Пространство проектной деятельности в школе

Схема

Пространство проектной деятельности в школе - student2.ru Пространство проектной деятельности в школе - student2.ru Подпространство подготовки Подпространство опыта Подпространство демонстрации
Пространство проектной деятельности в школе - student2.ru      
Работа в архивах, музеях. Подготовка к научному турниру или конкурсу. Подготовка летней экспедиции. Подготовка праздника. Лаборатории. Мастерские. Участие в работе общественной организации, научного сообщества. Участие в проведении праздника. Участие в конкурсах, турнирах, семинарах. Защита творческих работ и проектов.

Проектная деятельность может быть организована как в рамках одного предмета, так и нескольких. Время на проектную деятельность выделяется за счет часов школьного компонента.

Кроме того, введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяет уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.

Организация проектной деятельности учащихся включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу. Мы определяем метод проектов как совместную деятельность педагога, учащихся по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта (от projectus /лат./ - брошенный вперед).

Подготовка и реализация проекта включает в себя следующие этапы:

v Этап ориентирования. В зависимости от направления проекта (школьный, внешкольный, вновь образованный) этап ориентирования длится 3 – 4 недели. Этап включает следующие фазы:

1. Фаза индивидуального и коллективного обсуждения. На этом этапе важно показать отличие проектного обучения от традиционного школьного обучения: приобретение нового опыта, возможность сделать какой-нибудь «продукт» и при этом получать образование.

2. Фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и проекты и могут быть введены новые формы работы. Такая работа требует от педагогов проведения интенсивной коллективной работы, чтобы в группе создавалась атмосфера доверия и могли развиваться социальные и коммуникативные формы.

3. Фаза анализа личного опыта

v Этап разработки, включающий фазы: разработки индивидуальных задач; анализа личного опыта учащихся; разработки коллективных задач; определения целей; определения ресурсов.

v Этап реализации проекта, включающий фазы: обсуждения и выбора методов исследования и поиска информации; самостоятельной работы учащихся над задачами; промежуточных обсуждений достигнутых результатов; оформления проекта.

v Этап презентации результатов проекта, включающий фазы: подготовки презентации и защиты проекта.

v Этап оценки проекта, предполагающий оценку: значимости и актуальности выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректности используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; активности каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; степени коллективности принимаемых решений (при групповой проекте); характера общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимой и достаточной глубины проникновения в проблему; привлечения знаний из других областей; доказательности принимаемых решений, умений аргументировать свои заключения, выводы; эстетики оформления результатов проведенного проекта; умений отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов. Внешняя оценка проекта как промежуточная, так и итоговая очень важна, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов.

При использовании метода проекта учащиеся приобретают следующие умения:

1. Умения, связанные с развитием интереса (умение анализировать свои личностные интересы;умение определять новые интересы на основе развития прежних интересов;умение сопоставлять свои возможностями и интересы;умение отстаивать свои интересы).

2. Умение находить практические, интересные учащемуся виды деятельности (умение определять для себя познавательные виды деятельности; умение задавать вопросы по интересующим видам деятельности).

3. Умение выбрать практический вид деятельности для себя (умение подыскать потенциальные места практики; умение исследовать эти потенциальные места; умение найти ответы на все интересующие вопросы о месте практики; умение сделать обоснованный выбор места практики).

4. Умение исследовать условия практической деятельности (умение подмечать, формулировать и связывать практическую деятельность и условия, в которых она осуществляется; умение обсуждать практическую деятельность; умение находить возможности практической деятельности).

5. Умение подготовиться к деятельности на практике (умение определить и обосновать свою деятельность на практике в контексте собственных интересов; умение четко определить цели своей деятельности; умение определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике).

6. Умение осуществить деятельность на практике (умение осуществить практическую деятельность в конкретных условиях; умение планировать свою практическую деятельность; умение целенаправленно осуществлять свою практическую деятельность; умение находить плюсы и минусы собственной практической деятельности).

7. Умение оценить результаты деятельности на практике (уметь представить результаты практической деятельности; уметь оценить результаты, исходя из первоначальных целей).

8. Умение делать выводы из результатов практической деятельности (умение ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта; умение объяснить, как положительный, так и отрицательный результат; умение оценить и изменить свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности).

