Взаимодействие в открытой школе
В работах по управлению школой отмечаются различные направления развития социальных связей школы. Так, О.Е. Лебедев, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др. отмечают, что среди всех видов социальных связей школы главное место занимают связи с родителями. Так было и раньше, но характер отношений образовательного учреждения и родителей меняется. Эти отношения становятся в большей степени равноправными, партнерскими. В ситуации выбора родители могут выбрать, а могут и не выбрать то или иное образовательное учреждение, ту или иную дополнительную образовательную услугу. С расширением возможности выбора повышается ответственность родителей за образование своих детей. Возникает возможность создания образовательных программ, совместно реализуемых школой и семьей. Одновременно растет потребность образовательного учреждения в сотрудничестве с родителями и общественностью.
Важнейшей характеристикой современной школы является увеличение возможностей, способствующих становлению жизненного самоопределения, неповторимой индивидуальности каждого ученика. Внешние связи школ, которые интенсивно развиваются в последнее десятилетие, создают новые возможности в каждой конкретной школе.
Особенностями открытой модели образовательного процесса являются интеграция всех способов освоения человеком мира, реализация таких принципов как сотрудничество, сотворчество, индивидуализация, информатизация, компьютеризация, гуманизация, деполитизация, экологизация образования; психологическая установка обучающегося на сверхзадачу, что приводит к постоянному поиску, формированию новых ориентиров и целей и др.
Открытость выступает как важная характеристика образовательного процесса, которая при ориентации на обучающегося (а также на культуру общества) как источник стихийности и упорядоченности, одновременно обеспечивает многообразие альтернативных путей становления индивида, комплексность и целостное отражение в его образовании, тенденцию развития современной культуры (в широком смысле), высокую степень интеграции в общественные процессы в роли полноправного партнера.
В полной степени идея открытости реализуется через создание системы непрерывного (в течение всей жизни человека) образования, обеспечивающего каждому индивиду условия для свободного развития его образовательных, интеллектуальных и деятельностных возможностей на протяжении всей жизни.
Открытие образовательного учреждения социуму возможно при реализации комплекса практических мер в нескольких направлениях:
- открытие образовательного учреждения социуму (социально-политический уровень);
- открытое обучение (дидактико-методический уровень);
- менеджмент и образовательный маркетинг (организационно-институциональный уровень).
Следует выделить два аспекта открытия школы социуму:
- использование средств и возможностей сообщества в образовательных учреждениях (внутренний план);
- активное взаимодействие высшей и средней школы с различными социальными институтами (внешний план).
Наиболее реальными узлами такого взаимодействия представляются:
- образовательные учреждения (ОУ) и органы местного самоуправления (советы микрорайона, кондоминимумы);
- ОУ и субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, фирмы, организации);
- ОУ и учреждения культуры и спорта (театры, музей, библиотеки, спортшколы, клубы);
- ОУ и социальные службы (комитеты социальной защиты, медицинские учреждения и психологические консультации, органы опеки и попечительства).
Открытие образовательного учреждения социуму предполагает приобретение обучающимися социального опыта и социальной компетентности за счет включения их в различные виды деятельности: участие в территориальном управлении, волонтерских движениях, природоохранных мероприятиях, экологических играх и проектах, в развитии партнерских связей и обменов с различными городами и странами. В рамках сообщества предполагается активная художественно-творческая, трудовая, спортивная деятельность. Проблемы социального значения для города и микрорайона включаются в содержание образовательного процесса, придавая ему практико-ориентированный характер.
В понятие «ближайшая социальная среда» школы входят:
· семьи учащихся;
· общественность; активные слои местного населения;
· местные администрации и органы управления образованием;
· производственные структуры разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели для выпускников школы);
· учреждения здравоохранения;
· другие образовательные учреждения;
· культурно-просветительные организации;
· правоохранительные учреждения;
· местные средства массовой информации;
· различные организации и ассоциации, создаваемые местным населением, религиозные общины разных конфессий.
