Тема 7. Понятие и структура органов местного самоуправления
1. Понятие и признаки органа местного самоуправления.
2. Установление структуры органов местного самоуправления.
3. Структура органов местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления как юридические лица.
Тема 8. Правовой статус представительного органа муниципального образования
1. Представительный орган муниципального образования: понятие и правовой статус. Компетенция представительного органа муниципального образования.
2. Порядок формирования представительного органа муниципального образования.
3. Состав, структура и организация деятельности представительного органа муниципального образования.
4. Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования.
5. Основания и порядок прекращения полномочий представительного органа муниципального образования.
Тема 9. Правовой статус главы муниципального образования и местной администрации
1. Структура органов местного самоуправления: понятие, виды, порядок установления.
2. Порядок избрания и правовой статус главы муниципального образования. Основания и порядок прекращения полномочий главы муниципального образования.
3. Местная администрация: структура, порядок формирования, правовой статус.
4. Правовой статус главы местной администрации. Основания и порядок прекращения полномочий главы местной администрации.
5. Правовые акты главы муниципального образования и местной администрации.
Тема 10. Муниципальная служба
1. Понятие муниципальной службы.
2. Муниципальный служащий: понятие и правовой статус.
3. Понятие и виды должностей муниципальной службы, классные чины муниципальной службы.
4. Прохождение муниципальной службы.
Тема 11. Экономическая основа местного самоуправления
1. Понятие экономической основы местного самоуправления.
2.Муниципальная собственность: понятие и состав.
3. Порядок формирования и управления муниципальной собственностью.
4. Понятие и структура местного бюджета. Виды доходов и расходов местного бюджета.
5. Муниципальный бюджетный процесс: понятие и стадии.
6. Муниципальный заказ.
7. Временная финансовая администрация.
Тема 12.Ответственность в системе местного самоуправления
1. Понятие и виды юридической ответственности в системе местного самоуправления
2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
4. Правовые основы противодействия коррупции в системе местного самоуправления в Российской Федерации.
Тема 13. Гарантии местного самоуправления.
1. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
2. Виды гарантий местного самоуправления.
3. Юридические гарантии местного самоуправления.
Тема 14. Понятие и структура компетенции органов местного самоуправления
1. Понятие и структура компетенции местного самоуправления.
2. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В ходе изучения дисциплины «Муниципальное право РФ» будут использованы следующие формы работы и оценки обучающихся:
1. Решение задач;
2. Эссе;
3. Дискуссия;
4. Деловая игра;
5. Разработка проекта муниципального правового акта, заключения правовой экспертизы;
6. Контрольная работа;
7. Тестирование;
8. Подготовка презентации;
9. Изучение судебной практики;
10. Участие в осуществлении местного самоуправления.
Решение задач
Для полного решения задачи необходимо проанализировать казус и дать ему правовую оценку с точки зрения материального и процессуального права. Правовая оценка предполагает проверку действий (бездействия), позиций и решений субъектов на предмет соответствия муниципально-правовым нормам. Задачи по выбору преподавателя могут решаться в интерактивной форме с распределением ролей между студентами по количеству субъектов, обозначенных в условиях задачи, и с составлением проектов необходимых юридических документов.
Эссе
В рамках изучения дисциплины для эссе предлагаются следующие темы:
1. Местное самоуправления и гражданское общество;
2. Реализация принципа самостоятельности местного самоуправления.
Требования к оформлению эссе:
- наличие надлежаще оформленного титульного листа;
- соответствующее ГОСТ оформление списка использованных источников и литературы.
Требования к содержанию эссе обозначаются ниже, в рамках соответствующих тем.
Дискуссии
Правила проведения дискуссии в группе:
1. Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет.
2. Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними.
3. Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали.
4. Все участники делают замечания кратко и по существу.
5. Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.
6. Все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы.
7. Все участники стремятся создать открытую, деловую, дружескую атмосферу.
Дискуссии могут проводиться в одной из следующих интерактивных форм:
1) интерактивное выступление:
Профессиональной задачей менеджера является не сама по себе демонстрация ораторского мастерства, а достижение конкретного результата (убедить в правильности своей позиции, проинформировать депутатов о достоинствах и недостатках проекта нормативно-правового акта и т.п.). Этот результат - решение слушателей. Принимая решение, они отвечают менеджеру, соглашаясь или не соглашаясь с его мнением, аргументацией, советами. Таким образом, в профессиональной деятельности менеджера выступление никогда не является просто монологом (лекцией в традиционном понимании этого слова). Менеджер всегда работает в режиме диалога, рассчитывая на восприятие информации собеседником (клиентом, коллегой по работе, стороной в переговорах и др.)
