Режим дня и недели в группе комбинированной направленности для
Разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в ре-
234 235
жиме полного дня, кто-то только 2–3 дня до обеда). Кому-то могут быть
противопоказаны определенные формы работы (например, бассейн) — для
Таких детей должны быть предусмотрены другие виды организации их
Активности.
Организация деятельности группы может модифицироваться в соот-
ветствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании
Работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными
Занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными
Занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным
И неструктурированным обучением. При реализации программ следу-
Ет разрабатывать разные формы активности детей в малых группах и в
целом в группе, разноуровневые задания, учитывать индивидуальные
Особенности детей.
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации об-
разовательных программ, так и в ходе режимных моментов:
• индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефекто-
логом, педагогом-психологом и другими специалистами ДОО;
• активных действий в специально организованной среде (свободная
Игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях,
прогулка);
• совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,
• приема пищи;
• дневного сна;
• фронтальных занятий;
• организации взаимодействия в детско-родительских группах;
• праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку
Способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строят-
ся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего
Развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специ-
алистов, работающих с ребенком. Например, работу логопеда по разви-
Тию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных
Функций.
Эффективным условием реализации инклюзивного образователь-
Ного процесса является организация предметно-развивающей среды,
стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности
Ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Характеристики предметно-развивающей среды:
• безопасность;
• комфортность;
• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;
• вариативность;
• информативность.
Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимо-
Действие с другими детьми в микрогруппах, что способствует форми-
Рованию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги
Способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организа-
Цию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого
Можно использовать дополнительные развивающие программы («Ма-
Ленький исследователь», программы занятий в керамической и столяр-
Ной мастерских, программы по организации проектной деятельности,
Программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Де-
Ти, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодейс-
Твовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совмес-
Тные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах,
Способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого
Учитывать их при взаимодействии.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать
Как познавательные, так и социальные задачи.
Организация взаимодействия в детско-родительских группах пред-
Ставляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включаю-
Щие в себя игры, творческие, музыкальные занятия. Эти занятия ведут
Специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
Музыкальный руководитель. В ходе взаимодействия специалисты прояв-
Ляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктив-
Ные способы поведения, оказывают информационную поддержку родите-
Лям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях,
Пении, изобразительной деятельности и этим, с одной стороны помогают
Детям включиться в занятия, а с другой — сами получают эмоциональную
Разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми.
После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить