Нье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц
Спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование
Правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение
Подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений,
Формирование положительных форм взаимодействия между детьми.
В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для
Детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — ком-
Плекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на
Реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с
Ограниченными возможностями, преодоление психологических барье-
Ров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию
Необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий,
Реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные за-
дачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:
• формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в срав-
нении с силами здоровых сверстников;
• развивать способность к преодолению не только физических, но и
психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
• формировать компенсаторные навыки, умение использовать функ-
ции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
• развивать способность к преодолению физических нагрузок, необхо-
димых для полноценного функционирования в обществе;
• формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно,
И вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и
физической работоспособности;
• формировать осознание необходимости своего личного вклада в
жизнь общества;
• формировать желание улучшать свои личностные качества.
АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые
Соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют
Расширению их возможностей. Цель АФК — улучшение качества жизни
256 257
Детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной
Задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как пу-
Тем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по
Возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу
Жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям зани-
Маться спортом.
Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с
Нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается
Индивидуально (совместно с инструктором ЛФК). На первичном приеме
Ребенка присутствует воспитатель по физической культуре. Он анали-
Зирует медицинскую документацию совместно с инструктором ЛФК
(выписки из истории болезни, рекомендации ортопеда, невролога, врачей
Из стационаров и др.), беседует с родителями, наблюдает за ребенком в
Свободной деятельности. Совместно с инструктором ЛФК определяется
Двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдро-
Мом: состояние моторной функции, рук, наличие тонических рефлексов.
Затем заполняется первичный протокол обследования ребенка, в котором
Подробно описывается двигательный статус ребенка. На втором этапе
Организуется комплексное обследование, результаты которого заносятся
В карту. Исходя из этого, разрабатывается индивидуальная программа по
Формированию двигательных умений и навыков для каждого ребенка.
В программе определяется двигательный и ортопедический режим
(использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы,
Коррекции положения рук и пальцев, для удержания головы), дозиро-
Вание нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или
Иных приемов. В ходе работы по физическому воспитанию учитываются
рекомендации всех специалистов. Для ребенка с ДЦП важно соблюдать
Общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в
Одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются
Наиболее адекватные позы. В процессе работы с детьми используются
Физкультминутки, физкультпаузы. В свободное время дети принима-
Ют участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных
Спортивных праздниках, досугах. Все мероприятия, которые будут про-