Раздел II. Общие основы педагогики.

Раздел II. Общие основы педагогики.

N ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС N задания Тема задания
Общие основы педагогики Педагогика как наука, её категориальный аппарат
Связь педагогики с другими науками
Методология педагогической науки
Методы и логика педагогического исследования
Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания
Философские концепции и принципы воспитания и образования
Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
Основные факторы развития личности

Педагогика как наука.

Переход от неинституциональной социализации к институциональной в период с V века до н.э.- ХII век н.э.

Изобретение письменности, математической символики произвело переворот не только в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменяло содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом, из единого процесса воспроизводства общественной жизни произошло выделение духовного воспроизводства - образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях.

4. Отказ от индивидуального обучения в XII-XIХ вв., переход:

§ к классно-урочной системе в школах и

§ лекционно-семинарской системе - в университетах.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. В Европе их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви.

Появились и сформировались университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей, государственных чиновников т.д.

5. Начальное, неполное среднее, а затем и полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Происходит смена философско-педагогических парадигм: принцип природосообразности начинает вытесняться принципами социальности и социализации личности. Наступает время новой методологии: отныне ребенок рассматривается не как творение природы (Бога), а как первоначальная общественная частица, которой предстоит занять свое подобающее место в социально-дифференцированном мире.

6. Выделение образования в специфическую отрасль духовного производства. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого "образовательного взрыва". Такое стало возможным потому, что автоматы, заменив механические машины, изменили положение человека в производственном процессе. Основной его функцией становятся наблюдение за технологическим процессом с целью предотвращения отклонения от заданных параметров, регулирование и настройка (наладка) в случае необходимости автоматизированной системы. Решающее значение приобрели развитый интеллект, хорошая образовательная и техническая подготовка рабочего

Основные факторы развития образования:

1. Противоречия:

· внешние - между обогащением культуры и возможностями ее наследования и т.п.;

· внутренние - между способами представления информации и способами ее усвоения в учебном процессе и т.д.;

· объективные – между активнодеятельной природой ребенка и ограниченными возможностями ее реализации в учебном процессе и др.;

· субъективные – между известным и познаваемым.

2. Исторически складывающийся общественный идеал личности.

Тема. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

Версия АПИМ

системно-структурный подход  
синергетический подход Человек рассматривается как система открытого типа, способная к самоорганизации и находящихся в режиме постоянною обмена энергией.
аксиологический подход Воспитание человека связано с усвоением системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры.
культурологический подход Культура рассматривается как универсальная содержание, способ и результат деятельности
герменевтический подход Главное в образовании – развитие способности к истолкованию, передаче и пониманию тексов, обретение на этой основе возможностей для самореализации в культуре.
феноменологический подход  
гуманистический подход Воспитание человека должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития, способствовать их достижению.
антропологический подход Воспитание человека «во всех отношениях» ставится в зависимость от знаний человека «во всех отношениях». Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человеческого
эзотерический подход (эзотерическая парадигма)  


Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Раздел II. Общие основы педагогики.

N ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС N задания Тема задания
Общие основы педагогики Педагогика как наука, её категориальный аппарат
Связь педагогики с другими науками
Методология педагогической науки
Методы и логика педагогического исследования
Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания
Философские концепции и принципы воспитания и образования
Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
Основные факторы развития личности

Педагогика как наука.

Наши рекомендации