Социальная среда определяет направленность деятельности школы в силу ряда причин.
Во-первых, социум учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, оценивает ее деятельность. Во-вторых, социум образует общий фон жизнедеятельности школы. В-третьих, социальная среда является источником выдвижения требований к школе, всегда имеет определенные ожидания от школы. В-четвертых, социальная среда выступает источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов. В-пятых, в социуме школа находит контагентов и партнеров, необходимых ей для решения своих задач; «потребителей» ее продукции. В-шестых, социальная среда порождает факторы, действующие дестабилизирующе на школу.
По мнению В.С.Лазарева, важнейшими ролевыми группами социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь школы, являются: Учредители, Клиенты, Заказчики, Потребители услуг (Пользователи), Законодатели, Представители власти, Создатели общественного мнения, Производители и Поставщики ресурсов, Помощники, Партнеры, Конкуренты.
Важное направление в развитии социальных связей системы образования - ее отношения со средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение), от которых в немалой степени зависит формирование общественного мнения о существующей системе образования, ее достижениях и проблемах. Отношения со СМИ в основном формируют региональные и отчасти муниципальные органы управления образованием. Существенную роль в обеспечении родителей значимой для них информацией играют национальные и региональные источники информации.
Существенное место в системе социальных связей занимают отношения с высшей школой. Позиция высших учебных заведений оказывает огромное воздействие на развитие средней школы. Содержание вступительных экзаменов, их характер, условия конкурса влияют на содержание школьных учебных программ, на целенаправленность образовательного процесса. Формы сотрудничества средней и высшей школы достаточно известны: совместные круглые столы и конференции, участие руководителей системы общего образования, в работе совета ректоров, включение представителей высшей школы в состав коллегии регионального органа управления образованием, договоры о сотрудничестве на уровне региональных систем и отдельных учебных заведений.
Важное значение имеет совместное обсуждение с другими структурами и организациями, заинтересованными в сотрудничестве с учреждениями образования - органами здравоохранения, учреждениями культуры, творческими союзами, органами внутренних дел, спортивными и молодежными организациями, научными и научно-педагогическими центрами.
Особое направление в развитии социальных связей образовательных систем - работа с «влиятельными лицами», которые могут оказать воздействие на принятие решений по вопросам образования. К их числу относятся депутаты разных уровней, руководители муниципальной и региональной администраций, известные предприниматели, деятели науки и искусства, писатели. Специфика данного направления - режим «персональной опеки»: работа ведется с конкретными людьми и носит она систематический характер (приглашения на мероприятия, регулярная рассылка информационных материалов, обращения с просьбами о поддержке конкретных акций).
Новым объектом внимания образовательных структур становятся общественные фонды, ориентированные на поддержку системы образования. Перспективным направлением развития социальных связей образовательных систем являются международные проекты, которые финансируются международными и национальными правительственными и неправительственными организациями (типа Европейского фонда обучения, Британского совета. Института Гете и др.). Такие проекты обычно обеспечивают консультативную помощь со стороны зарубежных партнеров в реализации конкретных программ реформирования системы образования, которая выражается в проведении семинаров и курсов с участием зарубежных преподавателей, в организации стажировок руководителей и преподавателей российских образовательных учреждений за рубежом. В ряде случаев выделенные на реализацию проекта средства позволяют пополнить школьные библиотеки, приобрести новое оборудование. Но главным результатом подобных проектов является повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, расширение их кругозора, подготовка к решению задач инновационного характера.
В содержании взаимодействия школы с социальными субъектами, можно выделить три группы решаемых задач:
· сохранение определенных культурных традиций – культурологическая направленность содержания школьного компонента. Акцент во взаимодействии делается на совместную деятельность с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, институтами культуры;
· подготовка школьников к решению социальных проблем;
· подготовка школьников к работе на региональном рынке труда – содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения.
