Детское общественное движение: терминология и сущность
В данном разделе будут раскрыты понятия: детское движение, детское общественное объединение, детская общественная организация.
В России процесс утверждения гражданского общества сопровождается созданием и введением в действие механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей и молодежи на четырех уровнях: политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом. В связи с этим можно выделить особое место, которое занимают детские общественные объединения среди социальных институтов, создающих условия для развития лидерского и творческого потенциала ребенка. Так как подобная деятельность организуется, прежде всего, с учетом интересов детей, она предполагает развитие их инициативности и общественной активности. Детские общественные объединения официально и законодательно признаны государством в качестве субъекта деятельности и партнера на всех вышеназванных уровнях реализации государственной политики в отношении детства. Заинтересованность государства в детском общественном движении понятна и закономерна.
Общественное движение необходимо подрастающему поколению для проявления инициативы и самодеятельности, посильного и реального участия в жизни общества, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.
Личность человека формируется в процессе его деятельности и отношений с другими людьми на протяжении всей жизни. И чем разнообразнее связи человека с другими людьми, чем активнее его отношение к окружающей действительности, тем богаче личность человека. Объединяясь в различные группы, компании, команды, дети, таким образом, объединяют свой опыт и свои возможности для игры, учебы, труды и другой деятельности. Стремление к объединению – естественная потребность детей. Ребенок видит в объединении с другими детьми средство самозащиты, самоопределения как личности уникальной и как члена сообщества себе подобных людей.
Современность предъявляет особые требования к личности. Сегодня нужна открытая, неконфликтная, творческая, компетентная личность, умеющая работать в команде. Прекрасная возможность для раскрытия и формирования этих качеств есть у человека в детском и молодежном общественном объединении с его добровольностью, самодеятельностью, открытостью и возможностью выбора. Объединения могут и должны дать каждому ребенку опыт и умения строить человеческие отношения, творить, реализовывать свой потенциал в социально приемлемых формах. Ведь объединяясь, дети и взрослые приносят в общую «копилку» свои знания, опыт, открытия. Но социально-педагогический потенциал общественного объединения определяется не просто суммой всех этих слагаемых, а гораздо большим. Когда люди объединяются для достижения единой цели, при соответствующей организации их деятельности возникает коллективная энергия, творчество, коллективный разум, становится возможным озарение, открытие.
Действуя в своих объединениях, дети приобщаются к общественной жизни, проходят школу гражданского самосознания и ответственности, здесь же формируется их мировоззрение. Не стоит забывать, что воздействие на личность ребенка оказывают также семья, школа, окружающая жизнь. Но практически все исследователи сходятся во мнении, что социализация личности ребенка идет успешнее в процессе общественной деятельности в объединении, чем вне ее. Дети, члены общественного объединения, лучше входят в общество и принимают общественные отношения, чем дети неорганизованные. Таким образом, чем активнее общественное объединение участвует в творческо-преобразовательной социально-значимой деятельности, тем быстрее ребенок вписывается в общество, находит в нем свое место. И тем долговечнее существование самого объединения. И зачастую действует обратная тенденция – чем больше уход объединения от проблем общества в себя, внутрь, замкнутость только на собственных интересах, друг на друге, тем меньшую живучесть оно показывает, какие бы правильные и благородные цели оно не провозглашало. Поэтому очень важно найти механизм взаимосвязи детского общественного объединения и жизни.
Разобраться в понятиях: детское движение, детское объединение, организация организатору детского движения помогает наука социология. Социология – это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений между людьми и социальных общностей (объединений). Прежде всего, социология раскрывает понятие «общество». «Общество – исторически развивающая совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности». Участвуя в совместной деятельности, люди, так или иначе, объединяются, создают различные «социальные общности». «Общность социальная – объединение множества людей, участвующих в тех или иных социальных процессах, осуществляющих… ту или иную совместную деятельность и, следовательно, так или иначе связанных друг с другом». Таким образом, любое объединение (социальная общность) – это совокупность множества людей, которые совместно действуют, при этом между ними существуют разнообразные, довольно устойчивые связи и отношения. Каждое объединение имеет свое неповторимое, только ему присущее своеобразие. Состоя и участвуя в том или ином объединении (социальной общности), человек, таким образом, участвует в тех или иных социальных процессах, в жизни общества.
Дети и подростки существуют в обществе не только как демографическая группа, т. е. младшее, подрастающее поколение, но и как социальная группа, т.е. связанная с жизнью общества, включающаяся в общественные отношения, участвующая в общественной деятельности по мере своих сил и возможностей.
«Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной ассамблеей ООН в декабре 1989 года, признает право ребенка (каждого человеческого существа до достижения 18 летнего возраста) на свободу ассоциации, т.е. объединения, и свободу мирных собраний.
Именно поэтому ребенок видит в объединении с другими детьми средство самозащиты, самоутверждение, самоопределение себя как личности, единственной в своем роде, и как члена сообщества себе подобных людей. Объединения могут быть для детей одного возраста и разного возраста (разновозрастные). Они отличаются по своим целям, программам деятельности, по количеству и составу своих членов, характеру устанавливаемых отношений, взаимодействий, связей, внутренней структуре, уровню развития и влияния на детей и подростков. С детства каждый является членом различных объединений. Это семья, группа в детском саду, класс в школе, компания друзей, туристическая группа и т. д. Объединения могут быть постоянные и временные, большие и малые (микро группы – диады: два человека, триады: три человека и т. д.), формальные (имеющие статус и признание) и неформальные; реальные - существующие на практике и условные - в которых отсутствуют конкретные связи отношений. Например, такое общее объединение по возрастному признаку как «старшеклассники». Объединения могут быть различного характера по содержанию, форме, уровню развития. Некоторые из объединений могут характеризоваться каким-либо одним направлением деятельности (морское дело, экология, техническое творчество и др.), другие являются многопрофильными.
По длительности существования детские объединения могут быть так же ситуативные, т. е. созданные для решения какой-либо задачи, не требующей постоянного участия (добровольцы, инициаторы). По характеру управления можно различать неформальные объединения, клубные объединения, детские общественные объединения.
Одна из часто встречающихся форм объединения людей, в том числе детей и подростков, является «организация».
Организация – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и скоординированных действий. Характерной особенностью организации… является наличие в ней специального персонала, прошедшего специальную подготовку и выполняющего функцию управления» (Философский энциклопедический словарь).
Такая социальная общность, как организация, представляет собой сложную, взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые должны соответственно выполняться людьми, являющимися членами той или иной организации. Социальная организация дает возможность человеку реализовать свои потребности и интересы, с учетом строго определенных правил. Эти правила устанавливаются исходя из социального статуса участников организации, социальными ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной организации. Организация – объединение людей ради такой цели, которая не может быть достигнута никем из них порознь, хотя и важна для каждого. Достижение этой цели вынуждает их распределиться по ролям («горизонтально») и по руководству, подчинению – статусам («вертикально»).
Возникает вопрос: «Может ли любое объединение быть организацией?» Ответ: «Нет, не может». Организацией является только такое объединение, которое отражает конкретные общественные интересы.
Различие понятий так же поясняются в законах Российской Федерации «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Детское движение – это совместные действия детей и подростков, которые объединяются для изменения своего положения в обществе, для изменения самого общества, окружающей их жизни и мира. Причем эти действия могут выражаться как через стихийные, так и через специально организованные формы. Детское движение можно, таким образом, рассматривать как участие детей и подростков в общественной жизни и деятельность.
В основе детского движения лежит общественная самостоятельность детей и подростков, их собственное стремление участвовать в общественной жизни. Это стремление на первых порах не всегда ярко выражено, может носить еще не очень осознанный стихийный характер. Во главе того или иного детского движения всегда есть формальный или неформальный лидер, лидеры. Ими часто являются взрослые. Это происходит тогда, когда среди ребят высок авторитет его личности, он компетентен и профессионален, действует, отражая их интересы, помогает им развивать способности. Соотнесем три рассмотренных понятия.
Самое широкое, общее понятие – понятие «детское движение». Оно включает в себя такие понятия как «детское объединение», и «детская организация».Детское движение состоит из совместных действий различных детских объединений, в том числе, детских организаций.
Понятие «детское объединение» является более общим по отношению к понятию «детская организация». Каждая детская организация является детским объединением, но не каждое детское объединение может быть детской организацией. Задача организатора детского движения – всячески помогать, способствовать деятельности детей и подростков в различных типах детских объединений.
Для полноты понимания сущности основных понятий предлагаются определения, данные разными исследователями.
Детское движение – совокупность действий и деятельность всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (Е.Н.Сорочинская).
Детское движение – процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и формы одежды (Т.В.Трухачева).
Детское движение – составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединяющихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации. Детское движение – уникальный социально-педагогический фактор, активно стимулирующий детское самоутверждение, самоопределение и, в конечном счете, социализацию.