9. Умение установить личностное отношение к практической деятельности (умение осознать, оценить и принять во внимание значение практической деятельности в развитии своей личности, в индивидуальном образовательном маршруте и для выбора профессии).

10. Умение установить общественную ценность практической деятельности (умение осознать, оценить и принять во внимание значение деятельности для общества в целом).

11. Умение установить культурную ценность профессии (умение осознать, оценить и принять во внимание культурные аспекты практической деятельности).

12. Умение установить профессиональную ценность практической деятельности (умение осознать и принять во внимание профессиональный аспект практической деятельности).

В образовательной системе Санкт-Петербурга уже накоплен опыт реализации технологии проектной деятельности.

В Институте продуктивного обучения, начиная с 1995 г., коллектив педагогов работает со старшими подростками по методу проектов в рамках дополнительного образования. Прежде чем учащиеся приступают к работе над проектом, на этапе ориентирования они знакомятся с проектами школьников, которые были реализованы в ходе международного проекта "Город - как школа" в России, Германии, Венгрии, Франции и США. Большое внимание уделяется выбору предполагаемой темы проекта. Тема может быть любой, связанной с учебным предметом, профессиональным интересом и /или хобби.

Педагогу важно убедится в том, что тема достаточно гибкая, чтобы ее можно было рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности. В группе обсуждается и учащимися определяется цель и форма представления проекта: реферат, эссе, видеофильм, Web-сайт, комбинация жанров. С ребятами проводятся занятия, где они осваивают приемы работы с различной информацией: работа с текстами, с аудио и видео информацией. Учащиеся осуществляют поиск информации для проекта с помощью Интернета, в библиотеках, на местах практик, в прессе.

Проект или аннотация к нему в том случае, когда он представлен в форме видеофильма, Web-сайта, фотоальбома и т.п., оформляются на компьютере. Для этого ребята посещают занятия в компьютерном классе.

В процессе реализации проекта учащиеся могут воспользоваться помощью консультантов. Это профессионалы по теме проекта из других организаций, которых находят сотрудники института продуктивного обучения.

Учащиеся ведут дневник личных достижений, что позволяет педагогу оценивать промежуточные этапы реализации проекта. После завершения работы над проектом и его оформления ребята готовятся к защите проекта. Защита проекта осуществляется с помощью презентации на компьютере, которую учащиеся создают самостоятельно под руководством преподавателя информатики.

Перед защитой с ребятами проводится занятие по подготовке к выступлению перед аудиторией, и на группе проходит предварительная защита проекта.

Преподаватели в процессе работы учащихся над проектом поддерживают ребят, отвечают на вопросы, делятся опытом и идеями. Мотивация идет от детей, ученики работают потому, что это им нравится.

Планирование проектной деятельности осуществляется исходя из интересов школьников, а также возможностей образовательного учреждения (кадровых, материально-технических) и образовательной среды. Заранее определяется результат проектной деятельности и вид проекта. Для осуществления проектной технологии учреждение разрабатывает положение, определяющее содержание, организацию проектной деятельности.

Подготовка проектов школьниками включает в себя несколько этапов:

I. Мотивация учащихся. Ученики и учитель договариваются о теме (например, экология). Учитель рассказывает о проблемах экологии, приглашает ученых, учеников из других классов, которые работали по этой проблеме

II. Ученики выбирают проблему, наиболее их заинтересовавшую (по группам в 5-8 классах, индивидуальная работа в 9 и 10 кл.)

III. Процесс накопления знаний (обращение за помощью к взрослым, работа в библиотеке, поиск информации в Интернет и др.).

IV. Формулировка проблемы (конкретизация).

V. Планирование работы.

VI. Осуществление проекта.

VII. Представление работы (видео, устная защита).

Отличительной особенностью оценивания проектной деятельности является то, что оценивается не только «продукт», но и процесс: как работал отдельный ученик и группа в целом.

Оценка «продукта» предполагает получение ответов на вопросы:

· Что ученик узнал нового?

· Как ученик узнал новое?

· Можно ли это использовать в будущем?

Любой учащийся может стать участником групповой или индивидуальной работы по выбору, отдавая при этом предпочтение тому или иному научному руководителю и теме исследования. Лучшие работы учащихся могут быть награждены. Авторам наиболее интересных работ предоставляется право выступать на заседаниях и конференциях научных обществ, в других учебных заведениях Санкт-Петербурга.