При решении этих групп задач у школы есть возможность при организации образовательного процесса использовать материальный потенциал пространства региона, что предоставляет школьнику выбор места и условий приобретения жизненного опыта.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА
Основной целью функционирования системы открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизни современного общества. В педагогической науке выделены черты этого образования: качество, опережающий характер, доступность, расширение источников образования и поля образовательного выбора, вариативность способов построения индивидуального образовательного маршрута и др. В этих условиях появляется необходимость и возможность взаимодействия образовательных учреждений. Пути взаимодействия образовательных учреждений различны: с учреждениями дополнительного образования; учреждениями культуры, ВУЗами, производственными и общественными организациями. Новым механизмом взаимодействия образовательных учрежденийможет стать образовательный округ.
Идея создания образовательного округа может выступать перспективной формой развития образовательной системы школы, поскольку:
1. это возможность создания равных возможностей для школьников, для получения полноценного образования, отвечающего их индивидуальным запросам и учитывающего социально-экономические тенденции развития региона;
2. это позволяет развивать сильные стороны отдельных образовательных учреждений без ущерба для интересов детей и других образовательных учреждений;
3. это реальный путь построения образовательных учреждений как открытых систем, готовых к взаимодействию, сотрудничеству и интеграции с другими учреждениями.
Охарактеризуем взаимодействие школ образовательного округа №21 Калининского района Санкт-Петербурга в процессе организации исследовательской деятельности учащихся.
Предлагаемая модель взаимодействия ориентирована на:
· создание системной организации исследовательской деятельности школ округа;
· широкое использование образовательной среды образовательного округа для формирования ключевых компетентностей учащихся и для их самоопределения;
· создание ситуаций выбора учеником своего образовательного маршрута в зависимости от его образовательных потребностей, профессиональных намерений, жизненных планов;
· развитие исследовательских компетентностей педагогов
Взаимодействие школ образовательного округа рассматривается как возможность социального партнерства, как способ расширения социальных связей школ, как способ социального бытия, базируещееся на диалогическом отношении социальных субъектов, обеспечивающее единство, гармонизацию социальных структур и выработку стратегии единых действий.
Основными характеристиками социального партнерства, отражающими современные социально-экономические и политические особенности, являются: добровольность и равновыгодность взаимоотношений, взаимоподдержка субъектов; межведомственный характер взаимодействия; использование договора как формы, стимулирующей взаимную ответственность субъектов партнерства за результат из взаимодействия.
Социальное партнерство выступает как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Такое понимание социального партнерства подчеркивает характер взаимодействия, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия.
В образовательном округе исследовательская деятельность обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, которое может реализовываться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает реализацию различных исследовательских программ, которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора направлений исследовательской деятельности не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения культуры и науки, учреждения дополнительного образования, ВУЗы и др.).
Выбор конкретной модели организации исследовательской деятельности определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.
Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся старших классов реализуют свой индивидуальный образовательный маршрут в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети. В Калининском районе Санкт-Петербурга использовался второй вариант и была разработана модель кооперации общеобразовательных школ округа в виде создания опорных школ по различным профилям и осуществлению программ исследовательской деятельности (8-9 кл – предпрофильная подготовка, 10-11 кл. – профильная подготовка учащихся), а так же взаимодействие школ округа с ВУЗами, НИИ города, учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования (договорное соглашение) с целью формирования исследовательской культуры учащихся, знакомства с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами, формирования исследовательской компетентности, углубления знаний в выбранных предметных областях.
Рассмотрим пример взаимодействия образовательных учреждений округа на основе создания методического объединения округа, когда объединение согласует и корректирует перспективы специализаций и введения образовательных программ каждым учебным заведением с учетом интересов населения, согласует и корректирует учебные планы и учебные программы, способы комплектования классов, отслеживает ход обучения и развития учащихся.
