Нимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерант-

Ность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к фи-

Зическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи

И стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у

Детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного

Отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также

Более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получе-

нию того или иного вида образования и создание необходимых условий

для достижения успеха в образовании всеми детьми.

238 239

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными воз-

можностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует

Деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все

Дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрировать-

ся в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный

Маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллек-

Тив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых

Психологических установок на формирование у детей с нарушениями

Развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети

С ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя

Начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения,

Удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и

их особых образовательных потребностей, заданных характером нару-

Шения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина,

Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская).

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с

Ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со

Стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответс-

твенность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее

Важным аспектом является психологическая готовность воспитателя

Группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать

Пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные)

образовательные программы для дошкольников, имеющих различные

отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсиру-

Ющего и комбинированного видов. Следует указать, что в настоящее время

Отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содер-

Жание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией

детей в общеобразовательных учреждениях. Данный раздел Программы

Имеет своей целью познакомить педагогов, психологов дошкольных обще-

образовательных учреждений с технологиями коррекционно-педагогичес-

Кой работы, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.

Дети с ОВЗ — неоднородная по составу

Группа дошкольников

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех

или некоторых разделов образовательной программы дошкольного уч-

Реждения вне специальных условий воспитания и обучения.

Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разны-

Ми нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяется несколько категорий детей с наруше-

ниями развития:

• дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), пер-

Вичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое вос-

приятие, вследствие поражения слухового анализатора;

• дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное

Нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие,

вследствие органического поражения зрительного анализатора;

• дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является

недоразвитие речи;

• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным

Нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органичес-

кого поражения двигательных центров коры головного мозга;

• дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный



Наши рекомендации