Как преодолеть сопротивление

В распоряжении хорошо информированного агента изменений находится несколь­ко способов, позволяющих успешно справиться с сопротивлением переменам, про­являющимся в любой форме18. Первый метод — это обучение и коммуникации. Его цель — просветить людей относительно предстоящих изменений до претворения их в жизнь и помочь им понять логику перемен. По всей видимости, обучение и коммуникации лучше всего срабатывают в тех случаях, когда сопротивление обус­ловлено наличием неточной или неполной информации. Второй способ связан с использованием участия и вовлечения. Поскольку этот метод преследует цель по­зволить окружающим людям принять участие в планировании и претворении из­менений в жизнь, людей просят высказывать свои идеи, давать советы и принимать участие в работе специальных групп и комитетов, которые могут встать во главе перемен. Этот метод оказывается особенно полезным в тех случаях, когда агент из­менений не располагает всей информацией, необходимой для успешного разреше­ния проблемной ситуации.

Поддержка предусматривает предоставление помощи — как материальной, так и эмоциональной — людям, испытывающим трудности в связи с переменами. Ме­неджер, использующий такой подход, внимательно выслушивает проблемы и жа­лобы, обеспечивает обучение новым методам и помогает окружающим преодолеть давление, связанное с выполнением работы. Метод поддержки особенно рекомен­дован в тех случаях, когда люди испытывают фрустрацию из-за профессиональных ограничений и трудностей, связанных с процессом изменений. Метод переговоров и соглашений предлагает побудительные мотивы для реальных или потенциальных источников сопротивления. Необходимо достигнуть компромисса, предоставив им особые льготы в обмен на то, что грядущие изменения не будут заблокированы. Этот метод особенно полезен в тех случаях, когда приходится иметь дело с индиви­дом или группой, которым в результате предстоящих изменений придется поте­рять нечто ценное.

Манипуляция опирается на скрытые попытки повлиять на окружающих; этот метод предусматривает предоставление выборочной информации и сознательное структурирование событий для достижения желаемых перемен. В некоторых случаях можно «подкупить» руководителей сопротивления, заручившись их поддержкой. К манипуляциям прибегают в тех случаях, когда остальные тактики не срабатывают или оказываются слишком дорогостоящими. Наконец, метод яв­ного или скрытого принуждения использует силу власти для того, чтобы склонить людей согласиться с переменами. Зачастую сопротивляющимся угрожают разно­образными нежелательными последствиями, если они станут сопротивляться запланированным переменам. Таким образом можно поступать, например, в кри­зисных ситуациях, когда первоочередное значение имеет скорость.

На рис. 16.3 обобщены идеи относительно того, как и когда следует применять эти методы для преодоления сопротивления переменам. Независимо от выбран­ной стратегии, всегда необходимо помнить: наличие сопротивления обычно пред­полагает, что можно сделать что-то, более подходящее для изменений, ситуации и людей, затронутых переменами. Успешный агент изменений преодолевает со­противление переменам, чутко прислушиваясь к обратной связи и поступая соот­ветствующим образом.

Метод---► При каких обстоят-вах -­­--►Преимущества------------ ► Недостатки

используется

Образование и коммуникации Люди страдают от недостатка информации, или располагают неточной информацией Порождает готовность способствовать переменам Может потребовать очень продолжительного времени
Участие и вовлечение Окружающие люди обладают важной информацией и/или властью, позволяющей оказывать сопротивление Дает дополнительную информацию о планируемых изменениях; порождает заинтересованность в переменах Может потребовать очень продолжительного времени
Облегчение и поддержка Сопротивление коренится в проблемах, связанных с ресурсами или адаптацией Непосредственно удовлетворяет специфические потребности в ресурсах и адаптации Может потребовать очень про­должительного времени; может оказаться очень дорогостоящим
Переговоры и соглашение Человек или группа потеряет что-то вследствие перемен Помогает избежать основного сопротивления Может оказаться очень дорогостоящим; может заставить остальных людей потребовать таких же льгот
Манипуляция и кооптация Другие методы не работают или оказываются слишком дорогостоящими Быстрый и относительно недорогой Может породить проблемы в будущем, если люди почувству­ют, что ими манипулируют
Явное и скрытое принуждение Огромное значение имеет скорость; а агент изменений располагает необходимой власть Быстрый, помогает подавить сопротивление ю Опасен тем, что люди придут в ярость

Рис..3. Методы преодоления сопротивления переменам

Инновации в организациях

Лучшие организации не пребывают на стадии стагнации; они непрерывно обнов­ляются19. Более того, они способны обновляться на постоянной основе — они це­нят и уважают «инновации», которые становятся нормальной и неотъемлемой частью их повседневной деятельности. Инновация— это процесс рождения но­вых идей и осуществления их на практике20. Она является средством, благодаря которому творческие идеи внедряются в повседневную деятельность, внося свой вклад в улучшение обслуживания потребителей или повышение продуктивности организации. Новые изделияозначают появление новых или улучшенных това­ров или услуг, более удовлетворяющих спрос потребителей. Новые методы про­изводстваозначают появление новых и усовершенствованных рабочих методов и операций.

Инновация— это процесс рождения новых идей и осуществления их на прак­тике.

Новые изделияозначают появление новых или улучшенных товаров или услуг, более удовлетворяющих спрос потребителей.

Новые методы производстваозначают появление новых и усовершенство­ванных способов работы.

Процесс нововведений

Основные этапы типичного процесса нововведений в организации показаны на рис..4. Они включают:

1. Рождение идеи — благодаря спонтанному творчеству, изобретательности и обработке информации.

2. Пилотажные эксперименты — оценку потенциальной ценности идеи и сферы ее применимости.

3. Определение выполнимости — оценку предстоящих затрат и возможных прибылей.

4. Окончательное применение — производство и продажу нового продукта или услуги или внедрение нового метода работы.

Процесс инновации не завершается до тех пор, пока не удастся достичь ста­дии окончательного применения. Одной новой идеи — даже блестящей — недо­статочно. В любой организации она должна пройти все стадии инновации и до­стигнуть точки окончательного применения, прежде чем удастся понять всю ее ценность.

Наши рекомендации