В рамках модели взаимодействия школ образовательного округа осуществляются взаимосвязи методического объединения округа в процессе организации исследовательской деятельности учащихся с ВУЗами, НИИ, учреждениями культуры и с Ассоциацией научных обществ города. Целесообразно создание информационного исследовательского центра района. Такими центрами могут стать НМЦ районов. Наиболее значимыми направлениями деятельности центра являются:
· работа с педагогами-кураторами учебно-исследовательской деятельности в форме совещаний, семинаров, круглых столов;
· обучение педагогов, желающих заниматься исследовательской деятельностью по программе «технология исследовательской деятельности»;
· организация и проведение научно-практических конференций района;
· взаимосвязь с научно-практическими конференциями города и предоставление права участвовать в них учащимся, выполнившим наилучшие работы.
Социальное партнерство педагогов образовательного округа, осуществляется в следующих формах:
· сетевое взаимодействие;
· участие в совместных проектах, семинарах, конференциях;
· издательство сборника лучших исследовательских работ.
Предложенная модель по сути представляет собой многоуровневое вариативное образование на старшей ступени общего среднего образования, обуславливающее переход к новому качеству исследовательской деятельности учащихся.
На территории любого образовательного учреждения округа, по согласованию с его руководителем, осуществляется руководство различными направлениями деятельности методического объединения.
Основной целью методического объединения округа является сохранение и объединение усилий специалистов высшего, среднего и дополнительного образования для расширения возможностей каждого ребенка в процессе исследовательской деятельности в рамках образовательного округа.
Рассмотрим особенности организации учебной исследовательской деятельности учащихся 9 классов на этапе предпрофильной подготовки. На этом этапе ведущим видом деятельности является проектная деятельность школьников.
Целями предпрофильной подготовки учащихся являются:
- формирование ключевых компетентностей учащихся: организационных, коммуникативных, исследовательских, социальных;
- повышение мотивации учащихся к процессу обучения;
- подготовка учащихся к исследовательской деятельности;
- апробация новых форм учебной деятельности.
Порядок, организации и проведения проектной деятельности, составы участников, рабочей и экспертных групп ежегодно определяется и утверждается приказом председателя методического объединения округа в соответствии с положением о проектной деятельности.
За организацию и проведение проектной деятельности отвечает оргкомитет опорных школ по направлениям на основе договорного соглашения. В конце учебного года проводится проектная неделя. При этом учащиеся проектных групп освобождаются от учебных занятий на 1 неделю и погружаются в проект. Оргкомитет разрабатывает возможные темы проектов, информирует участников проектирования о темах, сроках, формирует проектные группы, проводит защиту, награждает победителей, определяет кураторов проектных групп.
Рассмотрим пример программы спецкурса «Основы исследовательской деятельности» (из опыта школы № 89 Санкт-Петербурга).
Целями курса являются:
· Формирование у учащихся специальные умения и навыки, способствующие формированию ключевых компетентностей, необходимых для проведения исследования
· Формирование мотивации к творческой поисковой деятельности;
· Раскрытие индивидуально-личностных качеств учащихся.
Спецкурс проводится на базе школы №89, является курсом по выбору для учащихся 10-х классов школ округа. Данный курс проводится во внеурочное время по договоренности с образовательными учреждениями округа. Основное отличие спецкурса от предложенных ранее курсов «Основы исследовательской деятельности» заключается в том, что он ориентирует учащихся не только на развитие исследовательских компетентностей школьников, но и на раскрытие индивидуально-личностных качеств учащихся, что способствует более активному проявлению субъектной сущности человека.
Данный курс рассчитан на 17 часов, что позволяет в течение года пройти данный спецкурс учащимся всех направлений округа и сформировать необходимые умения и навыки для проведения исследования в рамках исследовательской практики.
Целями исследовательской практики являются:
· профессиональное и личностное самоопределение учащихся;
· совершенствование навыков исследовательской работы;
· формирование общекультурной и методологической компетентности, углубление знаний в выбранных предметных областях;
· формирование исследовательских, коммуникативных компетентностей, культуры деятельности, самооценки, решение проблем выбора;
· знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами.
