Ценностно-смысловое отношение учительства к профессиональной деятельности
Выше уже отмечалось, что образовательные реформы невозможны без активного участия самих учителей. Ценностно-смысловое отношение учительства к профессиональной деятельности характеризуется гуманистическими ценностями: учитель видит свое назначение в создании условий для самореализации ребенка, однако, конкретизирует данную цель через цели приоритеты, направленные на становление культурного типа личности индустриального общества, а не постиндустриального, информационного, т.е. современного. Главное, в чем выражается это противоречие – в рассогласовании предметных и личностных целей обучения. Разрыв в логике целеполагания приводит к тому, что нарушается целостность профессионально-педагогической деятельности как системы: в этом случае, в деятельности учителя акцентируется предметный компонент цели, и тогда усвоение содержания предмета становится самоцелью учителя, безотносительно изменений личности, которые обеспечиваются личностным компонентом цели.
В эпохи перемен, когда существенно меняются факторы развития общества, детерминирующие цели-приоритеты образования, осуществляется поиск новых средств достижения данных целей.
Как же оценивает учитель состояния школьного образования? По мнению учителей, общеобразовательная школа не удовлетворяет современным требованиям общества. Число учителей, считающих, что в этом плане все благополучно, невелико (примерно 5%), показательно, что эта величина практически не меняется за последние 10 лет. (Диаграмма.1)
Диаграмма 1. Оценка учителями состояния школьного образования
Также зафиксировано, что наиболее критичной по отношению к современной школе и, в частности, к ее способности обеспечить современное качество образования является группа учителей со стажем от 8 до 13 лет, эта же группа, очевидно, в силу указанного факта, является наиболее отзывчивой на изменения и инновации в профессиональной деятельности.
На основании анализа представлений учителей о целях школьного образования, которые определяют содержательный характер профессиональных установок, зафиксировано противоречие между восприятием учителем цели-идеала и целей-приоритетов: учитель вполне справедливо считает неизменной свою миссию – содействовать самореализации ребенка, его социализации. При этом характеристика неизменности, незыблемости педагогической миссии переносится и на цели-приоритеты образования, учитель «отказывает» им в зависимости от социокультурных условий и ориентируется на «знаниевую парадигму» профессионально-педагогической деятельности, предполагая, что новые задачи могут быть решены за счет передачи ребенку определенного количества информации.
В наиболее отчетливой форме ценности профессионально-педагогической деятельности проявляются через определение ее направленности на достижение результатов школьного образования. Результаты изучения мнений учителей о приоритетах в деятельности показывают, что они за последнее десятилетие оказались практически неизменными. Кроме того, именно с точки зрения современных приоритетов в отношении результатов школьного образования, вызывает опасение факт главенствующего значения знаниевого компонента для подавляющего числа учителей (около 70 %), который дополняется такими ориентирами как «развитие познавательных способностей» (74 %) и «подготовка к поступлению в вуз» (50 %) в ущерб таким показателям, как «опыт социального взаимодействия» (20 %), «опыт общественной деятельности» (26 %) (Диаграмма 2.).