Лабораторная работа № 8 (2 ч.)

Словообразовательные особенности русского текста

Цель лингвистического анализа текста в целом – выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание произведения. Подобный анализ в пределах одного лингвистического курса (в данном случае – «Морфемика, морфонология и словообразование») представляется затруднительным. Поэтому в рамках данной лабораторной работы предлагается выполнить частичный, фрагментарный лингвистический анализ, основная цель которого – выявление словообразовательных средств, представленных в текстах разных стилей.

Задание:сделайте анализ стихотворного текста А.С. Пушкина «Зимний вечер», выявив: мотивирующие единицы для всех мотивированных слов текста; отличие морфемной структуры словоформ лачужка, подружка и кружка; характерные словообразовательные особенности данного стиля текста; словообразовательные средства, при помощи которых в тексте раскрывается тема тоскливой монотонности (привести примеры производных слов); словоформы с суффиксами эмоциональной оценки.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2001. – С. 29 (словообразовательные особенности разговорного стиля), с. 33-34 (словообразовательные особенности художественного стиля), с. 37, 39 (словообразовательные особенности научного стиля), с. 49-50 (словообразовательные особенности публицистического стиля), с. 59 (словообразовательные особенности официально-делового стиля).

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.

3. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 2004. – С. 111-116.

4. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста: Учеб. пособие. - М., 1980. – С. 46-50 (параграф «Основные типы образных слов»).

Темы сообщений

и рекомендуемая литература к ним

Вопрос о степени членимости основы слова

Рекомендуемая литература:

1. Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973. – С.44-48.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 194-195.

3. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М., 1996. – 686 - 688.

Заимствованная современная русская лексика и особенности ее членения

Рекомендуемая литература:

1. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992. – С. 125-129.

2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для внеклас. чтения. – М.,1987. - С. 82-99.

3. Саляхова А.Ш. Ультра-, сверх-, супер- в русском языке // РЯШ. – 1984. - № 3.

4. Бас Л.К. Слова с приставкой ре- в русском языке // РЯШ. – 1980. - № 4.

5. Рацибурская Л.В. Морфемный статус единичных частей слов // РЯШ. – 2002. – № 1.

3. Морфонологические модели и семантические образцы в рамках словообразовательного типа

Рекомендуемая литература:

1. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1984. – С.138-143.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 354-355.

3. Евсеева И.В. Комплексные единицы русского словообразования: когнитивный подход. – М., 2012. - С. 52.

Интерфикс – это морфема?

Рекомендуемая литература:

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1973. – С.77-168.

2. Евсеева И.В. Интерфиксация как морфонологическое явление: Метод. разработка по курсу современного русского языка. – Красноярск, 2004.

3. Чурганова В.Г. Очерк русской морфонологии. – М., 1973. – С. 33-40, 222-237.

4. Антипов А.Г. Русская диалектная морфонология: проблемы описания. – Кемерово, 1997. – С. 18-29.

5. Словообразовательная синонимия

Рекомендуемая литература:

1. Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров). – Кемерово, 1994. – С. 110-157.

2. Балалыкина Э.А., Николаев Г.А. Русское словообразование. – Казань, 1985. – С. 162-169.

3. Ермакова О.П. Синонимия производных слов с одинаковой словообразовательной структурой // РЯШ. – 1977. - №1.

4. Новиков Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. – СПб., 2001.- С. 367-370.

5. Шумилов Н.Ф. Из наблюдений над однокоренными синонимами в современном русском языке // РЯШ. – 1963. - №3.

6. Словообразовательная антонимия

Рекомендуемая литература:

1. Балалыкина Э.А., Николаев Г.А. Русское словообразование. – Казань, 1985. – С. 169-175.

2. Тихонов А.Н., Саидова С.М. Антонимия лексическая и антонимия словообразовательная // РЯШ. – 1980. - №4.

7. Словообразовательная омонимия

Рекомендуемая литература:

1. Балалыкина Э.А., Николаев Г.А. Русское словообразование. – Казань, 1985. – С. 154-161.

2. Гриб Р.Т. Омонимия собственно диалектной и общенародной лексики, обусловленная особенностями словообразования // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка: Сборник научных трудов. – Свердловск, 1991.- С. 48-54.

3. Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М., 1970.-С. 57-63.

4. Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия.- М., 1980.

5. Тихонов А.Н. Словообразовательные омонимы в русском языке // РЯШ.- 1971.- №1.

8. Специфика способов окказионального словообразования

Рекомендуемая литература:

1. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992. – С. 180-198.

2. Языковые процессы современной русской художественной литературы. – М., 1977. – С. 78 – 127.

3. Попова Т.В. Неология и неография современного русского языка: Учеб. пособие. – М., 2005. – С. 52-71.

4. Крысин Л.П., Ю Хак Су. О словообразовательных возможностях иноязычных неологизмов // Филологические науки. –1998.- №3.

5. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. – М., 1996. – С. 25-100.

6. Улуханов И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы // Вопросы языкознания. – 1984. - №1.

7. Ханпира Эр. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании // Вопросы слово- и формообразования в индоевропейских языках. – Томск, 1988. – С.153-166.

9. Детские новообразования

Рекомендуемая литература:

Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи // РЯШ. – 1993. - №4.

Мехович Т.А. Как говорят дети // Русская речь. – 1984. - №6.

Топольщикова Л.С.Детское словесное творчество//РЯШ.–1999.- №2.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.– М., 2000.


Наши рекомендации