Исследовательская работа выполняется учащимися 10 классов в рамках летней исследовательской практики. Практика проходит на базе ВУЗов, НИИ на основе договора о сотрудничестве школ округа с ВУЗами города. Кураторы организуют исследовательскую практику в соответствии со своим направлением, при этом заключают договоры о сотрудничестве с ВУЗами о проведении на их базе исследовательской практики и помощи со стороны научных сотрудников ВУЗа, которые могут являться руководителями исследований
Учащиеся могут выполнять исследовательские работы на базе различных ВУЗов, НИИ города в зависимости от профиля. Завершается проектная деятельность конференцией.
Цели конференций:
ü Публичное представление своих работ учащимися, возможность самореализации и оценки результатов своего труда.
ü Возможность определить для себя сферу своих возможных интересов, использовать опыт наиболее удачных презентаций, избежать допускаемых ошибок. Здесь они знакомятся с разными видами работ, (реферат, проект, исследование) и могут сделать более осознанный выбор будущей темы. Проводят экспертизы докладов на основе самостоятельно сформулированных критериев.
ü Круглый стол с представителями и студентами вузов: Формирование коммуникативных компетенций. Анализ листов самооценки учащихся.
Конференции школ округа №21 проводятся на базе школ-кураторов предметных направлений. Конференции проводятся ежегодно по следующим секциям:
· Гуманитарной –школа №72;
· Естественнонаучной – лицей №179;
· Технической – школа №89;
· Социально-экономической – школа №.619
· Юридической – лицей №179
· Художественно-эстетической – школа №175.
Отдельно для руководителей исследовательской деятельности учащихся проводится педагогическая секция.
Для организации и проведения конференции ее учредителями создается Оргкомитет и экспертный совет (жюри). Оргкомитет формируется из числа педагогов школ-кураторов секций образовательных учреждений округа, методистов НМЦ, ДДЮТ. Оргкомитет проводит работу по подготовке и проведению конференции, формирует экспертный совет, утверждает программу, список участников, протоколы экспертных комиссий, сметы расходов конференции, решает иные вопросы по организации работы конференции на основе положения о проведении конференций школ округа. Учащимся, защитившим лучшие работы представляется право выступать на конференциях района и города, а также заменить экзамен по выбранному направлению исследования защитой данной исследовательской работы в соответствии с приказом о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Далее на базе школы№89 проходит семинар «Итоги исследовательской практики» на, которых обсуждаются слабые, сильные стороны исследований и проводится анализ листов самооценки учащихся.
Обучающие семинары по организации исследования школьников «Организация коммуникаций учителей по организации учебного исследования и проектной деятельности» проходят на базе НМЦ. При подготовке и проведении семинаров использовалась следующая схема:
· Теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;
· Возможности решения данной проблемы в педагогической практике;
· Собственный опыт школы, методических объединений и отдельных учителей в решении данной проблемы;
· Обмен мнениями.
Цели программы:
· обучение слушателей теоретико-методологическим основам исследовательской деятельности учащихся;
· выработка навыка постановки исследовательских задач в разных областях знания;
· освоение техники организации различных форм исследовательской деятельности учащихся.
Программа построена на основе модульного принципа и с учетом основных требований андрогогики, предъявляемых к обучению взрослых. Такой подход к разработке программы позволили максимально учесть разнообразие потребностей слушателей в знаниях с организации исследовательской деятельности в школах образовательного округа, использовать проектно-рефлексивные технологии обучения, обеспечивая реальную включенность педагогов в решение конкретных задач развития личности школьников на основе социального партнерства Данная программа ориентирована на повышение квалификации педагогов (педагогов дополнительного образования детей, учителей, научных работников и др.), непосредственно занимающихся с детьми учебно-исследовательской работой, а также методистов, управленческих кадров (завучей), организующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. В соответствии с конкретными условиями и возможностями программа может быть адаптирована или видоизменена. Программа повышения квалификации строится исходя из проблем конкретного учителя, с опорой на его инициативу. Обязательным условием повышения квалификации учителя на рабочем месте является взаимодействие с коллегами, сотрудничество при выполнении совместных проектов.