В рамках детского движения – как общего социального явления – могут быть выделены отдельные его виды, при этом в основу могут быть положены различные признаки:
1) по территориальному признаку – детское движение в масштабах государства, детское движение в масштабах региона, детское движение в масштабах города или района;
2) по возрастному признаку – детское, детско-юношеское, молодежное движение;
3) по направленности деятельности – детское экологическое движение, коммунарское движение, скаутское, пионерское, военно-патриотическое и т.д. (Р.А.Литвак).
Детское общественное движение – совокупность состояний жизнедеятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду. (И.А.Валгаева, В.В.Ковров, М.Е.Кульпединова, Д.Н.Лебедев, Е.Л.Рутковская).
Детское объединение– форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения (Л.В.Алиева).
Детское общественное объединение – общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детское общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых, взаимодействующих с ними в процессе осуществления прав, гарантированных Конвенцией о правах ребенка, и достижения цели, провозглашенной в Уставе или ином документе, регулирующем деятельность объединения и деятельность взрослого его участника (члена) (Т.В.Трухачева)
Детское общественное объединение – формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых. (А.В.Волохов).
Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство (Е.Н.Сорочинская).
Детская общественная организация – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся. (А.В.Волохов).
Организация – это такое объединение, которое имеет в совокупности социально обозначенную цель, конкретно определенную программу деятельности, четко сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношение соподчиненных социальных ролей членов организации, координацию их действий, сознательную дисциплину и подготовленных функционеров – профессиональных работников (Л.В. Кузнецова).
Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов.
Общественным также считается объединение, которое:
▪ создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;
▪ осуществляет социально-творческую деятельность;
▪ не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» также устанавливает основные принципы создания и деятельности общественных объединений. В соответствии со статьей 15 данного закона «… деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной».
Организационно-правовые формы общественных объединений раскрываются в следующих статьях:
▪ статья 7: Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности». Раскрываются понятия организационно-правовых форм в следующих статьях закона:
▪ статья 8: «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан»;
▪ статья 9: «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»;
▪ статья 10: «общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели»;
▪ статья 11: «общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения»;
▪ статья 12: «органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».
Как показывает практика создания общественных объединений, наиболее часто встречающейся формой объединений является общественная организация.
Статьей 13 закона устанавливается возможность общественных объединений создавать союзы (ассоциации): «общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации».
Так же существуют отличия общественного объединения от образовательного объединения и органов ученического самоуправления. Достаточно часто существующие образовательные объединения учреждений дополнительного образования (учреждений культуры), а также органы ученического самоуправления в образовательных учреждениях именуются общественными объединениями. В действительности – это не одно и тоже.
Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Образовательное объединение – форма организации образовательной деятельности детей (молодежи); способ педагогической организации деятельности детей и содержания образовательной программы (например, объединения дополнительного образования: клуб, студия, ансамбль, секция, кружок, театр).
Ученическое самоуправление – это система участия обучающихся в управлении образовательным учреждением, а также решение значимых для них проблем.
В детской общественной организации или объединениипроисходит приобретение ребенком опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей в различных сферах деятельности, на основе имеющихся представлений и знаний, идет апробация вариантов социального взаимодействия детей и взрослых.
Именно в этом заключается главная идея и миссия детского общественного объединения. Детское движение – важный фактор развития личности, ибо оно является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.
Для чего нужно детское движение? Вопрос обладает огромным поисковым потенциалом в отношении условий, причин существования детского движения, познании его сущности. Создание детских организаций всегда диктовалось государственной и общественной необходимостью охвата воспитательным влиянием жизни детей. Государству детские общественные объединения нужны в целях воспитания гражданина. Общество заинтересовано в защите прав детей через детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает – у детской организации должна быть своя социальная ниша. Для нее губительны глобальные цели, возложение функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детской организации – найти приложение своим силам и возможностям, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.
Детским объединениям присущи три основные функции:
1. Развивающая, обеспечивающая гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно и личностно значимые цели.
2. Ориентационная – обеспечивает условия для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей.
3. Компенсаторная – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия.
Так же функции детских объединений представляют собой: функции социальной защиты, формирования социальной грамотности, коррекции социального поведения и социальных связей, профилактики асоциального поведения, функция социальной реабилитации. (Е.Е.Чепурных). Социально-педагогические функции детских организаций – это функции, регулирующие социальные отношения детей и способствующие созданию условий для их социального благополучия. Также функции детского объединения представляют собой однородные задачи, которые определяют содержание деятельности детских организаций, раскрывают и развивают цель, реализуемую участниками объединения.
