16. Францман Е. К. Изложении с элементами сочинения: 5—9кл.: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2001.
17. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций, словарь риторических приемов / Отв. ред. Ширяева Е. Н. 2-е изд, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.