Обязательными признаками системной организации исследовательской деятельности образовательного округа является структурированность, взаимосвязанность составляющих ее частей и подчиненность организации всей системы определенной цели. Такое построение деятельности носит алгоритмичный характер, а эффективная подготовка учащихся и педагогов возможна лишь при целостном рассмотрении исследовательского процесса.
В практике школ наиболее часто организуемым взаимодействием, способствующим социализации школьника, является сетевое взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями и институтами культуры региона. Например, для школы социальными субъектами сетевого взаимодействия выступают, спортивные и музыкальные школы, школы искусств, Дома детского творчества; учреждения дошкольного образования; институты культуры: музеи, библиотеки и др.
Сетевое взаимодействие позволяет объединить возможности сферы образования и расширить границы социального взаимодействия школьников.
Увеличить возможности сетевого взаимодействия можно, используя информационные технологии. Одним из видов сетевого взаимодействия, с использованием компьютерных коммуникаций, могут служить сетевые образовательные проекты. Применительно к школе сетевой образовательный проект может рассматриваться как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Существуют несколько видов сетевых проектов, которые проводятся в школах:
а) по предметам и интегрированные,
б) учебные и внеурочные,
в) телекоммуникационные и с частичным использованием телекоммуникаций,
г) с различным использованием сетевых возможностей: с E-mail, с Интернет-ресурсами.
Выделяют различные модели учебных телекоммуникационных проектов:
- Обмен локальными решениями одной проблемы (экология, экономия энергии, снабжение питьевой водой, утилизация отходов, кислотность дождей и др. проекты);
- Проведение совместных наблюдений, когда школьники заняты построением моделей, проведением наблюдений, измерений, интерпретаций полученных результатов – например, проект «Семья моих русских/американских друзей»;
- Изучение общего и особенного, что едим, как проводим время, что любим и не любим - проекты «Проблемы тинэйджеров», «Культура и искусство Пскова и Владимира»;
- Подготовка совместных электронных публикаций или веб-сайтов – например, проекты «Сетевая газета», «Издательский проект», «Школьный автобус»;
- Участие в игровом имитационном моделировании – например, проект "Виртуальный регион",
- Выполнение уникальных совместных проектов (например, московские, новосибирские, американские, венгерские, китайские, японские и др. школьники следили за путешествием по миру на трейлере реального персонажа дядюшки Роджера - пенсионера, бывшего летчика ВВС США, описывали это на сайтах своих школ).
Сетевые образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо конкретному предмету, носят почти всегда межпредметный характер, т.к. требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроке, а обязательно - интегрированного знания.
Телекоммуникации педагогически оправданны тогда, когда в проекте предусматривается:
· Сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природой, физическими, социальными и др. явлениями;
· Сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
· Совместная познавательная, социальная, творческая или игровая деятельность.
Компонентами сетевых проектов могут стать: социологические опросы, исследования, сетевые инициативы. Социологические опросы встречаются довольно часто в канве сетевых проектов: например, в проекте "Проблемы подростков", или в проектах "Древние греки в 20-ом веке", "Холодная война. Период советско-американский отношений".
К сетевым инициативам относятся: чаты, веб-дискуссии или форумы, видео- и телеконференции, олимпиады, викторины, поиск существующих Интернет-ресурсов и создание новых.
Среди обсуждаемых в сетевом режиме тем на английском, испанском и французском языках, например, такие: СПИД и молодежь, Дети и работа, Разговоры девочек, Права детей, Дети и война, Дети и город. Веб-сайты уже не рассматриваются, как хранилище информации. Веб-сайты представляются сегодня порталами, через которые люди входят в информационный контакт друг с другом.