Распределение учебного времени на учебный год по неделям и блокам модулей
(2-7 классы)
Таблица
Кол-во 45-минутных уроков по учебному плану | Кол-во 30-минутных модулей на учебный год | Блок модулей |
2 х 45 х 34 нед.:30 = 102 | 2 х 30 |
2 х 45 = 3 х 30 = 2,5осн.+ 0,5 корр. - за 1 неделю;
10 осн + 2 корр. - за 4 недели.
Как видно из таблицы, 102 модуля равномерно распределены по неделям учебного года.
В таблице так же представлены модули педагогической помощи, составляющие около 1/6 части всего учебного времени (102 = 84 + 18); во вторых классах они проводятся, как правило, по субботам на 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 и 34 неделях. Учитель, в зависимости от успешности обучения школьников, использование времени педагогической помощи планирует самостоятельно.
По такому же принципу производится перевод 45-минутных уроков для 8-х, 9-х и 10-11 классов.
Построение учебного процесса в 9-11 классах, кроме числа модулей в блоке, отличается еще и организацией педагогической помощи: начиная с 9 класса, вместо дней педагогической помощи вводятся недели педагогической помощи.
4 этап. На основе таблиц перевода составляется режим-план учебного года по каждому классу. В качестве примера приведем режим-план 5 “г” класса в 1995-96 учебном году (таблица ).
Режим-план 5 “г” класса
Таблица
Предмет | 45’ | 30’ | Номера учебных недель * | ||||||||||
в нед. | в год | в том числе | 9 17 25 33 | 2 10 18 26 34 | 3 11 19 | 4 12 20 | 5 13 21 | 6 14 22 | 7 15 23 | 8 16 24 | |||
осн. | корр. | ||||||||||||
Русский язык | |||||||||||||
Природо-ведение | 1,5 | - | |||||||||||
Математика | 7,5 | ||||||||||||
Технология | - | ||||||||||||
и так далее | |||||||||||||
Итого |
П р и м е ч а н и е. * - данные в графу «Номера учебных недель» переносятся из таблиц-переводов.
Заполняя режим-план по классу, заместитель директора по ОПР должен равномерно распределить нагрузку в течение 8 недель. Это достигается перестановкой блоков модулей по предметам, имеющим 2-х и 4-х недельное расписание.
Пример - технология:
1 вариант - 4-2-4-2; | 3 вариант - 2-2-2-4 ; |
2 вариант - 2-4-2-4; | 4 вариант - 2-4-2-2. |
5 этап. Теперь производится пересчет нагрузок учителей. На каждого учителя составляется план-график нагрузки:
План-график нагрузки учителя русского языка и литературы Ивановой М. И.
Таблица
Класс | 45’ | 30’ | Номера учебных недель | |||||||||
в нед. | в год | в том числе осн./ корр. | 1, 9, 17, 25, 33 | 2, 10, 18, 26, 34 | 3, 11, 19, 27 | 4, 12, 20, 28 | 5, 13, 21, 29 | 6, 14, 22, 30 | 7, 15, 23, 31 | 8, 16, 24, 32 | ||
5“а”рус | 256/50 | |||||||||||
5”а”лит | 170/34 | |||||||||||
9”в”рус | 102/0 | |||||||||||
9”в”лит | 4,5 | 153/0 | ||||||||||
9”г”рус | 102/0 | |||||||||||
9”г”лит | 4,5 | 153/0 | ||||||||||
Итого: | 936/84 |
6 этап. На этом этапе составляются режим-планы проведения занятий педагогической помощи по субботам в 1-8 классах. Режим-планы составляются учителями самостоятельно в зависимости от условий преподавания («сильный-слабый» класс, оптимистический или пессимистический прогноз прохождения материала, требуется ли на данной неделе возврат и т. д.); заместитель директора лишь контролирует эту работу и составляет сводный недельный режим-план по всем классам, на основании которого уроки педагогической помощи заносятся им в расписание. Учитель имеет возможность оперативно дать заявку на изменение сроков оказания педагогической помощи.
На этом подготовительная работа закончена и можно приступить к составлению расписания.
При составлении расписания трудности вызывают «плавающие» учебные недели, возникающие в результате того, что дети уходят на каникулы в разное время и каникулы начинаются или заканчиваются не в первый (последний) день недели. Возникает ситуация, когда у учителя, одновременно ведущего в 5, 8 и 10 классах на одной календарной неделе, 5-ый класс пришел с каникул в среду и для него надо взять часть нагрузки из 14 учебной недели. У 8-го класса в это время идет 15 учебная неделя, а у 10-го класса – 16 учебная неделя. В данном случае необходимо сосредоточить максимум внимания при внесении в бланк расписания из плана-графика нагрузки учителя. Создают затруднения и составление расписания для учителей, одновременно ведущих уроки в классах с различными блоками (2 х 30; 3 х 30; 4 х 30). Неизбежны «окна» - перерывы между уроками. «Окно» продолжительностью в 1 модуль (30 минут) удобно, иногда даже необходимо учителю. Но в окнах продолжительностью 2 и 3 модуля у учителя потребности нет (такой перерыв удлиняет рабочий день учителя, приводит к потерям времени). Здесь многое зависит от профессионализма того кто составляет расписание.
Расписание на очередную неделю составляется в течение 3-х дней текущей недели (понедельник, вторник, среда). Четверг отводится на «доводку» составленного расписания, распределение кабинетов, изготовление чистовиков ученического и учительского расписания. По четверг включительно возможно уточнение расписания в зависимости от нужд учебного процесса. В пятницу утром вывешиваются готовые основные расписания для учителей и учащихся, расписания уроков педагогической помощи на субботу, а также график занятости кабинетов.
В течение всего учебного года заместителем директора ведется учет отработанного учителем учебного времени, фиксируются и анализируются потери уроков по уважительным причинам (праздники, болезни учителей и т.д.), оперативно регулируется учебный режим (например, если проводятся общешкольные праздники, необходимы поездки на санацию, экскурсии, старшеклассников в военкомат и другое, то уроки не снимаются, а проводятся частью до мероприятия, а частью после). При этом потери учебного времени фактически сводятся нулю.
В системе ежедневного учета и контроля учебного времени важную роль играет учительская книжка «Расписание», фрагмент которой приводится ниже, а также форма индивидуального учета резервированного времени «График проведения уроков педагогической помощи».