Категория цели, применительно к детскому движению, звучит в разных словосочетаниях: цель детской общественной организации, цель деятельности детской общественной организации, цель детей (коллективного субъекта) детской общественной организации, цель взрослых.
Цель детской общественной организации: освоение и развитие социальных отношений. Выделяется три аспекта:
1. Социальный аспект цели детской общественной организации проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, т.е. направить социализацию ребенка в общественно одобряемом русле.
2. Психологический аспект цели детской общественной организации выражает стремление детей к общению, к самореализации, сбережению идентичности.
3. Педагогический аспект цели детской общественной организации – гармонизация опыта коллективных отношений. Детская общественная организация выступает как организованная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально значимой деятельности.
Цель детского общественного объединения не определяется и не формируется самой организацией, чаще всего она представляет собой ориентир, заданный государством и обществом (миссия). Это скорее не сама цель, а идея цели. Детская общественная организация присваивает идею цели и на ее основе структурирует свою деятельность.
Цель деятельности детского общественного объединения носит предметный характер, отражая специфику каждой детской организации. Различаясь предметно, эти цели едины по своему социальному звучанию, по направленности на улучшение окружающей жизни.
Цель взрослых – создание условий для социального становления личности ребенка. Итогом реализации данной цели является сформированность у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.
Цель детей в детской общественной организациисамими детьми формулируется как перспектива интересной жизни.Ребята через общение и деятельность обогащаются социальным опытом. У них, наряду с дружеским отношением, начинает проявляться приоритетность цели деятельности (ее полезность, значимость, актуальность). На языке детей эти цели проявляются в форме законов, заповедей, обычаев, традиций.
Законы – правила, которые связывают идеал и конкретное поведение ребенка в детской общественной организации. Осмысление законов детской общественной организации должно занимать большое место в жизни новых членов организации, через них постигается детьми цель детской общественной организации.
Задачи детских организаций– обеспечить адекватность всей работы с детьми в детских организациях новым социально-экономическим отношениям; способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка; взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечить равные возможности в социальном становлении детей; создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода. (М.И.Рожков).
От понимания сути детской общественной организации, его целей во многом зависит выбор форм деятельности. Главное в детской общественной организации для взрослых – уметь самим и научить детей определять соответствие цели детской общественной организации и содержания его деятельности. Несоответствие цели и содержания – причина «гибели» детской общественной организации, безразличного отношения к ней детей.
Отвечая на вопрос, зачем нужна общественная организация детей, молодежи, необходимо также учесть позицию самого ребенка, молодого человека. Цели деятельности объединения должны быть сформулированы и на языке детей тоже, т.е. должны быть понятны всем членам данного объединения. Переосмысление цели и задач современных детских общественных объединений должно воплощать идею «объединение для ребенка, а не ребенок для объединения». Потому сегодня руководителю детского и молодежного общественного объединения необходимо строить свою работу на сочетании учета интересов и потребностей детей, входящих в данное детское или молодежное общественное объединение, и управления социально-педагогическими возможностями общественного объединения.
Детские и молодежные общественные объединения являются уникальным
общественным институтом по тем возможностям, которые они предоставляют ребенку или молодому человеку. Добровольность и самодеятельность, опыт новых социальных отношений, социального творчества, возможность изменить свой социальный статус, свою социальную роль, обогащение мировоззрения, становление гражданского самосознания – вот только основные из них.
История детского движения
Детскому движению России уже 100 лет. В данном разделе представлены наиболее яркие этапы его развития. Стоит обратить внимание на преемственность и постоянное обновление идей, вокруг которых объединяются дети и взрослые.
Анализ современного состояния детского движения, прогнозирование его роли, места в новых исторических условиях, выявление специфических возможностей связано с использованием знаний организатора детского движения об этом явлении. Обращение к истокам детского движения становится настоятельной необходимостью практики еще и потому, что нынешний этап в его развитии схож своим «экспериментальным» характером с 10-20-ми годами XX века. Эти годы в истории детского движения можно считать началом теоретического осмысления обществом роли, места, сущности детских организаций в системе социального воспитания, тем фундаментом, на котором в дальнейшем шло накопление знаний о них.
Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.
Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвещения, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков. Весной 1908 году в г.Бахмуте инспектор народных училищ А.А. Луцкевич сформировал роту «потешных» из 8 - 14-летних детей. Затем его поддержали Семеновский, Путиловский полки, Туркестанский армейский корпус, Каспийский флот, Севастополь, Томск, Иркутск. В основном это были военно-спортивные объединения, занимавшиеся строем, гимнастикой. В 1911 году, а затем в 1912 на Марсовом поле проводились «высочайшие смотры» «потешных», прошел конкурс на лучшее пособие, выходили специальные журналы. Но направленность на парады, чрезмерная военизированность, картинность обусловили спад интереса к «потешным».
Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.
Наибольшую активность проявляли учащиеся старших классов, а потому создание и деятельность ученических кружков можно отнести, скорее всего, к юношескому, а не детскому движению. Ученические кооперативы, подпольные кружки школьников подготовили почву для самостоятельной отрасли детского движения учащихся средних классов, которое было предшественником «Юного Спартака» на Украине. До второй половины 20-х годов в России действовали организации православной церкви «Церковные юные разведчики», «Христовы цветочки», сионистские организации «Бней Цион», «Ялдей Цион» Москвы, Луганска, Екатеринбурга и др.
В 1908 году Николай II издал распоряжение «командировать в Германию, Англию, Францию представителей Военного Министерства для изучения дела физического воспитания молодежи». Среди них были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. На основе изучения зарубежного опыта в 1908 году О.И. Пантюховым в окрестностях Царского села под Петербургом и в 1910 году Г. А. Захарченко при Александровском юнкерском училище была предпринята попытка создать первые отряды юных разведчиков-скаутов. Первый опыт создания отрядов скаутов получил правительственную поддержку.
Появились отряды в Баку, Вятке, Гомеле, Одессе, Пензе. Сведения о численности отрядов скаутов весьма разноречивы: к 1917 году - от 20 до 50 тысяч в 143 городах.
Содержание деятельности скаутских отрядов определялось следующим образом:
▪ развитие духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание характера);
▪ служение государству (приучение к практической помощи армии, населению);
▪ религиозное воспитание;
▪ физическое воспитание (гимнастика, военный строй, походы, физические упражнения);
▪ трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками).
Ведущим методом воспитательной системы «скаутинг» был метод длительной игры. Цель игры — «привитие юношам рыцарского отношения к окружающим, любви и преданности Родине, заботливого отношения ко всем людям».
Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи — «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров.
Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В Поволжье, на Урале, в Сибири в течение всех последующих трех-четырех лет создавались отряды юков, стремящиеся использовать ценные стороны скаутинга в коммунистическом воспитании молодежи. Лозунгом юков были слова: «Юные коммунисты - залог будущего социалистической Родины». Многие скауты примкнули к этой организации. Скаут-законы стали юк-скаутскими, с изменением первого, требующего верности царю, Богу. Структура, формы, методы работы были те же. В отряды юков, делившихся на патрули, принимались мальчики от 10 до 14 лет.
В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.
Среди разнообразных организационных форм детского движения определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к общественной работе». При них существовали сапожные, переплетные, столярные и токарные мастерские. Вся жизнь клубов определялась Уставом, правилами. В клубе действовало самоуправление. Высшим органом являлось общее собрание членов клуба, которое избирало руководящий орган — правление. Политическая направленность клубов проявлялась в их названиях: «Октябрьская революция», «Юный социалист», «Друг детей». В некоторых клубах издавались журналы, имелась форма. На базе многих из них в 1923 году создались пионерские отряды.
Другим примером существования детских клубов как самостоятельных детских объединений является созданный учителем В.М. Шулеповым в г. Перми при городской детской библиотеке клуб «Муравейник». Организаторы называли его «свободной детской организацией детей». На конференции членов клуба был избран детский комитет, который в течение полугода руководил деятельностью клуба. В составе комитета было 3 комиссии: культурно-просветительная, организационно-инструкторская, отдел «юных пионеров». С 1920 года стала выходить газета «Муравей-чудодей». Характерной особенностью клуба было то, что в нем работало 13 кружков, которыми руководили опытные инструкторы.
Наряду с клубами общественно-политической направленности в России существовали и другие. Так, на начало 1921 года в Саратове, Полоцке, Владикавказе и других городах насчитывалось несколько сот человек, объединенных в спортивно-гимнастические клубы «Маккаби». Целью клубов было национально-физическое воспитание еврейской молодежи. Клубы
старались выработать сильный дух, твердую силу воли и крепкое здоровое тело. Членами клуба становилась молодежь 16-летнего возраста, а с правом совещатель