Темп формирования высших психических функций, вследствие слабо выра-
женных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
• дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нару-
Шение — органическое поражение головного мозга, обусловливающее на-
рушения высших познавательных процессов;
• дети с нарушениями развития аутистического спектра, представля-
Ющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными
Клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностя-
Ми — нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков,
Аффективные проблемы становления активных взаимоотношений с ди-
намично меняющейся средой;
• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у кото-
Рых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое,
интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским це-
Ребральным параличом, слабовидящие с задержкой психического разви-
Тия и др. Степень выраженности нарушений различна, поэтому выделены
Три уровня психического развития детей с комплексными нарушениями,
Что определяет специфику психолого-педагогической работы.
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной
Работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во
Взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации
И средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в част-
Ности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности
Социального опыта, изменению в становлении личности. Наличие первично-
240 241
Го нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития. Каждая
Категория детей с различными психическими, физическими нарушениями
В развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические
Психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей
От другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной
работы с ними в интеграционном образовательном пространстве.
Значительную по численности группу детей составляют дети с не-
Резко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонени-
Ями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы
(В. И. Селиверстов, Б. П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо
Парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена
следующими вариантами:
• дети с минимальными нарушениями слуха;
• дети с минимальными нарушениями зрения, том числе с косоглази-
ем и амблиопией;
• дети с нарушениями речи (дислалия, минимальные дизартрические
Расстройства, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахила-
Лия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения
фонематического восприятия);
• дети с легкой задержкой психического развития (конституциональ-
ной, соматогенной, психогенной);
• педагогически запущенные дети;
• дети — носители негативных психических состояний (утомляемость,
Психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна,
аппетита) соматогенной или церебрально-органической природы без на-
Рушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики,
Аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией,
с цереброэндокринными состояниями);
• дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффек-
тивной возбудимости, истероидности, психастении и др.);
• дети с нарушенными формами поведения органического генеза (ги-
перактивность, синдром дефицита внимания);
• дети с психогениями (неврозами);
• дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизоф-
рения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
• дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебраль-
но-органической природы;
• дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур голо-
Вного мозга или нарушения их функционального или органического гене-
За (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).
В последнее время в дошкольные учреждения поступают дети после
кохлеарной имплантации, которым также необходима специальная по-
Мощь при организации педагогической работы.
Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями
Психического развития целесообразно рассматривать как самостоя-
Тельную категорию, занимающую промежуточное положение меж-