Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития

Социальная адаптация развивающейся личности во многом основывается на речевом общении и взаимодействии. Наличие у ребенка речевых нарушений затрудняет его коммуникативное по­ведение.

Анализ литературы как отечественных, так и зарубежных авто­ров в определении понятий «язык» и «речь» показывает единство их взглядов: «речь - психофизиологическая основа для реализации функций вербального общения» (дыхание, голос и артикуляция), а «язык - это лингвистика, использующая речь для коммуникации» (В.И. Бельтюков, В.М. Солнцев, Т.Н. Ушакова и др.). При этом язык и речь исследователи предлагают рассматривать в совокупно­сти как аналитико-синтетическую рече-языковую деятельность.

Основными функциями речи в психическом развитии ребенка исследователи называют:

1) коммуникативную - речь как средство общения, которая про­
ходит три этапа: довербальный (складываются условия, обеспечи­
вающие овладение речью в последующем); понимание простейших
высказываний взрослых и произношение первых собственных слов;
речевое общение;

2) обобщающую - речь как средство мышления, «орудие абстрак­
ции»;

3) регулирующую - речь как средство планирования деятельно­
сти и поведения.

Нарушение одной или всех функций речи неизбежно влечет сбой в психическом развитии ребенка.

Для правильной оценки характера и степени речевого наруше­ния необходимо знать: как развивается речь в норме, какие анатомо-физиологические механизмы лежат в ее основе.

Речь не является врожденной способностью человека, она фор­мируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Основными анатомо-физиологическими механизмамиее явля­ются:

• целостность и сохранность всех структур мозга;

• сформмрованность слуховой, зрительной и моторной систем;

• скоординированная работа мышц дыхательного, голосового и
артикуляционного отделов речевого аппарата;

• совместная синхронная работа многих зон коры правого и .ле­
вого полушарий мозга;

• согласованная деятельность речеслуховой и речедвигателыюй
зон, которые расположены в доминантном (левом для правшей) по­
лушарии мозга.

Для формирования нормальной речи необходимо соблюдение следующих^условий:

• сохранная центральная нервная система;

• наличие нормального слуха и зрения (сохранность слухового и
зрительного анализаторов);

• активное речевое общение («взрослый - ребенок»; «ребенок -
взрослый»).

Исследования Т.Н. Ушаковой, посвященные изучению вопроса о наследственной^ и социальной обусловленности речи, позволили сформулировать некоторые принципы развития ранней детской речи и определить роль наследственного фактора. Исследователь отмечает, что речевой механизм новорожденного в первом периоде его жизни управляется унаследованной программой, обеспечива­ющей функции эмоций в форме двигательных, в том числе голо­совых, проявлений, и наследственная программа сохраняет свое значение на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 2,5-6 лет. Ее действие направлено на осуществление механизма анали­тических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого речевого материала, формирования грамматических структур и ди­намических стереотипов.

Подчеркивая роль наследственного фактора в раннем речевом развитии, автор отмечает, что у людей «говорящими» бывают ми­мика, пантомимика, общее двигательное поведение. В субъектив­ном плане активность, направленная на оречевление некоторого содержания, находящегося в сознании, представляет собой наме­рение высказаться, т.е. интенцию. Интенциопалыюя активность 1 имеет врожденный характер, формы ее проявления одинаковы у новорожденных по всему миру независимо от типа усваиваемого (языка.

При наличии всех необходимых условий речь в своем форми­ровании проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свои ка­чественные характеристики (табл. 2.3). Качество каждого последу-i ющего этапа зависит от результатов предыдущего.

Таблица 23

Этапы развития речи

Этап развития речи Характеристика речи
Самая ранняя стадия (мирная полонима года жизни) Вокализация, гуление, лепет (постепенное прибли­жение лепета к звукам родного языка)
Вторая половина года ЖИЗНИ Появление условных рефлексов на словесные раз­дражители
К одному году жизни Понимание значения многих слов, начало произно­шения первых слов
После полутора лет Появление простой фразы, се постепенное усложне­ние (фонологическое, морфологическое, синтак­сическое оформление речи)
К 3 годам Сформированность основных лсксико-грамматиче-ских конструкций обиходной речи (переход к овла­дению развернутой фразовой речью)
К 5 годам Развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией
К 5-6 годам Начало формирования способности к звуковому ана­лизу и синтезу
Следующий этан (н условиях обучения) Овладение письменной формой речи

В развитии речевой функции, также как и в психическом разви­тии, исследователи выделяют критические периоды, характеризу­ющиеся качественными новообразованиями: 1)1-2 года; 2) 3 года; 3) 6-7 лет.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом разви­тия речи. Для правильного понимания и оценки уровня речевого развития дошкольника используют «Схему системного развития нормальной речи», предложенную А.Н. Гвоздевым. Выделенные компоненты языка рассматриваются в качестве условного эталона нормы. Так, автор предлагает выделять ряд этапов развития речи дошкольника.

1. «Односложное предложение»: ребенок пользуется только от­
дельными аморфными (не имеющими формы) словами.

2. «Предложения из аморфных слов-корней»: ребенок использу­
ет фразы из 2-4 аморфных слов без изменения их грамматической
формы.

3. «Первые формы слов»: в речи ребенка появляются граммати­
чески правильно оформленные предложения типа «мама спит, си­
дит и т.д.», при этом остальные слова аграмматичны.

4. «Усвоение флексийной системы языка» (системы окончаний):
ребенок широко пользуется словами с правильными окончаниями,
но в речи полностью отсутствуют правильно оформленные предло­
жения.

5. «Усвоение служебных частей речи»: ребенок владеет фразовой
речью и в некоторых случаях умеет строить предложные конструк­
ции с правильным использованием окончаний и предлогов.

6. «Усвоение морфологической системы языка»: ребенок поль­
зуется фразовой речью, умеет строить предложные конструкции,
иногда затрудняясь в использовании окончаний и предлогов.

Таким образом, речь в своем развитии проходит ряд взаимо­связанных этапов, механизмы речи связаны с деятельностью коры головного мозга, иерархической по своему строению, каждое из зве­ньев которой вносит свой вклад в характер речевой деятельности.

Наши рекомендации