Внедрение метода творческих проектов в воспитательный процесс позволяет развивать различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, художественные, технологические, социальные и другие.

Для успешной реализации технологии проектирования необходимо научить учащихся работать с различными источниками информации, работать в группе, видеть проблему, выдвигать гипотезы ее решения, а также необходимо обеспечить условия для реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником образовательных программ. Обучение старшеклассников должно быть построено с учетом их интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Именно поэтому модернизация ступени старшей школы связана с организацией профильного обучения

При выборе образовательных технологий для профильной школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами. Первое - приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса без применения селективных средств (разделения учащихся на потоки, разведения по группам и классам разного уровня и т.д.). Второе – нельзя забывать о том, что старшеклассники уже активно готовятся к поступлению в ВУЗ, поэтому чрезвычайно важную роль приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности.

Обсуждая технологии образования старшеклассников, мы должны учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, имеют определенную преемственность, и нет технологий, работающих только на одной образовательной ступени. Поэтому технологии, описанные в этой главе, могут применяться и гораздо раньше, на ступени основного образования. Но на ступени профильной школы им отдается приоритет.

Технологии развития самостоятельной познавательной деятельностимогут быть успешно реализованы при условии осознания учащимися ответственности за собственное образование. Старшеклассник должен понимать, что ему необходимо изучать на углубленном, расширенном или базовом уровне. Своеобразной средой развития познавательной самостоятельности учащихся профильной школы может служить кредитная система. Рассмотрим общую логику этой системы[3].

Учебные курсы по предметам учебного плана (это и общеобразовательные, и профильные, и элективные курсы) оцениваются условными единицами, которые носят название кредитов и отражают уровень учебной нагрузки учащихся. Стандартная нагрузка предполагает 36 часов работы в неделю, из которых до 30 часов — аудиторные, складывающиеся из общеобразовательных (20 часов) и профильных (8-10 часов в зависимости от профиля) дисциплин. Остальные отводятся для элективных курсов, которые могут быть реализованы не только в виде аудиторных занятий, но в зависимости от профиля в виде самостоятельной работы в библиотеке, работы в археологической экспедиции, работы в исследовательской лаборатории и т.п.

Старшеклассник в течение учебного года должен получить 36 кредитов. Из них, например, 30 - по отдельным курсам в течение года и 6 за самостоятельную работу по курсам (в частности за научное исследование).

Для получения зачета (или какой-то другой формы отчетности) по выбранному курсу необходимо посещение всех занятий данного курса и написание от одного до трех самостоятельных заданий (это количество определяет учитель). За работу по курсу ставится оценка, которая на 30% состоит из оценки за посещение и работу на занятиях (в тех курсах, где таковые предусмотрены) и 70% за качество выполненных самостоятельных работ.

Каждый ученик выбирает количество и комбинацию курсов, по которым собирается получить зачеты, исходя из своих предпочтений, но так, чтобы набрать к концу года необходимое количество кредитов. Реальный выбор ученик делает между элективными курсами, поэтому, записавшись на элективный курс, ученик, таким образом, превращает его в «зачетный» со всеми вытекающими обязательствами. Превышение количества кредитов, обычно, нарушением не является. Однако, необходимо строго следить, чтобы учащиеся не испытывали серьезных перегрузок, в частности чтобы не имели более 36 аудиторных занятий в неделю.

В каждом образовательном учреждении может быть разработана своя кредитная система, но важно помнить, что основной смысл ее ведения – это развитие познавательной самостоятельности.

В отечественной педагогической практике имеется опыт развития познавательной самостоятельности школьников. Здесь можно назвать уже ставшую традиционной технологию составления опорных конспектов.

Значительным образовательным потенциалом обладают также исследовательские технологии, которые, безусловно, играют ведущую роль в развитии познавательной самостоятельности учащихся старших классов.

Опыт многих петербургских школ позволяет сделать вывод, что для использования исследовательских технологий в полном объеме в образовательном процессе, в школе целесообразно создание ученического исследовательского общества.

Опыт лицея № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга (лицея им. Леонардо да Винчи[4]) показывает, что создание УНИО по плечу каждой школе, при условии заинтересованности в подобной организации педагогов и учащихся.

Реализация технологии исследовательской деятельности предполагает развитие у учащихся довольно сложного комплекса умений и способов деятельности:

Наши рекомендации