И преподаватель, и участник, выступающий в аудитории, и профессиональный управленец могут усилить эффективность своего выступления, сделав его более интерактивным по сравнению с традиционным монологом.
Можно включить в свое выступление элементы диалога, задавая вопросы и получая из аудитории ответы, в том числе неожиданные. Можно таким образом вызвать интерес и привлечь внимание слушателей, опереться на их опыт, использовать ответы для подчеркивания верности вашей позиции или для демонстрации разнообразия мнений по проблеме. Можно прокомментировать некоторые ответы немедленно или далее по ходу выступления. Вопросы и ответы позволят вам оценить подготовленность и восприятие аудитории. Можете оттолкнуться от ответов, чтобы перейти к следующей теме или скорректировать ход выступления, изменить его содержание и форму. В некоторых случаях, особенно если выступление предполагается очень продолжительным или состоящим из нескольких отдельных "фрагментов", можно разделить его между двумя ораторами. Периодическая смена (но ни в коем случае не частое мельтешение) выступающих поддержит внимание слушателей и позволит каждому из ораторов максимально сосредоточиться на своей части...
В рамках собственного выступления можно предоставить слово и приглашенному специалисту для подготовленного краткого комментария, что часто более эффективно, чем цитирование.
2) сократический диалог:
смысл "сократического диалога" в разработке цепочки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. При этом правила такого диалога предполагают, что один человек все время только задает вопросы, а другой только отвечает на них.
В соответствии с целями "сократического семинара" вопросы разного типа обычно направлены на прояснение позиции собеседника по какой-то проблеме:
- Как вы считаете? Почему вы так считаете? (вводные вопросы)
- Что вы имели в виду? Как вы можете по-другому сформулировать свою позицию? (прямые уточняющие, проясняющие вопросы)
- Что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргументы вы можете привести в подтверждение своей позиции? (вопросы, вскрывающие аргументацию)
- Не похоже ли будет тогда положение менеджера на положение врача, который без раздумий выписывает рецепт по просьбе пациента? (вопросы с использованием аналогий)
- Что бы сказали по этому поводу сами клиенты? (вопросы, помогающие встать на другую точку зрения)
- Не означает ли это, что менеджер должен обеспечить уход от ответственности за планируемое правонарушение? (вопросы с использованием псевдовыводов или крайних позиций).
3) дерево решений:
Этот метод является одновременно и учебным, и рабочим инструментом юриста. Он работает с проблемными, нестабильными, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточности и недостоверности информации, но при этом - со множеством вариантов поведения субъектов. На всех этапах работы менеджер стоит перед необходимостью выбрать оптимальный вариант решения, действия, совета, формулировки и т.п. Построение "дерева решений" - простой практический способ "взвесить" преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов могло бы выглядеть следующим образом:
Проблема: | |||
Вариант 1: | Вариант 2: | ||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
Принципиально важно проанализировать и взвесить все имеющиеся варианты, причем не только с позиции сегодняшнего дня, но и с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы. И на этапе предложения вариантов, и на этапе определения их плюсов и минусов можно провести мозговой штурм.
Правила мозгового штурма:
1. Каждый может свободно высказывать предложения.
2. Участники высказываются по очереди, точно и кратко.
3. Любые предложения принимаются и одобряются участниками.
4. Ведущий записывает все предложения.
5. Нельзя критиковать и комментировать предложения.
6. Можно развивать предыдущие идеи.
В мозговом штурме велика роль ведущего. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если остальные участники неожиданно остановились). Но главное - он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Записывать может сам ведущий или его помощник. Ведущий может просить участников повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять участников генерировать идеи.
Второй этап мозгового штурма - обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы участники даже делятся на две группы - генераторов идей (проводят первый этап мозгового штурма) и аналитиков (проводят второй этап мозгового штурма). Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.
4) займи позицию:
многие дискуссии становятся неконструктивными из-за того, что участники изначально не определили свои позиции по обсуждаемому вопросу. Метод "займи позицию" помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение можно начать с постановки дискуссионного вопроса (т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы). Можно вместо формулирования дискуссионного вопроса выступить с дискуссионным утверждением, например: "Местное самоуправление должно стать уровнем государственной власти". Затем также попросить занять позицию в соответствии со своим отношением к данному утверждению. Заняв позиции, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме, уточняя свою позицию и приводя аргументы в поддержку своей позиции. Представители разных позиций выступают по очереди, при этом любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.
Деловая (ролевая) игра
Технология проведения ролевой игры:
1. Мотивация (фокусировка) (это может быть вопрос, например: «Зачем необходима процедура отзыва главы муниципального образования?»; мини-демонстрация, например: в отношении главы муниципального образования вынесен обвинительный приговор суда за злоупотребление и превышение должностных полномочий, но в силу возбуждения процедуры кассации и линии защиты, направленной на волокиту, он не вступил в силу, и глава продолжает исполнять полномочия, несмотря на то, что избравшее его население хочет видеть на этом посту другое лицо; короткий рассказ или обмен мнениями об интересных и показательных примерах из практики).
2. Согласование ожидаемых учебных результатов (участники обмениваются ожиданиями, например: «Я надеюсь, что после этой игры смогу инициировать процедуру отзыва, зарегистрировав инициативную группу в избирательной комиссии, если избранный глава муниципального образования перестанет исполнять делегированные ему мной в ходе выборов властные полномочия, нарушая при этом закон»).
3. Договоренность о терминах (может потребоваться вспомнить значение каких-либо понятий).
4. Представление плана игры (оптимально, если план вместе с указанием времени на выполнение каждого шага роздан всем участникам или вывешен на плакате).
5. Представление правил игры (необходимо напомнить, что будут делать активные участники и наблюдатели на каждом этапе.
6. Демонстрация (иногда, особенно в начале обучения новому навыку, приглашенный специалист или более подготовленный коллега может сам показать несколько вариантов действий менеджера в разыгрываемой ситуации, напомнив тем самым некоторые правила поведения, это может быть повторением первоначальной "мотивационной" демонстрации, но уже без явных ошибок).
7. Распределение ролей (оптимально запланировать заранее распределение по ролям, учитывая опыт предыдущих занятий и необходимость предоставить всем равные возможности для участия в различных ролях. Участники в соответствии с их ролями получают заранее приготовленные материалы).
8. Подготовка к ролевой игре (если необходимо, участники могут договориться об увеличении времени на подготовку, готовиться можно как индивидуально, так и с помощью коллег, которые затем выступят в качестве наблюдателей).
9. Ролевая игра (активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования).
10. Ролевая обратная связь (участники игры, например, "глава муниципального образования" и "член инициативной группы" комментируют происшедшее, не выходя из ролей, они могут раскрыть содержание конфиденциальной информации, оценить действия друг друга).
11. Деловая обратная связь (участники игры, выйдя из роли, и наблюдатели комментируют действия консультанта. Рекомендуется начинать с его собственной самооценки. Должны соблюдаться правила комментирования).
12. Комментирование специалиста (приглашенный специалист или преподаватель комментирует действия консультанта и обращает внимание на плюсы и минусы ранее прозвучавших комментариев).
13. Связь с другими занятиями, курсами, предметами (участники могут обратить внимание на возможности, которые предоставляет содержание предыдущих и последующих курсов, занятий для развития данного навыка, на известные им источники полезной информации).
Процентное соотношение времени на проведение отдельных элементов ролевой игры:
1. Мотивация (фокусировка) ─┐
2. Согласование ожидаемых учебных результатов > 15%
3. Договоренность о терминах ─┘
4. Представление плана игры ─┐
5. Представление правил игры > 10%
6. Демонстрация ─┘
7. Распределение ролей ─┐
8. Подготовка к ролевой игре > 15%
─┘
─┐
9. Ролевая игра > 25%
─┘
10. Ролевая обратная связь ─┐
11. Деловая обратная связь > 35%
12. Комментирование специалиста │
13. Связь с другими занятиями, курсами, предметами ─┘
Тестирование
Тестирование предполагает выбор обучающимся одного правильного варианта из нескольких. Данный вид работы проводится как с целью контроля и оценки успеваемости по определенной теме или модулю, так и для усвоения знаний. В частности, для достижения последней цели по итогам тестирования со студентами проводится работа над ошибками с обозначением правильных ответов и соответствующим объяснением.
Тестирование может проводиться в интерактивной форме в рамках работы в малых группах «Казино». Студенты делятся на группы по количеству тестовых заданий в изучаемой теме. Сначала группы по очереди называют букву ответа, который им представляется правильным. По первому вопросу первой отвечает первая группа, затем вторая, третья и т.д. После этого в такой же последовательности группы аргументируют свой ответ. Затем преподаватель называет правильный ответ и проставляет баллы группам. На второй вопрос первой отвечает вторая группа и т.д.
Баллы:
Правильный ответ + 2
Присоединение к правильному ответу + 1
Неправильный ответ – 2
Присоединение к неправильному ответу – 1
Несогласие в группе (в рамках группы не пришли к единому мнению)– 0